18+
18+
РЕКЛАМА

Томские дороги: итоги ремонтной кампании-2008

В четверг представители администрации Томска проверяли качество капитального ремонта объектов улично-дорожной сети, отремонтированных в 2008 году.

Для своего объезда исполняющий обязанности мэра Томска Николай Николайчук и заместитель мэра, начальник департамента дорожного строительства и благоустройства, Владимир Оккель выбрали демократичный способ передвижения – рейсовый автобус, чтобы помимо них посетить места ремонтно-дорожной славы в городе удалось и другим желающим, главным образом, представителям прессы.

Проезжая по улицам Томска все участники объезда смогли в полной мере "насладится" бичом крупных городов – пробками. Пусть они и не были затяжными, но продолжительности объезду добавили. Хорошо, что Николай Николайчук и В. Оккель не давали заскучать журналистам и постоянно сообщали некоторые подробности прошедшего и предстоящего ремонта, а также строительства дорожной сети города. В это время пассажиры проезжающих, или стоящих рядом в заторах автобусов-троллейбусов с любопытством наблюдали за общением заместителей мэра с прессой.

Не дожидаясь, пока водитель доставит всех к первой остановке мини-путешествия - Коммунальному мосту - Николай Николайчук рассказал о проведенных за 2008 год работах на этом важном для города объекте дорожной инфраструктуры. За тот период, пока томичи мучились здесь в пробках, на мосту было сделано новое покрытие и проложена новая гидроизоляция, которая остановила процессы коррозии.

Теперь Коммунальному мосту, на который суммарно необходимо выделить 440 млн. рублей, предстоит дальнейший ремонт - нижняя часть моста, пролетные строения и опоры будут приводить в порядок в 2009 году. В этом же сезоне "приемка работ завершается и уже окончательные документы будут подписаны к 1-му ноября этого года", сообщил Н. Николайчук.

Владимир Оккель не без удовольствия отметил, что если бы Владимир Путин проехал по подходам к нашему мосту, то он вряд ли бы испытал бы желание покритиковать их, как он сделал на открытие моста в Новосибирске. Н. Николайчук добавил к этому, что все уклоны были тщательно подогнаны: где-то снимали слой, где-то добавляли, таким образом, углы подъемов способствуют плавности хода.

Удивительная вещь, но мэрия не смогла найти исполнительных документов, ни по мосту, ни левому и правому путепроводу. Поэтому неприятным сюрпризом были многочисленные отклонения от проекта, которые приходилось устранять прямо в ходе ремонтных работ. Они проводились под контролем института "Томгипротранс", который внес необходимые коррективы в ремонт и Томским архитектурно-строительным университетом. Последний проводил технический надзор.

Первоначально планировалось выделить на мост средства из двух бюджетов (городского и областного) 157 млн.руб, но к концу рабочего сезона-2008 сумма "слегка" выросла - до 206 млн. Нехитрые вычисления показывают, что на следующий год необходимо 234 млн. рублей. Город же может выделить только 137 млн. из целевой программы, остальную часть средств придется просить у области.

Не все сделанное вызывает у чиновников удовлетворение. Например, внешний вид прилегающей территории. И он действительно слегка уныл - особенно там, где разворачивается и останавливается техника, в том числе и строительная.

Курьезный случай произошел с бетонными отбойниками на верхней части левого путепровода. Для их создания подрядная организация закупила американскую установку, которую не смогли освоить и поэтому отбойники выглядят как старый деревенский забор, вкривь и вкось. Причина - не смогли правильно подобрать смесь цементобетона. Вдобавок, сибирский морозец не позволяет разобраться с проблемой в нынешнем году, поэтому подрядчику придется исправлять содеянное в следующий сезон. Разумеется, за свой счет.

***
Дальнейший пункт следования – экскурсионная площадка между музеем истории Томска и католическим костелом. Пока автобус мерно покрывал км. асфальта по пути к месту высадки, выяснилось несколько интересных моментов.

Во-первых, недобрая весть для тех служб коммунального хозяйства и прочих заинтересованных лиц, которые любят разрыть половину проезжей части\тротуара и бросить дело на полдороги: Николай Николайчук сообщил, что дал указания на создание отдельного регламента по проведению подобных раскопок.

- По сути дела, восстановление после раскопок должно начинаться с самого начала, - сказал Н. Николайчук. - При этом не должна нарушаться несущая способность ближайшей части территории улицы и та часть, которая была вновь закрыта слоем асфальта и прочих материалов, должна прослужить минимум 3 года.

