18+
18+
РЕКЛАМА
Город, Магазины, Томский магазин-2006: Мыло ручной работы - томская идея будет двигаться в регионы Томский магазин-2006: Мыло ручной работы - томская идея будет двигаться в регионы

Томский магазин-2006: Мыло ручной работы - томская идея будет двигаться в регионы

В прошлом году, вернувшись из отпуска, бизнесмены Ангелина Гвоздякова и Михаил Гончаров, решили открыть в Томске свой магазин, торгующий мылом ручной работы. На томском рынке такой продукт уже был представлен: в городе уже некоторое время работают точки фабрики «Stendera» - магазин-франчайзи. Латвийское мыло приобрело своего клиента. Делать то же самое не хотелось. Так пришла идея создать мультибрэндовый магазин мыла ручной работы: представлять не только латвийское мыло, а несколько «мыльных» компаний. 18 декабря 2005 года открылся первый «Магазин Хорошего Мыла» в гипермаркете «Томь».

Сейчас поставщиками «Магазина хорошего мыла» являются мыловарни России (частные мыловарни «Tasha», «Савонри» и «Искусь» из Санкт-Петербурга, компания «Мыломан» из Москвы), Латвии (помимо «Рижской Мыловаренной Мануфактуры», это мыловарня «Мастерская Хорошего Мыла»), Сирии (частная мыловарня «Le Sultan»), ЮАР (мыловарня «De Laurier») и Великобритания («BOMB cosmetics»). По факту, такого ассортимента больше нет ни в одном магазине как в Томске, так и в России.

«Магазинъ Хорошего Мыла» - полностью томский брэнд. Год назад Ангелина и Михаил сами придумывали концепцию, сами создавали оформление. Маленькая частная мыловарня, век 19 или 18 – неважно, главное ощущение уюта. Как в баньке - с полок свисает цветная рафия (не пряденые, высушенные листья пальмы) края стеллажей оббиты пенькой, возле кассы – корзиночки с бурлящими шариками для ванны, на открытых полках выложены все сорта мыла. Запах натуральных эфирных масел просто опьяняет. Случайный покупатель потеряется в ассортименте – мыло лечебное, мыло с люфой (мочалка прямо в мыле), мыло со скрабами и без скрабов, глицериновое с кремом, без крема… + 80 видов шариков для ванн, + 10 видов настоящей морской соли, + массажные масла, и таких плюсов можно ставить еще бесчисленное множество. Пять точек продаж в Томске. Один вопрос – зачем так много?

Ангелина Гвоздякова: Когда мы озадачились этим вопрос, мы звонили в Москву, в ООО "Европрестиж", которое является официальным представителем Мыловаренной Фабрики STENDERA (Latvia) в России. Нам сказали: мы используем франшизу. Вы поставляете только наше мыло, мы ставим вам определенные условия, и вы их выполняете. Нам это показалось скучным, и потом – зачем еще один магазин-франчайзи только латвийского мыла в Томске? Поэтому пошли по пути создания мультибрэндового магазина.

Насколько оправдана такая широта ассортимента? По словам Михаила Гончарова, генерального директора «Магазина Хорошего Мыла», нельзя сказать, что клиенты просто сметают продукцию с полок. Скорее – изучают, присматриваются. Если человек пришел один раз, он обязательно вернется. Речь идет о культуре потребления и привычке ухаживать за собой и за своим телом: если покупка фабричного мыла не требует особых усилий при выборе, то в «Магазине Хорошего Мыла» вам придется потратить не только деньги, но и время.

Немного истории

Самое ранее описание мыловарения было обнаружено на шумерских глиняных табличках, датируемых 2500 годом до н. э. Способ основывался на смеси из древесной золы и воды, которую кипятили и растапливали в ней жир, получая мыльный раствор. Однако этот раствор не имел определенного названия, свидетельств его применения не сохранилось и то, что принято считать мылом, из него не производилось.

