18+
18+
РЕКЛАМА
Слова, Глава экспертного совета Открытого университета Сколково Олег Генисаретский: "Цивилизованного местно Глава экспертного совета Открытого университета Сколково Олег Генисаретский: "Цивилизованного местного самоуправления у нас маловато"

Глава экспертного совета Открытого университета Сколково Олег Генисаретский: "Цивилизованного местного самоуправления у нас маловато"

В марте в Томске состоялся Фестиваль актуального научного кино 360º. Показы большинства фильмов, вошедших в его программу, проходили в режиме аншлага. Но организаторы - Политехнический музей, Фонд Сколково и Открытый университет Сколково не ограничились только "синематической" составляющей - томичам привезли еще и цикл занимательных научных лекций, которые читали самые блестящие практики и теоретики из разных сфер науки.

В перерывах между мероприятиями фестиваля, на вопросы нашего обозревателя ответил председатель экспертного совета Открытого университета Сколково, доктор искусствоведения Олег Генисаретский:

- Олег Игоревич, после фестиваля прогнозируете повышение интереса к науке?
-
Я в этом отношении оптимистичен. 20 лет назад была закрыта единственная студия научного кино. С тех пор никто ничего не делал. Но интерес к науке всегда сохранялся, просто современное телевидение заполнилось бессмысленными ток-шоу, господствует вечная присказка «народ это не поймет, говорите проще». В Москве сейчас непрерывно привозят лектории – разных звезд научно-технической мысли. Это стало принято на каналах «Культура», «Наука-2». Вот и нынешний фестиваль показал, что на просмотр уже записываются семьями.

- Интересна ли современная Россия для ведения наукоемкого бизнеса?
- Пока все инвестиции в науку и технику очень долговременны, это могут себе позвонить крупные корпорации, и то в сотрудничестве со средним и малым бизнесом, который привлекается на аутсорсинге. У нас пока никто не склонен вкладываться в такие «длинные» проекты. Более-менее успешны те, кто работает под крышей отделений, филиалов – Майкрософт, например. А иначе всегда есть риск отъема и рейдерства. Что касается Сколково, было внесено несколько десятков изменений в законодательство, задумано множество преференций. Сколько это будет продолжаться, не знаю, это явно не вечные вещи, может быть, и расширение произойдет – за счет региональных представительств, в том числе у вас. В этом вся дерзновенная попытка и состоит. Для университета Сколково срок уже более-менее обозначен. Пока там нулевой цикл, а должны быть построены лабораторные корпуса и много чего еще. По плану это 2015-2017 год (добавим, что по проекту швейцарских архитекторов храм науки в «Сколково» будет представлять собой систему из четырех корпусов-колец, во внутренних дворах которых планируется сохранить лес и озеро).

- Вопрос к вам как к аксиологу - насколько изменились ценности россиян за последнее время?
- по отношению к этому вопросу у меня большая методологическая подозрительность. Как правило, это совершенно не операционализированные вещи. Например, сегодня популярна тема семейных ценностей. Вот представьте себе – приходите вы вечером домой, садитесь за стол и говорите: давайте выпишем наши семейные ценности. Что изменится в вашей жизни утром? Это не перерастает в действие само по себе. Что на месте ценностей стояло в русском языке и традициях нашей жизни? Добродетели, благо, общее благо – совершенно другой словесный ряд, чем сегодня. Очевидно, что произошла некая замена. Сегодня разговор о ценностях часто происходит в формате принятия всевозможных этических кодексов. За последние два года только ленивый не принял свой собственный кодекс. Представляете себе кодекс сотрудников ДПС? Этику строителей? Это какие-то тупиковые активности. Они важны, когда люди консолидировались, есть общее понимание интересов и целей, им нужно защищать свои ценности, привлекать сторонников. Например, партийные. Тогда – да, этот риторический язык необходим.

- Одна из ваших статей, написанная в 1998 году, была посвящена роли местного самоуправления в посткризисной России. Вы говорили о том, что при каком бы градусе либерализма или авторитаризма не кристаллизовался политический режим, в ближайшем будущем без местного самоуправления, без инициативы граждан в делах жизнеобеспечения и правопорядка ей не обойтись. Сегодняшняя Россия снова посткризисная. Как изменилось местное самоуправление за это время?

- Тогда были выборы и назревала муниципальная революция, была попытка создать муниципальную партию. Сейчас это все свернулось, что наиболее ярко выражается в опыте сити-менеджеров, безвыборной ситуации. Я по тому опыту не очень чувствую, что намечается что-то серьезное. У нас цивилизованного местного самоуправления, основанного на гражданских свободах, маловато. Оно во многом остается какого-то полукриминального плана. Вокруг него идет борьба, в том числе и уличная. Муниципальное управление - это высокопрофессионализированная, очень технологичная деятельность, начиная от финансовых, политических и заканчивая социальными технологиями. И эти вот сегодняшние петушиные наскоки – сначала возьмем власть, а потом начнем… - это по меньшей мере наивно. Город – объект гораздо более сложный, чем куча железа под названием спутник, который летает где-то в космосе. И потом это безумно интересная деятельность. Это реальная, осязаемая вещь, любопытная в интеллектуальном смысле. А вообще думать, что может приехать кто-либо и сделать что-то для города, это злокачественно. Такие вещи на парашютах не экспортируются. Помощь для самопомощи должна быть. Нужно начинать с поддержки чего-то прорастающего, нового. У вас есть среда, источники развития – бизнес-инкубаторы, университет Сколково. Развитие ведь происходит от развитости. А Томск в этом отношении находится в одном из лучших положений страны.

Справка Обзора:

Генисаретский Олег Игоревич - заместитель директора Института человека РАН, проф. Института корпоративного предпринимательства Высшей школы экономики, председатель правления Института гуманитарного партнерства "Путь", президент Российской ассоциации визуальной антропологии и Ассоциации "Открытый музей".

Родился 28 февраля 1942 г. в городе Коврове под Владимиром. Школьные годы провел в подмосковном Ногинске (г. Богородск), а затем в индустриальной Электростали. Окончил Московский инженерно-физический институт (факультет электронно-вычислительных устройств и средств автоматики) в 1964 г. В 1965 г. во ВНИИТехнической эстетики (а затем в Центральной экспериментальной студии Союза Художников) начал заниматься вопросами теории и методологии системного и художественного проектирования, средового подхода, экологии культуры и эстетического воспитания. Основная тема этих занятий, продолжающихся до сих пор, - проектность как качество, присущее не только деятельности проектирования, но также сознанию, окружающей нас среде и культуре.

В 1970 г. представил к защите в Институт конкретных социологических исследований АН СССР кандидатскую диссертацию по теоретической социологии культуры, которая была отклонена ВАКом с формулировкой "за нарушение ленинского принципа партийности". С середины семидесятых годов начал заниматься историей религиозно-философской мысли и молитвенно-созерцательной практики в России, в частности, изучал и готовил к изданию труды о. Павла Флоренского. В 1989 г. защитил во ВНИИТЭ кандидатскую, а в 1992 г. докторcкую диссертации по искусствоведению (технической эстетике).

В 1993—2005 годах руководил сектором психопрактик сознания и культуры Института человека РАН, с 2005 года — главный научный сотрудник Института философии РАН.Вместе с О. Б. Алексеевым является ведущим передачи "Радиоклуб «Говоря говорим» на радио Финам FM.

Круг научных интересов - гуманитарная антропология и культурология, традиционная психологическая культура и современные психотехники (сознания и культуры), исихастика и гуманитарная глобалистика, пространственное развитие и антропология стратегического.

Текст: Анна Евгеньева