18+
18+
Зелень в городе, Путешествия, Оранжерея Габсбургов: таинственный сад австрийских императоров в Шенбрунне Оранжерея Габсбургов: таинственный сад австрийских императоров в Шенбрунне

Оранжерея Габсбургов: таинственный сад австрийских императоров в Шенбрунне

Одна из крупнейших в мире оранжерей - старинный "Пальмовый дом" - расположена в Вене, в дворцовом комплексе Шёнбрунн, летней резиденции Габсбургов.

Коллекционирование экзотических растений стало в свое время коллективной страстью этой почтенной императорской фамилии, и в течение почти 130 лет заботами нескольких поколений австро-венгерских правителей будущий "Palmenhaus" перестраивался и разрастался.

Императорское увлечение

Начало истории было положено в 1753 г. - именно в этом году император Франц I купил участок муниципальной земли на западной стороне дворцового парка, чтобы создать там голландский сад.

В нем и появились первые парники и теплицы, пополнявшиеся из заморских экспедиций на мыс Доброй Надежды и в Вест-Индию.

При Иосифе II тепличный комплекс был расширен, а в 1828 появился первый "Пальмовый дом" - кирпичное здание с остеклением.

Здание старинной кирпичной оранжереи. Летом растения выставляют во двор, на открытый воздух
Фото: Wolfgang H. W?gerer

Понимание того, что оптимальные условия растениям можно будет создать только благодаря полностью стеклянным стенам и потолку, связанным металлическим каркасом, пришло уже после Всемирной Венской выставки.

Тем временем, коллекцию изрядно пополнил Максимилиан I, эрцгерцог австрийский, а позднее и император Мексики, младший брат австрийского императора Франца Иосифа. По инициативе эрцгерцога в 1857—1859 годах была организована научная экспедиция, в ходе которой фрегат "Новара" стал первым австрийским кораблём, совершившим кругосветное путешествие.

Назревала масштабная перестройка "Пальмового дома".

1883 г. Оранжерея в Вене
рекламная открытка JG Gridl Steel and bridge constructors

К 1880-му году архитектор Франц Зегеншмид исследовал "стеклянные дома" уже по всей Западной Европе. Особенно тщательно автор будущего обновленного императорского "Palmenhaus" исследовал Королевский ботанический сад в Лондоне (именно он, наряду с "Пальмовыми домами" Шёнбрунна и Франкфурта, входит сегодня в тройку самых больших оранжерей мира).

Вместе с инженером Зигмундом Вагнером и конструктором Игнацем Гридлом архитектором Зегеншмидом была создана элегантная конструкция будущего сада - на тот момент, крупнейшего металлического каркаса в Европе высотой 28 метров и длиной 113 метров.

Имя Гридла и сейчас можно увидеть на металлических колоннах каркаса близ входа в оранжерею
Фото: Елена Фаткулина

Здание решено было разделить на три павильона для различных температурных зон, в том числе, "тропического" и "холодного" домов. Основой каркаса стали выпуклые, изящные арки из железа, и благодаря их декоративности и легкости, оранжерея без затруднений вписалась в окружающий парк.

Сто тридцать лет назад, 19 июня 1882 г., по истечении двух лет строительных работ, император Франц Иосиф I открыл новый Palmenhaus.

Его брат Максимилиан, столь существенно пополнивший коллекцию Пальмового дома, к тому моменту был ровно 15 лет, как мертв. Плененный после 71-дневной обороны под Керетаро мятежниками-республиканцами, император-либерал, несмотря на просьбы всех европейских монархов, президента США Эндрю Джонсона, Джузеппе Гарибальди и Виктора Гюго, был приговорен к смерти военным судом. 19 июня 1867 года он и два верных ему генерала были расстреляны на холме Лас-Кампанас.

До конца жизни (а это 1916 г.) Франц Иосиф, называющий себя "последним монархом старой школы" не принимал мексиканских посланников, и кто знает, случайно ли дата открытия оранжереи пришлась именно на 19 июня.

Старые почтовые открытки - Пальмовый дом снаружи (к. XIX в.)

