18+
18+
РЕКЛАМА
Люди, Спасти нельзя взорвать. Как поколение NEXT намеревается защитить нас от ядерной угрозы Спасти нельзя взорвать. Как поколение NEXT намеревается защитить нас от ядерной угрозы

Спасти нельзя взорвать. Как поколение NEXT намеревается защитить нас от ядерной угрозы

«Креативный класс». Немного пафосное, но очень модное в последнее время выражение, претендующее на некую институциональность, обрело для меня осязаемый образ на прошлой неделе в 20-ти км от Томска. Там, на базе отдыха «Томь», студенты и аспиранты со всей Сибири в компании одесситов и техасцев в рамках международной Летней Школы ТГУ обсуждали вопросы ядерного нераспространения и мирного применения атомной энергетики. Народ подобрался неординарный, по-хорошему амбициозный и безумно заинтересованный в новых знаниях.

По хитромудрой задумке организаторов, участники Школы, среди которых как «физики», так и «лирики», должны начать «взаимное опыление» и тем самым качественно улучшить процесс обучения.

- Международники будут понимать, что у всех политических решений есть технологическая основа. А технари - что у всех технологий есть политические последствия. Такое обсуждение в междисциплинарной обстановке делает их более образованными, эрудированными», - комментирует Нина Рожановская, организатор действа, а также руководитель Сибирского студенческого центра по нераспространению и младший научный сотрудник ТГУ.

Что очень важно – на школе невозможно остаться невовлечённым в общую «движуху». В течение недели студенты не только отчитывались о научных достижениях, но и попробовали себя в реальной геополитике, участвуя в переговорном процессе Россия-НАТО, смоделировали систему физической защиты АЭС, необходимую для сохранности радиоактивных веществ. А в перерывах между спасением мира (да, собственно, и во время него) обрели целую кучу друзей как среди сверстников, так и среди маститых экспертов, чье реноме на международном уровне оценивается очень высоко. 

Юлия Дудяк, выпускница омского госуниверситета,  дважды участница летней школы:
"Тут потрясающие эксперты. Для России это несколько другой уровень. У нас в Омске с такими мероприятиями туговато. Проблема в чем? Как раз в связях. Например, у меня тема диплома «Международная организация в урегулировании вооруженных конфликтов». В моем университете не было ни одного преподавателя, который мог бы дать мне компетентную консультацию. А здесь можно не только учиться, но и общаться неформально, многие эксперты приветствуют переход на «ты». Самое важное – это networking – создание полезных связей в академической среде".

Что же до «особой креативности» ребят, она проявляется благодаря широкому кругозору, стремлению к познанию, саморазвитию, желанию и умению находить инновационные решения в различных ситуациях. Всезнайка-Википедия добавляет к этому «выраженное чувство индивидуальности и личной свободы». Вот вам несколько реальных примеров: Юля Дудяк из Омска написала курсовую по урегулированию вооруженных конфликтов. А «копипасту» предпочла реальный материал - поездку в Тунис, где накануне произошла революция, и в Ливию, где и сейчас продолжает тлеть гражданская война. В сентябре Юля собирается в Турцию на летний университет по геополитике в Черном море. Она выиграла грант на обучение и проживание.

Другой пример – Глеб Торопчин из Кемерово, который работает над диссертацией по внешней политике Австралии, а между делом пишет статьи, где проводит нехилый сравнительный лингвистический анализ китайских (!) и французских глаголов. Или Рома Лаас – физик-ядерщик (но чаще человек-оркестр) из ТПУ, подрабатывающий репетитором немецкого и английского, которыми владеет в совершенстве. Или Володя Дунев, аспирант из Одессы, самостоятельно организовавший кружок по нераспространению в родном университете. Про всех не напишешь, но абсолютное большинство участников Школы – именно такие, готовые искать себя и постоянно пополнять багаж знаний.

 Саша Худолеева, наша землячка из ТПУ, ныне студентка техасского университета A&M, об отличиях исследовательской деятельности «там» и «тут»:
"В штатах национальные лаборатории постоянно спонсируют какой-то research, он наверняка не приведет к мировым открытиям, но это постоянное изучение, дополнение. В Америке очень популярна nuclear forensics - ядерная экспертиза, здесь такого нет. Идей мало, а когда я взялась за диплом, мне сказали: тему придумывай сама".

Казалось бы, ядерная безопасность - вопрос вселенского масштаба, каким образом может повлиять студенческое мероприятие на международную ситуацию? Да запросто: взращиванием специалистов-практиков, которые потом продолжают работу в разных странах мира. Никита Перфильев, выпускник отделения международных отношений ТГУ, многократный участник летних школ, приехавший в этом году уже как эксперт – лучшее тому подтверждение. Никита работает в Австрии, в Организации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (структура ООН). Начинал он с летней школы ПИР-центра (ведущий исследовательский центр в России, работающий в сфере безопасности и нераспространения), потом прошел стажировку и принял предложение остаться работать научным сотрудником и редактором журнала «Индекс безопасности». Пока работал, подал заявку на стипендию Фулбрайта, прошел по конкурсу и уехал в Калифорнию учиться и работать. А уже после этого выиграл конкурс в подготовительную комиссию организации договора о запрещении ядерных испытаний, где и трудится сегодня.