Изобретение собственно мыла зачастую приписывают римлянам и относят его к первому тысячелетию до нашей эры. Легенда гласит, что слово мыло (англ. soap) произошло от названия горы Сапо, на которой совершались жертвоприношения богам. Смесь из растопленного животного жира и древесной золы жертвенного костра смыло дождем в глинистый грунт берега реки Тибр. А женщины, стиравшие там белье, обратили внимание, что благодаря этой смеси одежда отстирывается значительно легче.

Объективное доказательство появления ремесленного мыловарения было получено при раскопках руин римского города Помпеи. Археологи обнаружили мыловарню и нашли готовые куски мыла. Как известно, римляне были знамениты своими общественными банями – термами, однако мытье было не самой главной целью их посещения. Римская баня, так же как и греческая, в большей степени носила социальную функцию – люди собирались в большом бассейне, расслаблялись и вели беседы. Мыло же, которое производилось в то время, было слишком жестким для кожи и использовалось только при стирке.

А вот жители средневековой Европы вообще не отличались чистоплотностью, что среди прочего послужило причиной страшных эпидемий. Мода на чистоту вернулась в Европу только к XVII веку. В это же время окончательно сформировалось ремесло мыловарения. Ингредиенты для приготовления мыла варьировались в зависимости от региона. На севере при варке мыла применялся животный жир, а на юге использовалось оливковое масло, благодаря которому мыло получалось превосходного качества.


Чем же отличается мыло ручной работы от мыла промышленного производства? Первое делается вручную при строжайшем соблюдении технологии процесса. Химическая реакция между жиром и золой (или содой), которая была обнаружена в глубокой древности, и сегодня является основной для получения мыла. Этот процесс так и называется – реакция омыления. В результате образуются два ценных и дополняющих друг друга продукта – мыло и глицерин. Мыло обладает моющими свойствами, а глицерин делает умывание приятным и полезным. Собственно, это и есть так называемое мыло ручной работы. В его состав входит только то, что необходимо и достаточно: моющая основа на базе натуральных масел, вода и естественный глицерин. Как правило, в такое мыло вводят также смягчающие и питательные добавки: бесконечное разнообразие масел, жиров, восков, глин, лечебных грязей, растений и экстрактов из них, и, конечно, эфирные масла.

При промышленном производстве глицерин отделяют от мыла. Таковы требования технологии массового выпуска. В лучшем случае, малую часть этого глицерина возвращают на последующих стадиях производства, называя такое мыло "глицериновым" В процессе химической реакции небольшое количество реагентов остается не израсходованным. Так в мыле появляется свободная щелочь, и это отражается в высоком водородном показателе - рН, что не полезно для кожи человека. Кроме того, в заводском мыле присутствуют синтетические добавки в виде консервантов, эмульгаторов и отдушек. Они могут вызывать сухость, стянутость кожи, раздражение, шелушение, аллергические реакции и кожные заболевания.

В мылах ручной работы рН близок к нейтральному, хорошо сбалансированные поверхностно-активные вещества значительно менее агрессивны к кожным покровам.

К слову о деньгах. Одним из основных компонентов мыла ручной работы являются базовые и эфирные масла. Одна капля эфирного масла выдавливается из шести тысяч лепестков. Литр эфирного масла косточек винограда, которое применяется в производстве мыла Hand made, стоит 14 тысяч долларов.

- Закупки мыла ручной работы, естественно, дороги, - говорит Михаил Гончаров. – Во-первых, это маленькая партия. Готовой продукции на складах мыловарен нет. Мы стараемся закупать большими партиями, но эти 8 мыловарен, которые мы представляем в Томске, не успевают делать то, что мы хотим. Мыло «Чистая кожа» люди ждут по месяцу, по два, не потому что у нас плохие поставщики, а потому что это мыло лежит и вызревает у производителя. Оно не в промышленных масштабах делается. Это очень дорого, и для нас, и для производителя.