Оказывается, подрядчики из других городов были немало удивлены планировкой томских улиц. Вообще, все коммуникации, газо-, трубопроводы, канализация должны залегать по обочинам проезжих частей. Но не тот случай в Томске, где "исторически сложилось" так, что все эти элементы инфраструктуры бессовестно зарыты под дороги, что безмерно усложняет процессы и их ремонта и дорожные работы. Прямое следствие этого – наличие неприлично большого числа колодцев на проезжей части. Владимир Оккель сообщил любопытный факт: на 500 метровом отрезке пр. Кирова расположено 159 колодцев. Может быть, таинственные расхитители люков таким образом боролись с этим непотребством? К сожалению, этого мы не узнаем. Зато мы узнаем, что думает глава города о "новой" старой булыжной мостовой, которая спускается к перекрестку ул. Обруб - Р. Люксембург.

Первое, что выяснилось по прибытию - это малый размер той самой площадки. Конечно, Томск отнюдь не Мекка для туристов, но и 2 полноразмерных автобуса могут целую вечность маневрировать на ней в попытках разъехаться. Второе – сама булыжная мостовая. Представители СМИ с огромным скепсисом разглядывали торчащие под разными углами булыжники. Строились разные догадки, почему нынче она выглядит столь неприятно для взора: может быть, то были и вовсе не те камни, что покоились тут десятилетия назад, может, халатность при новом мощении, или же просто булыжникам не дали улежаться и утоптаться ногами прохожих. В таком случае, мостовая нескоро вернется к своему первозданному виду, ибо спешащие по своим делам жители города явно предпочитают тротуары из брусчатки. И.о. мэра напротив, был удовлетворен состоянием этого участка. Владимир Оккель поспешил развеять сомнения публики и поведал технологию создания подобных мостовых. Не будем утомлять перечислением всех ухищрений, просто остановимся на финальном пункте – проверке мостовой:

"Качество укладки булыжного камня проверяется следующим образом: поднимается один камень, и с ним должен квадратный метр камня (мостовой – прим. автора) приподняться"

Но журналистов, которые захотели бы проверить качество укладки исторических булыжников, не нашлось.

Пешком спустившись к ул. Р. Люкесмбург, участники объезда принялись обозревать изменения, сделанные за прошедшее время на этой ветке дорожной сети. Н. Николайчук подметил:

- Вы вспомните, в каком состоянии улица находилась еще два года назад. Сюда водители старались не заезжать. Сегодня улица выглядит современно, благоустроено.

На данный момент все работы завершены, и на все выполненные работы дан гарантийный срок – 3 года. Все огрехи подрядная организация подправляет сама, без указания из Администрации. Поэтому сегодня улица выглядит достойно, что, как сказал градоначальник, отмечали и участники инновационного форума. Остается добавить, что реконструкция вытянула с пр. Ленина на "Розочку" около 30 тыс. машин в сутки.

Он добавил, что подобным же образом будет реконструирована ул. Советская, от ул. Фрунзе до пр. Кирова. На этом участке будут переложены коммуникации и заменены трамвайные пути, на что понадобится около 120 млн., сейчас есть только 1/3 - 40 млн. рублей.

***
Развязка на 4-ой поликлинике является, своего рода, камнем преткновения между областью и городом. Мэрия сразу и однозначно выступила против строительства мостового перехода через улицу Пушкина, который инициировал областной департамент дорожного строительства. Аргументирует Красный дом это тем, что "начинать строительство развязки нужно не с мостового перехода, а с проведения тех мероприятий, которые позволяют получить эффект сразу". Это расширение существующей проезжей части и обустройство надземных пешеходных переходов, для того, чтобы убрать на этом участке светофоры. ТГАСУ уже подготовило подобный проект. Второй этап, по словам и.о. мэра – строительство эстакады, которая будет построена в сроки, обусловленные финансовыми ресурсами.

Андрей Бурлуцкий, аспирант кафедры автомобильных дорог ТГАСУ сообщил, что специалисты архитектурно-строительного университета на основе собранных данных построили модель с помощью немецкого программного продукта Visim. Введя в эту модель те мероприятия, которые рекомендовали мэрия и Томгипротранс, были получены технико-экономические показатели транспортных потоков. Среди них и ежегодный экономический эффект, и срок окупаемости – он составляет 900 млн. в год, таким образом окупаемость составит 8 месяцев.

