18+
18+
РЕКЛАМА
Креативные индустрии, Оживающая история одного народа. Музей истории евреев в России Оживающая история одного народа. Музей истории евреев в России

Оживающая история одного народа. Музей истории евреев в России

Станция метро «Динамо» в Москве, мимо разрушенного стадиона, по Театральной аллее безо всяких признаков скамеек – отыскать нужное место сразу не выходит. Нет привычного отдельного здания советской или дореволюционной постройки с заметной и не менее привычной вывеской «М-У-З-Е-Й». Неприметная белая дверь с кодовым замком в нижнем этаже большого жилого дома – незамысловатые «врата» в единственный в стране Музей истории евреев в России.

О МУЗЕЕ

Открылся музей в мае прошлого года (точная дата – 18.05.2011). Около года велась работа по его созданию. Срок, согласитесь, небольшой, но этому есть объяснение: Музей истории евреев – частный и создан по инициативе и на средства одного человека – Сергея Устинова, вице-президента по специальным культурным проектам и мероприятиям Российского Еврейского конгресса.

Помещение, где расположился музей, не слишком для этих целей подходит, признается научный консультант музея, искусствовед, специалист по еврейскому художественному авангарду Григорий Казовский. Например, сложно поддерживать правильный климат-контроль; немного причудливо расположены залы с экспонатами. Но зато изначально было главное - коллектив, который давно занимался музейной темой и даже более того – представлял, где и что можно «брать». Есть у музея свой директор, научные консультанты, экскурсовод, дизайнер, хранитель, но нет бухгалтера – частное учреждение в нем не нуждается.

- Частный музей работает абсолютно по тем же правилам и канонам, что и обычный, - говорит Григорий Казовский – Нами подписана Музейная конвенция. Но, конечно, у нас гораздо проще обстоит ситуация с финансированием: если нужны деньги, их отпускают столько, сколько нужно. А когда есть деньги, многие вопросы решаются гораздо быстрее. Плюс помогает и то, что музей небольшой.

Помещение действительно небольшое – это видно невооруженным глазом. Несколько залов с экспонатами, посвященными разной тематике: зал с предметами быта, религиозного культа, зал, посвященный благотворительности, еврейской культуре, ремеслам, советскому периоду истории… Экспонаты по большей части спрятаны за стекло, некоторые разместились вдоль стен в коридорах между залами – все выглядит точно так, как и положено в традиционных музеях.

Но есть и одно громадное отличие: посетителей Музей истории евреев принимает бесплатно – таково решение учредителя. Публика, которую водят на экскурсии, по словам Григория самая разная - от пионеров до пенсионеров, от негров и расистов до куклусклановцев: «Не Лувр, конечно, но народ ходит».

ОБ ЭКСПОНАТАХ

Экспонаты прибывают из разных мест и разными путями: что-то находится самостоятельно, что-то покупается, что-то дарится. В основном, в экспозиции представлена жизнь той части еврейского общества, которая оказалась под властью Росийской Империи после раздела Речи Посполитой.

Ханукия - ритуальный светильник для празднования Хануки

- Все это ничего не стоит, никакой коммерческой стоимости не имеет. Многие вещи так бы и сгнили, если бы мы не приехали и не забрали, - говорит Григорий Казовский. А на вопрос, какие из экспонатов можно назвать действительно уникальными, удивленно отвечает: «Все». И дабы не быть голословным, показывает на кувшин за стеклом. Кувшин как кувшин, зеленый и с надписью.

- Это кувшин для пасхального свекольника, тут надпись на идише: «Для праздничного борща». То есть какой-то человек специально заказал себе вот такой кувшин, праздничный. Другого такого нет, понимаете? Это вещь, единственная в своем роде, действительно, как говорится, эксклюзивная.

Предметы быта, коих в музее немало, уникальны не только сами по себе, но и потому, что их никто ранее не выставлял. В силу изначальной простоты, обыденности и потому кажущейся незначимости. Например, плетеная подставка для кошерования мяса, рядом с ней за стеклом лежат ножи, заточенные специальным образом; или волчки дрейдлах, в которые дети играли на праздник Пурим на орехи и конфеты; амулеты против сатаны; указки для чтения Торы; безумной красоты резные пряничные доски. Интерес у посетителей вызывает абсолютно все, ведь очень многие вещи большинство из них никогда не видели, и даже более того - в принципе не подозревали, что подобные существуют в еврейской культуре.

Дрейдлах - волчки

Праздничные пряничные доски

- Есть вещи, которые вызывают трепетный, прямо-таки нездоровый интерес, - усмехается Григорий. – Например, инструменты для обряда обрезания. Для многих целое открытие, что еврейский религиозный культ имеет какую-то эстетическую форму. Вообще вещи, которые как-то связаны с разного рода ритуалами, в других российских музеях не представлены.

