18+
18+
РЕКЛАМА
Образование и наука, Третья форсайт-игра в Томске: "Food for life" от студентов и экспертов Третья форсайт-игра в Томске: "Food for life" от студентов и экспертов

Третья форсайт-игра в Томске: "Food for life" от студентов и экспертов

В июне в стенах Томского госуниверситета прошла третья по счету молодежная форсайт-игра. Студенты, аспиранты и молодые ученые из Томска, Новосибирска, Красноярска, Барнаула и Ставрополя, объединившись под девизом "Лучший способ предсказать будущее – это создать его", в течение двух дней усиленно рождали новые идеи, способные решить насущные проблемы.

Третья форсайт-игра была посвящена проблемам продовольственной безопасности и носила соответствующее название - "Food for life". Представители ГК "Лама", которые присутствовали на игре, формулировали волнующие их проблемы в пищевой сфере в виде технологических заданий, которые и предстояло решить участникам.

Все участники были поделены на шесть групп в соотвествии с прорабатываемыми концепциями: "Выращивание/добыча", "Переработка сырья", "Производство продуктов питания", "Качество пищи, питательные свойства", "Транспортировка. Логистика". "Реализация. Торговые сети", "Потребление. Культура питания". Первый день игры целиком и полностью отдавался под безудержное создание самых разных идей. После беспощадного разбора придуманного экспертами выживали лишь самые стойкие предложения. Но зато весь второй день был посвящен их более детальной проработке.

Присутствие заинтересованной компании и как результат рождение нескольких вполне жизнеспособных проектов (о которых пойдет речь ниже) - главные отличия третьей форсайт-игры от двух предыдущих. Посему на четвертую и участники, и организаторы возлагают большие надежды. Провести ее планируется уже этой осенью, возможно в рамках форума Innovus.

А пока - итоги третьей игры, как говорится, в лицах:

Артем Желтов, эксперт Группы "Конструирование будущего", ведущий игры

- Можно было бы сказать, что игра прошла "как обычно" - собрались, поговорили – но это означало бы сильно погрешить против правды. Потому что прошедшее мероприятие выгодно отличалось от большого числа "студенческих" и "образовательных" форсайтов и проектных семинаров тем, что там присутствовали представители бизнеса, напрямую заинтересованные в его результатах. Наличие Заказчика, готового купить и реализовать самые интересные и полезные результаты, всегда придает подобным мероприятиям деятельностную осмысленность.

Вот и в этот раз, помимо набора тривиальных идей (впору делать список "стандартных шаблонных конструкций", всегда и везде всплывающих в качестве имитации результата), были предложены пара проектов, вызвавших нешуточный интерес. Забавно, насколько отличается реакция зала от реакции инвесторов: то, что для участников выглядит правильным и нужным (всякие идеи по здоровому питанию, "домашние заготовки", копирование существующих в других городах, а также околонаучные проекты), у инвесторов вызывает зевоту. А вот идеи на границе социального инжиниринга и технологий, отдающие легким безумием, но интересные именно тем, что никто такого раньше почему-то не делал, были приняты на "ура". И возможно, очень скоро будут реализованы.

Лучший вариант, предложенный во время игры, на мой взгляд - идея со студенческими банковскими картами на покупку продовольствия, кстати, безоговорочно принятая инвесторами. Помимо явной прагматической и социальной полезности, она также создает новое измерение городских инфраструктур: к стандартному и привычному пакету услуг, составляющих "городское качество жизни" (вода, электричество, канализация, с недавних пор мобильная связь и интернет) добавляется еще одна – питание.

Вторая понравившаяся идея – "Зеленые стены" для города. Ее суть – в выращивании вертикальных садов и огородов прямо в городской среде. Не то чтобы в ней было что-то новое (подобные вещи уверенно реализуют в Европе уже лет 10), но для Томска она в новинку и вполне может быть внедрена без особых усилий.

Если говорить в целом, форсайт-игра – один из немногих реально работающих способов соединить молодые творческие мозги, экспертный опыт и инвестиционный интерес. Причем сделать это в непринужденной обстановке, "без галстуков". Поскольку это именно игра, требования к протоколу общения в ней снижены, можно позволить себе многое из того, что никогда не позволишь на деловой встрече (при условии, что встреча такого уровня вообще состоится). Гениальный ядерный физик дружески беседует с одним из топ-менеджеров очень крупной компании о перспективах внедрения новых технологий в бизнес; менеджеры в ручном режиме правят интересный студенческий проект, чтобы переложить его из области фантазий в практическое русло; эксперты устраивают публичный спор, демонстрируя аудитории разнообразие взглядов на мир и позволяя сформировать собственную точку зрения – на форсайт-игре все это в порядке вещей. Собственно, для этого и нужны такие мероприятия.

Лариса Куровская, канд. биол. наук, доцент Биологического института ТГУ, менеджер Научного управления ТГУ, модератор


- В этой игре я принимала участие в качестве модератора группы, которой обсуждались вопросы выращивания растений и животных – фактически, сырья на производства продуктов питания. Команда состояла преимущественно из ребят, которые участвовали в двух первых форсайт-играх. Поэтому мне, как модератору, приходилось мало вмешиваться в творческий процесс. В каждую последующую игру мы стараемся привнести что-то новое, поэтому постоянным участникам гораздо интереснее, чем новичкам.