Если говорить общими словами, то к уже существующим полосам будут добавлены, где 1, где 2 дополнительных. Например, это планируется сделать на самой развязке (кроме ул. Читинской, где такой необходимости нет). Планируется отрегулировать светофорные циклы.

Вычисления показывают, что все мероприятия повысят скорость прохождения участка с 18-20 км/час до 25-35.

Вместе с тем, выяснилось, что строительство эстакады и путепроводов на 4-ой поликлинике отнюдь не панацея. Это не позволило бы разгрузить тот поток транспорта, что собирается на подходах к ней.

Печальная участь уготована трамвайному маршруту за номером 2. Приношением его в жертву и будет частично достигнут желаемый эффект:
- Говорю однозначно – рельсы будут убраны. Маршрута номер два на Томск-II не будет, - категорично заявил Николай Николайчук. - Улица Пушкина от кольца на 4-ой поликлинике до ул. Яковлева будет расширена до 6-ти полос, за счет той территории, что сейчас занимают рельсы.

Та же судьба ожидает трамвайные пути на ул. Дальне-Ключевской. На этом перекрестке с ул. Яковлева планируется расселение и снос одного жилого дома (можно предположить, что это адрес ул. Пушкина, 42), для того чтобы создать своеобразное кольцо. Подобный проект, к радости жильцов дома, уже существует.

Демонтаж рельсов также освободит ул. Железнодорожная (та, по которой сейчас и ходят трамваи), и которая, по сути, занята ими полностью. Вдобавок, со слов Николайчука "просматривается транспортный коридор с ул. Вокзальная на ул. Мичурина, через железную дорогу". Таким образом, в невообразимом с таким финансированием будущем, возможно создание дублера путепровода Иркутский тракт-Пушкина (на нем возможно добавление еще одной полосы, для ровного счета).

***
Если Вас не поражают масштабы этих идей, то наверняка смогут ошеломить 600 тыс. кубометров грунта, вывезенного на участок пересечения ул. Балтийской и Сибирской. Именно столько было доставлено в Томск для того, чтобы организовать строительство путепровода к Южной площадке ОЭЗ через Балтийскую и обустройству объезда по берме. Еще 500 тыс. необходимо для окончательного завершения. Сами цифры выглядит довольно внушительно, но еще более захватывающее – это самим проехать по гигантской насыпи, что и было сделано автобусом на пути к окончательной точке объезда, площадке на пересечении ул. Балтийской и ул. Елизаровых.

Проезжая по реконструируемой Сибирской и постепенно приближаясь к насыпи, все внимательно слушали о тех хитростях, на которые пришлось пойти проектировщикам и строителям для решения проблемы с транспортными потоками на ул. Балтийской. Берма, которая идет бок обок с насыпью путепровода, в ближайшие дни будет заасфальтирована, для того, чтобы зимой жители Томска смогли по ней проезжать к ул. Сибирской, а строители смогли со спокойной совестью продолжать громоздить насыпь. Чтобы было яснее, по ней будет построен путепровод к ОЭЗ, от которого дорога выйдет на мостовые сооружения и далее уже к Академгородку.

Прежде всего, городу необходимо снести 8 домов, которые стоят на пути строительства объездной дороги, собственникам которых "грозит" компенсация. Проведенные оценочные мероприятия сулят им неплохие дивиденды, около 20 млн. на каждого.

***
Закончить материал по этой инспекции, пожалуй, стоит на минорной ноте. Жители Томска могут не ожидать реконструкции пр. Фрунзе - там просто нет возможностей для расширения. Не будет в ближайшем будущем изменен и участок ул. Льва-Толстого – пр. Комсомольский, для него еще не подготовлен проект. Амбициозный план по строительству проспекта Новаторов натолкнулся на схожие проблемы. Для одного только проектирования необходимо найти 100 млн. рублей, полностью же объем работ оценивается в 12 млрд. рублей. Жителям ул. Сибирской придется потерпеть возросший поток машин, и как следствие, шумовую и экологическую нагрузку. Но это мера вынужденная, иначе от города почти будет отрезан Академгородок. Для решения всех этих вопросов, как обычно, не хватает финансирования, ведь всего на строительство и ремонт улично-дорожной сети на 2009 год выделено около 2.5 млрд. рублей. Громадье планов встречает скудное по сегодняшним меркам финансирование, однако - беспрецедентное для прошлых лет. Тем не менее, по итогам поездки очевидно, что администрация города настроена оптимистично и намерена продолжать дорожное благоустройство в Томске.

М. Козырев