18+
18+
РЕКЛАМА
Образование и наука, Словарь. Что такое форсайт? Словарь. Что такое форсайт?

Словарь. Что такое форсайт?

Форсайт - слово, которое вошло в обиход не так давно, но звучит достаточно регулярно. Что это, выяснял "Томский Обзор".

Как такового общепринятого определения форсайта не существует - каждый участник и организатор вкладывает в это понятие свой смысл. Приведем несколько определений, подобранных порталом Стратег.ру:

"Форсайт – это систематические попытки оценить долгосрочные перспективы науки, технологий, экономики и общества, чтобы определить стратегические направления исследований и новые технологии, способные принести наибольшие социально-экономические блага" (американский исследователь Бен Мартин).
• "Форсайт - это систематический, совместный процесс построения видения будущего, нацеленный на повышение качества принимаемых в настоящий момент решений и ускорение совместных действий. Идеология форсайта происходит от конвергенции тенденций современных разработок в области политического анализа, стратегического анализа и прогнозирования" (
EU FOREN Guide).
• "Форсайт - это естественная человеческая деятельность, которая, на самом деле, всегда выполнялась и отдельными людьми, и компаниями. Тем не менее, сейчас она формализована в эффективную методику и применяется правительствами, регионами и другими субъектами стратегирования для формирования рамок в науке и технологии. Технология форсайта позволяет учитывать долгосрочные последствия и возможности в принятии решений. Форсайт может быть использован для разработки стратегий и долгосрочного планирования развития регионов, муниципалитетов и других видов территориальных образований" (
ForTech).
• "Форсайт – сценарное прогнозирование социально-экономического развития: возможные варианты развития – экономики, промышленности, общества – в 10-20 летней перспективе" (
UNIDO).
• "Прогнозирование, оценка технологий, исследования будущего и другие формы форсайта - это попытка определить долговременные тренды и скоординировать на их основе принятие решений. Форсайт появился в последние годы и наиболее активно применялся в Европе для выделения приоритетов современных исследований на основе базовых сценариев развития науки, технологии, общества и экономики. Форсайт - это процесс, вовлекающий всех стейкхолдеров: общественные организации, промышленные предприятия, исследовательские центры, неправительственные фонды, и так далее. Работа может быть организована на нескольких уровнях: международном, национальном, региональном. Цель форсайта - определение возможного будущего, создание желаемого образа будущего и определение стратегий его достижения" (
CORDIS).

Георгий Белозеров, председатель организации РУС (Российское управленческое сообщество участников Президентской программы подготовки управленческих кадров)

- Технология форсайта появилась в мире не так давно. По большому счету это возможность объединить интересы людей, которые вовлекаются в реализацию будущего для того, чтобы оно сложилось именно так как им нужно. А также предвидеть возможность тех негативных сценариев, которые могут быть и работать с ними.

По большому счету это стратегическое планирование, но коллективное, а не планирование «сверху». Очень важно, чтобы в это планирование было вовлечено как можно большее количество организаций, структур, специалистов, которые могут не только определить, сфантазировать, спрогнозировать образ возможного «завтра», но, что самое важное, — «пристроить» к нему личные стратегии, которые позволят свершить это «завтра». Большинство действительно прорывных продуктов были спрогнозированы не одним человеком, а были созданы в ходе форсайта.

Важно не иерархизировать эту систему; ее сила как раза в ее «облачности». Попытка излишне структурировать этот форсайт-процесс может повлечь за собой крах всей модели.

***

Форсайт – слово не русское, с английского этот термин можно перевести как «предвиденье». Казалось бы, зачем огород городить и вводить в язык очередной новомодный термин, аналог которому – прогнозирование - в великом и могучем уже есть. Однако от простого прогнозирования форсайт отличается, притом существенно. Прогнозы обычно составляются келейно группой экспертов. В форсайтах же участвует довольно широкий круг людей, причем не обязательно изучающих проблематику исследования. В идеале аудитория форсайта – представители всех групп специалистов, которых могут затронуть изменения в предмете исследования, включая студентов и домохозяек. Но данный перечень вовсе не отменяет участия экспертов в работе.

