18+
18+
РЕКЛАМА
Speciality, Креативные индустрии, "Томский Обзор" в гостях у томских художников: МАСТЕРСКИЕ (фото) "Томский Обзор" в гостях у томских художников: МАСТЕРСКИЕ (фото)

"Томский Обзор" в гостях у томских художников: МАСТЕРСКИЕ (фото)

Творчество ряда томских художников известно далеко за пределами города. Так, карикатурист Борис Перцев рисует графические шаржи, в том числе для москвичей, Николай Коробейников выставлял свои картины в нью-йоркской галерее, а Владимир Кан со своими экслибрисами объездил полмира. Многие из них также занимаются изготовлением скульптур, пишут стихи и прозу, сочиняют музыку. Все это происходит за закрытыми дверями – в мастерских, куда не вхожи рядовые жители. «Томский Обзор» навестил художников в их обителях и разузнал, в каких условиях творят томские мастера.

Первым, кто встретил нашу редакцию, был художник, поэт и скульптор Олег Петрович Кислицкий. Томичам он известен по таким работам, как Памятник домашним тапочкам возле гостиницы Томск, памятник «Младенец в капусте» у роддома №1 и Памятник электрику возле здания Горэлектросетей. Его мастерская находится на пр. Кирова, на чердаке пятиэтажного здания. Просторная и светлая, площадью 50 кв.м., она длительное время пребывает в стадии ремонта. Все приходится делать своими руками, говорит Олег Петрович. На стенах развешаны фотографии с выставки «Мужи и Музы», которая четыре года назад проходила в Областном Художественном музее. Повсюду расставлены подарки других скульпторов и художников, есть даже портрет самого владельца мастерской, подаренный ему на день рождения. Показал Олег Петрович и заготовки будущих скульптор, одна из которых - «Кондуктор трамвая». Зимой здесь очень холодно, так что в обозримом будущем в мастерской должен появиться камин, который мастер планирует сделать собственноручно.

По соседству с Олегом Петровичем пишет свои картины другой томский художник – Александр Цыганков, интервью с ним вы можете почитать на «Афише». Его картины ежегодно выставляются в томских музеях, в том числе на IV Томской Всероссийской триеннале «Рисунок России», а стихи и рассказы печатаются в литературных журналах в России и за рубежом. Его мастерская очень просторная, светлая и чистая. Ремонт мастер также делал самостоятельно. Стены традиционно украшают картины и портреты. В этой творческой лаборатории художник проводит большую часть времени, пишет здесь стихи. На полках стоят книги - произведения русских авторов, поэтические сборники (в том числе, издания Цыганкова), журналы, среди которых есть даже альманах «Филадельфия», издаваемый в США. Есть старенький компьютер, который все еще предлагает «отключить питание компьютера». И, конечно же, мольберт, где в момент нашей встречи стоял незаконченный портрет некой дамы.

Томич Александр Кнэхт по образованию архитектор, тем не менее, публике он больше известен своими картинами. Его работы хранятся в Областном Художественном музее и частных коллекциях. Александр любит писать томские пейзажи и редко выезжает за пределы города, говорит, что муза и так приносит вдохновение. В отличие от других художников, он не только пишет стихи, но и сочиняет музыку. В его мастерской стоит синтезатор, на котором он, главным образом, играет для себя, в свободное от рисования время. «Невозможно постоянно заниматься живописью - это тяжело, очень устаешь» - сказал однажды в своем интервью для «Афиши» Александр Петрович.

Мастерская Николая Николаевича Вагина - просторная комната, самостоятельно поделенная на два яруса, где нижний – собственно студия, а верхний – хранилище картин и книг. На стенах развешаны картины друзей – художников Дорофеева и Мокрова, студентов и самого художника: переработка театральных костюмов (тех, что сначала рисуются для театра акварелью, эскизами, а потом некоторые перерисовываются на большие полотна, уже маслом). От прошлой владелицы мастерской осталось старинное зеркало (деревянное, обшарпанное, метра два в высоту). Все пространство занимает мебель. Множество мелочей расставлено по подоконникам и столам: разбитая (и подклеенная) супница, старая чернильница (предположительно, бронзовая). «Может быть, из неё Чехов писал. Правда, я понять не могу, куда тут перо должно ставиться… хотя, может тогда ещё гусиные перья использовали…» - рассказал о ней Николай Николаевич. На подоконнике расставлены детали театральных макетов: стулья в банке, театральные колонны. Под ним стоит велосипед, и лежат гантели (оставлены семьей дочери при переезде). «Жена и родственники, они что думают? Они думают, что мастерская - это почти как гараж – можно все ненужное из дома сюда переносить. Но для художника мастерская – место духа».

Последней посещенной нами творческой обителью стала студия Николая Коробейникова, художника, хорошо известного не только в Сибири, но и за океаном. Его работы выставлялись в Иркутске, Санкт-Петербурге и даже Нью-Йорке, недавно проходила и персональная выставка на родине, в Художественном музее. Во многих общественных и присутственных местах города реализованы его дизайн-проекты, он же расписывал томский железнодорожный вокзал и оформлял офис для одного из университетов Сорбонны в Париже. Почитать интервью с Николаем Коробейниковым можно также на «Афише». Вместе с Коробейниковым работает и его жена, Татьяна Сергеевна. И именно в работы этих авторов эксперты художественного рынка сегодня советуют вкладывать деньги.

Текст: Евгения Швецова, Ирина Сергиенко

Фото: Алена Кардаш, Ольга Хорошилова