Игра, как всегда, была очень динамична и увлекательна. Участникам нравится такой необычный формат – прогнозирование науки и различных сфер жизнедеятельности человека в команде со студентами и аспирантами разных специальностей: от психологов и маркетологов до физиков и биотехнологов.

Третья игра проходила в рамках научной школы "Пищевые технологии", что существенное отличало ее от двух предыдущих. Перед началом игры участники прослушали лекции ведущих специалистов в области биотехнологии из Новосибирска, Владимира и Ставрополя.

Все предложения, разработанные и озвученные в ходе игры, в той или иной степени интересны. Но некоторые отличались особой оригинальностью. Например, проект "Нанонить", которая работает как индикатор качества продуктов питания и реагирует на опасные для здоровья человека инфекции. Об этом исследовании один из участников форсайт-игры, Петр Щетинин, когда-то прочитал в научном журнале – это очень пригодилось на игре.

Довольно интересный кейс придумала группа, которую я модерировала. Ребята предложили замкнутый цикл, основанный на "зеленых" технологиях, в который входят несколько блоков, начиная от выращивания растений на многоярусных конструкциях и производства электроэнергии из некондиционного товара и заканчивая получением биогумуса (органического удобрения) из просроченных продуктов.

Форсайт-игры, на мой взгляд, имею несколько преимуществ: во-первых, они объединяют научную молодежь совершенно разных специальностей в общей командной работе; во-вторых, форсайт-игра – это новый формат, где участникам дается максимальная свобода творчества и прогнозирования. Но самое главное – это то, что форсатй-игра позволяет на пару дней перенестись в другой временной период – на 20-30 лет в будущее и пофантазировать как изменится мир и человек в этом мире.

Сергей Раков, cтарший преподаватель и директор образовательных программ Факультета государственного управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, директор программы "Школа ART-менеджера в Томске", модератор

- Третья форсайт-игра была посвящена осмыслению того, какое будущее в смысле пищи нас ждет; как видят это будущее студенты и что они готовы предложить.

Группа, которую я модерировал, предложила проект – точное название не скажу, но что-то вроде под названием "Ешь, что поймаешь и делай сам". Они предлагают собственноручно готовить еду в магазинах или ресторанах, такой сервис в Корее встречается. Но мне больше всего запомнился проект "Продуктовая карточка", по которым можно купить только здоровые продукты. Я предложил интегрировать их со страховыми или диетологическим карточками, куда бы перекочевали рекомендации диетологов отдельному человеку. В итоге бы каждый приходил и покупал в магазине то, что "доктор прописал".

В целом, игра прошла достаточно живо и конструктивно. Два предыдущих форсайта мне показались несколько пустоватыми, но поскольку они были пробными, это понятно. Эти "цепочки" игр нужно поддерживать, в перерывах между ними включать в процесс Facebook и Twitter. На мой взгляд, форсайт-игры должны взять на себя ответственность за дальнейшую карьерную, научную деятельность студентов-участников, курировать их после игры.

Роман Миронов, преподаватель факультета маркетинга Высшей школы бизнеса ТГУ, куратор инновационyых проектов ГК "Лама"

- На третьей форсайт-игре наша компания выступала в роли некоего "Заказчика", формулируя и озвучивая технологические задания для участников. При этом, разумеется учитывались проблемы, волнующие нас в первую очередь: определение наличия в продуктах опасных инфекций и проблемы логистики, ведь наш город можно назвать логистическим "тупиком", куда довольно сложно доставлять свежие продукты питания, особенно зимой.

В первый день игры участники активно "креативили" идеи в соответствии с поставленными задачами, после чего эксперты отсеивали все неперспективные. И второй день игры целиком и полностью отдавался под более детальную проработку отобранных предложений.

В результате нас заинтересовали три проекта – "Продуктовая карточка", "Нанонить" и "Анализатор качества".

"Продуктовая карточка", в случае ее воплощения в жизнь, позволит родителям контролировать расходы своих детей на еду; это карточки, которые позволяют покупать только здоровые продукты. Родители могут зайти в личный кабинет на специальном сайте и отметить что не может покупать их ребенок, пиво, сигареты, например. Соответственно, придя в магазин, новоиспеченному студенту ничего не остается, кроме как покупать по этой карточке продукты питания.

"Нанонить" - это вещь, позволяющая технологию радиочастотных меток на продуктах (RFID). Стоимость одной такой метки – 3-4 рубля. "Нанонить", предложенная студентами, обойдется дешевле и в перспективе может заменить достаточно дорогую технологию.

С помощью "Анализатора (или детектора) качества" -прибора, схожего с газоанализатором, студенты предлагают выявлять брак среди поступивших на склад продуктов. Сейчас это делается вручную.

Именно над этими тремя проектами мы планируем работать и дальше, внедрить в группы студентов экспертов которые и должны проверить озвученные идеи на жизнеспособность.

Если говорить в общем, форсайт-игры, на мой взгляд, позволяют найти реальную точку соприкосновения интересов бизнеса и университетов. Томская форсайт-игра уже сейчас претендует на статус международной, возможно, к 7-8-й игре это случится.

Текст: Анна Жидкая