Второе отличие – более широкий взгляд на проблему. Прогнозы обычно касаются узких вопросов (как увеличится ВВП; как изменится курс рубля по отношению к доллару; какая партия возьмет большинство в Думе), форсайт же как правило пытается предсказать будущее состояние какой-то сферы жизни или объекта (как будут обстоять дела с образованием к 2030 году; как через 10 лет изменится город Дублин; чем мы будем питаться, когда овощи отрастят собственные зубы и мозг). Естественно, такая оценка не является вещью в себе – необходимо выработать какие-либо рекомендации по осуществлению наиболее благоприятного варианта событий, в режиме мозгового штурма родить новые идеи, которые помогут выйти из тупика.

Можно назвать целый ряд примеров успешных международных форсайт-проектов. Так, среди проектов последних лет можно отметить форсайт реки Дунай, когда исследователи из стран, по территории которых протекает эта река, объединились для того, чтобы обсудить как сделать ее чистой.

В Румынии, Сербии и Венгрии реализован проект по решению проблем малых населенных пунктов в приграничных областях. Его участниками были не только эксперты, но и население. В результате реализации проекта были решены вопросы посещения родственников в соседних селах, находящихся за границей, упрочения культурных контактов, да и просто поездок за покупками в соседнюю страну, поскольку часто нужные магазины, расположенные за границей, в десятки раз ближе, чем «свои».

Естественно, используется форсайт и в бизнесе. Например, в Daimler Motor Company проект по созданию нового автомобиля начинается с попытки составить общее представление о жизни человека в будущем. Разработчикам автомобиля важно понимать, чем будет отличаться поведение потребителя сегодня и в будущем: будут ли люди больше ездить на автомобиле или ходить пешком, предпочтут ли они город или деревню, будут ли путешествовать на автомобиле за границу. С учетом этого предвидения и разрабатывается новая модель.

Кроме того, с помощью методов форсайта пытаются построить модели будущего развития городов. Такие проекты реализуются в Дублине, Барселоне, Штутгарте.

Практика создания форсайт-проектов постепенно набирает обороты и в нашей стране. Показательный пример - гражданская инциатива "Форсайт Россия", авторами которой стали члены Российского управленческого сообщества участников Президентской программы подготовки управленческих кадров (РУС) во главе с Дмитрием Песковым. Сейчас "Форсайт Россия" охватывает уже более 20 крупных российских городов и сконцентрирован по 5 основным направлениям: "Индустриализация", "Мегатренды", "Общественный договор", "Технологии" и "Человеческий капитал".

Авторы "Форсайт Россия"

- Мы предлагаем всем, кто имеет долгосрочные планы и готов работать на их реализацию, объединить усилия в определении общей цели. Открыто ответить на вопрос, какой мы видим нашу страну в будущем и как каждому из нас, реализуя свою стратегию, прийти к единому результату. Мы проведем общероссийский гражданский форсайт страны - конструирование того будущего, которое мы хотим для себя, в котором каждый из нас увидит свое место. Форсайт – это действие по созданию будущего. Форсайт предполагает субъектность и личную ответственность. В нем важно максимально широкое вовлечение людей. Так мы создадим стратегии каждого из нас и страны в целом, сформируем целостное и системное видение будущего России, на которое сможем и должны ориентироваться".

Сергей Раков, cтарший преподаватель и директор образовательных программ Факультета госуправления Российской академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ, директор программы "Школа ART-менеджера в Томске"

- Задача любой форсайт-игры - сконструировать нечто такое, чего никто пока не знает. Специалист в одной сфере предложит, другой добавит – и в итоге получится некий проект, некая новая технология.

Важно, с каким концептом, каким настроением ты приходишь на игру и в каком направлении продолжаешь думать после нее. Важно поделиться своим видением проблемы и услышать отзывы на него; узнать, что по этому поводу думают другие и придти в итоге к совместному видению будущего.

«Совместное» и «будущее» - два ключевых слова: мы договорились вместе о будущем и вместе к нему идем.