- Мы далеко, конечно, находимся – говорит Ангелина Гвоздякова. – Пока все эти основы мыльные, эфирные масла и проч. пройдут границы, преодолеют все расстояния со всеми транспортным расходами, выходит очень дорого…

Несмотря на это, мылом ручной работы сейчас пользуется весь мир. Оно популярно в Латвии, Германии и Канаде, оно набирает популярность в России. И очень к месту будет вспомнить здесь о том, что все новое – это хорошо забытое старое. Во времена Клеопатры люди восхищались ее белоснежной кожей, сохранявшей свой великолепный оттенок под палящим южным солнцем. Секрет, между тем, прост: молочные ванны.

- Многие спрашивают, что такое молочко, - улыбается Ангелина. – Обычное сухое молоко, как в магазине продают. Просто туда добавляются эфирные масла.

Технологии создания мыла сохранились и спустя 4 тысячелетия.

- Сегодня, придя в магазин и взяв мыло из города Аллепо, вы можете быть уверены, что это мыло было «сварено» 4 тысячи лет назад, - рассказывает Михаил Гончаров. – По той же технологии, в тех же чанах. Такие мыловарни до сих пор существуют. Мыло варят в каменных мешках, которые были сделаны тогда. Потом это все выливают в углубление на полу каменных подвалов, оно остывает, потом стадии конечной обработки: нарезка, затвердение, формовка. Все эти фазы, как и остальные, делаются полностью вручную.

Мыло, нарезанное на бруски, переносят в наиболее проветриваемую часть фабрики, чтобы оно сушилось на открытом воздухе, где бруски в шахматном порядке раскладываются (либо складываются в башенки). На протяжении долгого времени мыло постепенно затвердевает, теряя при этом излишки воды. Мыло сушится не менее 9 месяцев.

В готовую мыльную основу в определенных пропорциях добавляются различные ингредиенты.

- Очень часто приходят в магазин и спрашивают «А вот я в прошлый раз брала мыло с чайным деревом, и оно было темнее, или там было травок больше», - говорит Ангелина Гвоздякова. – Объясняешь, так это ведь потому, что каждый раз оно делается по-разному. Грубо говоря, сколько травок насыпали туда, столько их там и будет.

Свои особенности есть у каждого производителя мыла ручной работы. Так, компания «Искусь» славится производством мыла с великолепными лечебными свойствами. Это мыло изготовляется холодным способом: используется особая низкотемпературная технология, что позволяет сохранять все питательные и увлажняющие компоненты сырья растительного происхождения. В результате мыло бережно ухаживает за кожей и обеспечивает необходимое питание и увлажнение. Второй его плюс – отсутствие каких бы то ни было красителей – даже пищевых. Максимум, что может быть использовано для создания цвета в этом мыле – свекла или всевозможные травки.

Сверхприбылей «Магазин Хорошего Мыла» пока не приносит, но, по крайней мере успешно окупается. По словам его создателей, они и сами не ожидали, что удастся за год открыть 5 точек продаж. Бизнес есть бизнес: не окупается – не может существовать. Так, точку в «Авроре» пришлось перенести в «Детский мир» на Южной – на Горьком продажи шли отнюдь не бойко. Сейчас Михаил Гончаров и Ангелина Гвоздякова планируют ни много ни мало создать свою франчайзинговую сеть с центром в Томске.

- Сама по себе идея уже готова, - говорит Михаил Гончаров. – Оборудование откатано, 5 магазинов у нас работает, с каждым магазином мы что-то дорабатываем, придумываем. И выйти в другой город – проблем нет. Идея такая – откатать франшизу на близлежащих городах, а потом уже выходить на все остальное. Москва нас уже давно зовет…

Московский поставщик «Магазина Хорошего Мыла», компания «Мыломан» - даже не столько поставщик, сколько партнер. Москвичи уже не раз приглашали открыть томский магазин и в Москве. Сейчас этому препятствует только незавершившийся пока процесс оформления авторских прав на магазин. Как только это оформление завершится, «Магазин Хорошего Мыла» попытает счастья на поприще франчайзи. По словам Михаила Гончарова, уже к марту можно будет ждать первый магазин-франчайзи томской марки.

Анна Степцюра