Но вернемся в 1880-е. Венская пресса по-разному оценила новинку: объектом критики немедленно стали средства, потраченные на строительство - порядка 100 000 гульденов, но были и восторженные отклики, включая стихотворные гимны в духе "Как люблю я вас, крыши, о стеклянный покров ваш - спасение всего мира, многообразие и изобилие…..." Озеленение новой оранжереи завершили в 1883 г.

Старые почтовые открытки - Пальмовый дом изнутри (1915 г.)

Во время Первой мировой войны - в 1914-1915 г.г. в Пальмовом доме выращивали парниковые овощи. Зимой 1923 г., после краха монархии, тотальная экономия заставила закрыть Пальмовый дом для посещений - чтобы не выпускать тепло при открытии дверей.

Но тяжелее всего пришлось в феврале 1945 - тогда на Шёнбрунн сбросили 200 бомб. Остекление оранжереи было почти полностью разрушено, выжили лишь несколько растений - главным образом, большие пальмы и древовидные папоротники, выдержавшие температуру до -7С.

Струи водяного пара создают соответствующую влажность в оранжерее

Водоемов в оранжерее немного, но они есть

И именно рядом с ними - дом не только для флоры, но и для фауны

Одна из дверей оранжереи ведет к внешнему японскому саду

В 1948 году была начата реконструкция Palmenhaus - чтобы закрепить 45 000 стеклянных панелей, было использовано пять вагонов (около 55 тонн) шпатлевки. Торжественное открытие состоялось 14 января 1953 года.

Но в 1976 г., после того, как 1 августа в Вене внезапно рухнул мост через Дунай, все стальные конструкции в австрийской столице, включая и Пальмовый дом, начали изучать на предмет прочности, и выявили серьезные недостатки. В ноябре того же года здание оранжереи было закрыто для общественности, а садовников допускали только с условием - обязательно одевать защитные шлемы.

Профессиональные дискуссии с примесью политики о том, какие реабилитационные мероприятия будут оптимальными, длились почти 10 лет. В мае 1986 стартовала очередная реконструкция. На обновление Пальмового дома ушло около 600 тонн кованого железа и 120 тыс. тонн чугуна. Количество стеклянных панелей - 45 000 - осталось неизменным.

Пальмы - обычно самые высокие деревья в оранжереях, и именно им сложнее всего дается переезд при реконструкциях. В Пальменхаусе самые крупные пальмы традиционно носят имена австрийских императриц. Та, что растет сейчас, названа Сисси - в честь супруги Франца Иосифа, Елизаветы, любимицы австрийцев.

4 факта из жизни Palmenhaus:

Таинственный сад

Оранжереи и зимние сады всегда завораживают - это "secret gardens", места, в которых в любую погоду пахнет сказочным летом, странными растениями и влажной землей.

Лет 20 назад, еще в средней школе, в течение нескольких месяцев мне удалось поработать в Сибирском ботаническом саду и увидеть жизнь "таинственного сада" изнутри.

С тех пор для меня не существует более притягательных мест, связанных с растениями. Любой цветочный магазин - как отголосок, бледная тень тех ощущений, что ждут вас в оранжерее. Почему?

Потому что оранжерея - это на самом деле таинственный сад: закрытый мир, живущий своей жизнью между цивилизацией и натурой, ноев ковчег для растений, лаборатория и перформанс в одном флаконе.

А Пальмовый дом в Шёнбрунне еще более усиливает это впечатление - ажурные металлические переплеты стеклянных стен, винтовые лестницы, решетки и колонны в патине из ржавчины и мха, 130 лет истории и тень императорской фамилии, витающая над всем этим.

Несомненно, чем могут гордиться венцы, так это открытостью одной из самых прекрасных оранжерей мира - билет за несколько евро - и вуаля, вы внутри, с фотоаппаратом, без бдительного надсмотрщика, наедине со всем этим великолепием. Оно того стоит.

Текст: Елена Фаткулина

Фото: Елена Фаткулина, Wolfgang H. W?gerer