Театр по-американски: в Томске побывала гостья из Бостонской консерватории США
В Театральной гостиной Томского драматического театра побывала редкая гостья - технический директор театра при Бостонской консерватории США Анна Лабыкина. Узнать особенности театральной жизни других стран любопытно всегда. Тем более, сегодня, когда российские театры начинают переходить с бюджетного финансирования на самоокупаемость. Ведь в Америке театры сами зарабатывают себе на жизнь.
Анна Лабыкина выросла в Томске. Она прекрасно знала английский, и в 16 лет в рамках программы по обмену учащимися поехала в США на год. После Анна решила остаться в Америке и живет там уже 18 лет. После учебы в школе был колледж по специальности «Режиссерское мастерство» и магистратура по специальности «Технический директор театра». Таким директором она и работает в театре при Бостонской консерватории уже пятый год. В России ее должность бы называлась «заведующий постановочной частью» - она отвечает за воплощение в жизнь макета спектакля, созданного художником, за все декорации, реквизит и костюмы, набирает работников и контролирует работу цехов.
Анна Лабыкина (в центре) с помощников режиссера и осветителем на генеральной репетиции спектакля. Фото Лоры Коваль
В Бостонской консерватории высокий конкурс – 10 человек на место. Вузов, специализирующихся на музыкальном направлении, в стране немного, всего три. Студентов серьезно обучают не только актерскому мастерству, но и танцам и пению – иначе не попасть в театры на Бродвей, куда стремится большинство выпускников. Вообще театральные факультеты есть практически в каждом колледже, но уровень образования везде разный. Например, получить степень бакалавра изящных искусств можно только в восьми вузах страны, и консерватория один из них.
Мюзикл "Ад и Рай" (оригинальная постановка на музыку Джо Джексона, мировая премьера) 2007 год. Фото: Анна Лабыкина
Бостон – городок размером с Томск, население там тоже около 500 тысяч. Но профессиональных театральных компаний заметно больше, чем у нас - 12. Все на самоокупаемости. Билеты на спектакль обычно стоят от 40 до 100 долларов. На отсутствие публики в Бостоне не жалуются:
- У нас студенческий город, а учиться в дорогих вузах могут только дети из богатых семей, обучение стоит порядка 45 тысяч в год, - рассказывает Анна. – Ученики без проблем могут потратить деньги на билет в театр. Интерес к спектаклям у них есть, в Бостоне я редко вижу полупустые залы.
Опера Б.Бриттена "Поворот Винта", 2008 год. Фото: Анна Лабыкина
В репертуарах из произведений, известных в России, часто встречаются пьесы Шекспира (в Бостоне даже есть театр, где идут только его пьесы). Главное, о чем думают перед постановкой – станет ли она кассовой. Это один из главных минусов самоокупаемости театров. Экспериментировать очень рискованно. Другой минус американской театральной системы для Бостона – там непросто найти настоящих профессионалов. Это дорогой город, и многие актеры, режиссеры уезжают в другие города или в Европу, где больше возможностей для развития.
Мюзикл "Вест-Сайдская История", 2008 год. Фото: Анна Лабыкина
Постоянной труппы, главного режиссера в американских театров не существует – каждый спектакль создается как проект. Его руководитель ищет деньги и нанимает персонал, проводит кастинги. Свое помещение у театра тоже есть нечасто, многие арендуют зал. Но в этом есть и плюсы – у театров больше свободы, они не привязаны к труппе, к зданию, к какой-то государственной структуре, им не перед кем отчитываться.
Мюзикл "Рента", 2010 год. Фото: Анна Лабыкина
Конечно, Анну расспрашивали об ее впечатлениях от российских театров:
- Я давно заметила, что в театрах, не только томских, но и сибирских, просто ужасное освещение, - признается Анна. - Никто не умеет ставить свет, не играет им. В Бостоне я обычно работаю с хорошими художниками по свету, на их спектаклях глаза просто отдыхают. Но когда я смотрю сибирские постановки, то иногда приходится зажмуриваться, настолько плох свет. А нравятся мне у вас большие площади. У нас помещения – одна из проблем. Сцена с вращающимся кругом - это просто моя мечта. И хотелось бы, чтобы наши цехи были более просторными, ведь тогда и возможностей больше.
Мария Симонова