У каждого из экспонатов, пусть даже это просто предметы быта, своя история. Например, башмак-одиночка халица – главное «действующее лицо» важной церемонии, о которой наверняка рассказывают всем, кто приходит в музей на экскурсию.

Халица - обряд, освобождающий бездетную вдову и брата ее покойного мужа заключать предписанный Торой брак. Совершался обряд, как правило, во дворе синагоги или в доме раввина.

Целый зал в музее посвящен благотворительности – одной из ключевых этических основ иудаизма. Здесь собрано немалое количество самых разных железных коробочек «пушке» - сосудов для сбора пожертвований. Они устанавливались в синагогах, театрах, прочих публичных местах. Деньги собирались на помощь учителям, обучение грамоте бедных еврейских мальчиков, поддержку синагоги, для бесприданниц… По словам Григория, с помощью таких вот пушке можно легко сконструировать всю горизонтальную структуру еврейского общества, в культуре которого благотворительность занимала одно из главных мест.

Настоящее кресло и инструменты цирюльника, корона Торы, роскошный Арон Кодеш (шкаф для свитков Торы), свадебный балдахин Хупа, катафалк (а точнее его половина) – в музее собрана масса интересных вещей, про каждую из которых можно рассказывать и рассказывать.

Арон Кодеш - шкаф для свитков Торы

Погребальные носилки

Плетенка и ножи для кошерования мяса

Инструменты и кресло цирюльника

Колесико для проделывания отверстий в маце

Традиционный вопрос о планах музея получает такой же традиционный ответ: конечно, планируем расширяться. Например, можно полностью реконструировать убранство синагоги. Или выставить катафалк целиком. Было бы пространство, а идей и желаний масса.

Григорий Казовский: "При наличии финансирования частный музей можно создать довольно быстро. Особенно, когда знаешь, чего хочешь".

В России ваш музей такой один. А в Москве частные музеи еще есть?

- В Москве, конечно, существуют еще частные музеи - у людей есть деньги, поэтому они не ограничиваются только собиранием коллекции, а пытаются показать ее всем, фактически, развивать какую-то культурную деятельность. Самый важный фактор в этом случае - большая личная заинтересованность. Да и какой еще может быть другой стимул, когда человек не зарабатывает ни копейки, а даже наоборот — каждый месяц тратит на содержание музея и пополнение коллекций огромное количество денег? 

И совсем необязательно, что хороший частный музей – это только Москва. Его можно создать в Сибири – там такая богатая этнография. Но при наличии хорошего инициатора, разумеется. А раз не делают, значит, нет возможности или не хотят, или выгоды своей в этом не видят.

Все экспонаты в вашем музее по-настоящему живые. Этим могут похвастаться далеко не все музеи, почему?

Если взглянуть на нас, то это музей очень традиционного типа – таково требования владельца. Конечно, если мы сможем получить помещение побольше, то добавим и какие-то интерактивные вещи. В любом случае музей, частный ли, государственный ли – это не просто собрание предметов в одном месте. Выставляемые вещи важны, но не менее важно и то, как они выставлены. Даже самые интересные экспонаты не будут «живыми», если их не оживить, обязательно должен быть какой-то контекст, нужен особый подход, фантазия. И то, в каком виде представлены экспонаты в нашем музее – тоже уже устаревшая форма.

Но как нужно делать «правильно» - этого никто не скажет. Ну, нет такой инструкции: «возьмите молоток в правую руку, а гвоздь в левую». Традиционные музеи во многом исходят от экспонатов, а нужно включить историческое воображение, нажать на какую-то «эмоциональную кнопочку». Экспонаты должны не лежать, а говорить.

За рубежом музеи часто выставляют в залах копии экспонатов, а оригиналы хранят в запасниках – почему бы и нет, если средства позволяют эти копии создавать. Зато их можно потрогать. Не уверен, что это правильно, но делать-то можно.

Музей сегодня утрачивает свои прежние функции сохранения, презентации, музеефикации прошлого. Точнее сказать, эти функции сегодня уходят на второй план. А на первый выходит функция просветительская, развлекательная. И в своем традиционном качестве музей уже не привлекателен. Поэтому все и придумывают всяческие инсталляции, прочие завлекательные штуки.

Одной идеи для создания хорошего музея недостаточно?

- Конечно, нет. Знаете, сколько может быть идей?! Только у меня одного — миллион, ну и что? Этого мало. В этом случае очень правильна музыкальная аналогия: композитор может написать гениальное произведение, но никто его не услышит, если он его не исполнит. А для того, чтобы исполнить, нужен целый оркестр, нужно чтобы сошелся целый ряд всяких «штук». Вот тогда все будет как надо.

Текст: Анна Жидкая
Фотографии экспонатов предоставлены Музеем истории евреев в России