Один из уехавших за рубеж молодых ученых Александр Солодов. Защитив диссертацию, остался преподавать в Техасском университете A&M. Приехал на Школу уже в качестве эксперта 

О том, прислушиваются ли к ученым политические деятели, ответственные за принятие решений, мы спросили Николая Сокова, представляющего австрийский центр по разоружению и нераспространению:

- Часто практики, руководители высокого уровня сводят роль ученых скорее к пропагандистской. То есть, «дайте мне то, что нравится». Это очень большая ошибка, большая глупость, и аналогичная глупость - когда ученые стараются подстроиться под политические нужды и начинают заниматься обслуживанием. Наша задача - рисовать картину мира, обеспечивая тот контекст, в котором люди будут принимать решения. Когда вы работаете в правительстве, у вас абсолютно нет времени думать над контекстом. Поэтому такой интеллектуальный вклад совершенно необходим».

«Когда нет независимого исследования – это ходьба на одной ноге»

Одной из главных проблем российской науки в области ядерного нераспространения эксперты в один голос называют отсутствие должного финансирования и, прежде всего, разнообразных его источников. Основным спонсором остается правительство, а крупным компаниям проще вкладываться в футбольную команду, чем в проекты или исследования. Что-то финансирует РОСАТОМ (опять же госкорпорация), но этого мало.

- В итоге получается не вклад специалистов в создание политики, а скорее обоснование того, что политика правильная. А это совершенно другие вещи. Я много общаюсь с российскими специалистами в этой сфере, ощущается некая заданность результатов. А ведь когда нет действительно независимого вклада, это – как ходить на одной ноге», - делится мнением Николай Соков.

- На западе существует множество неправительственных фондов, которые действительно независимы, и финансируют кого хотят. Например, Карнеги corporation. Какой там госдеп? У этого фонда денег больше, чем у всего американского правительства.

Кстати, Летняя Школа, о которой здесь идет речь, уже в шестой раз финансируется на средства шведского управления по радиационной безопасности (а в этом году еще подключился институт им. Баттелла из США).

- Не было бы ничего плохого, если бы финансирование школы пришло из России. Но, к сожалению, этого не происходит, - отмечает ученый.

Возможно, в этом также кроется объяснение того, почему многие российские эксперты ведут научную деятельность за рубежом, а перспективная молодежь уезжает из страны. Еще одна важная вещь – простота отчетности.

- Они просто принимают электронный документ, отправленный по почте, им больше ничего не надо. У нас же могут быть жесткие условия, четкие даты, финансирование может прийти позднее, - отмечает Денис Шведов, организатор Школы. 

На сакраментальный вопрос, почему шведам стало интересно поддерживать томскую науку, ответил «тот, без которого ничего бы не было» - Савелий Вольфсон, руководитель отделения международных отношений ТГУ:

- Здесь появились умные ребята. Это был крючок, на который я поймал шведов. Сначала они не верили, а потом посмотрели наши работы и убедились, что все серьезно. Мне удалось их убедить учредить здесь аспирантуру по ядерной проблематике. Они не благотворители и прекрасно осознавали пользу от того, что здесь, в Сибири, появится группа людей понимающих. Мы же готовим не фанатиков. Эти ребята работают с документами, с источниками. Их мотает по всему миру, они слушают умных людей.

Учебное пособие по ядерному нераспространению, выпущенное в ТГУ участниками летних школ – уникальное.
- Оно такое… молодежное, - говорит Нина Рожановская. - Мы писали его для начинающих, у многих авторов еще нет научной степени. Это смелый для нас шаг.
- Оно есть во всех вузах, по нему читают лекции, а чтобы сделать его еще более доступным, мы разместили его в Google books», - добавляет Денис Шведов.

- Образование по вопросам ядерного нераспространения нужно начинать еще со школы, - уверена Маргарита Севчик, представитель самой крупной в мире неправительственной организации, занимающейся подготовкой специалистов в области нераспространения при Монтерейском институте международных исследований (США). - Дети должны знать о положительных и негативных моментах развития ядерной энергии. Уже 10 лет мы проводим «Форум актуальных вопросов», это проект для школьников из США и российских закрытых городов. Северск в ней также участвовал. В этом году мы проводили круглый стол по скайпу – студенты монтерейского университета обсуждали ядерную программу Ирана со студентами ТГУ и ТПУ. Можно собрать группу на фейсбуке. Сейчас вообще уникальные возможности для международного обмена мнениями, для public diplomacy -  «народной дипломатии». Было бы желание.

Между тем дипломатия международная проявила себя во всей красе на ролевой игре «Сокращение тактического ядерного оружия». На ее проведение был отведен целый учебный день.

Владимир Дунев, аспирант одесского национального университета по политическим наукам:
- Я с молодым человеком из США представляю Россию. Задача очень простая – добиться максимально возможной пользы с минимальными потерями, а лучше и с приобретениями. Ситуация такова: на территории Европы есть американское тактическое ядерное оружие (авиабомбы, такие маленькие-слабенькие). Упор делается на то, что ЯО должно быть только на территории страны, которая им обладает.

Все основывается на саммите НАТО – участвуют 23 государства плюс четыре независимых наблюдателя (они представляют Швецию, ЮАР, у которых был опыт своих ядерных программ, и они от них отказались). Мы выступаем на саммите, высказываем свои точки зрения, озвучиваем требования, обсуждаем, с чем согласны-несогласны, потом уходим, поскольку это закрытый саммит, члены НАТО совещаются, затем снова приглашают нас. По итогам последнего заседания надо понять, придем ли мы к консенсусу.

Темы достаточно скользкие для обсуждения, они являются предметом обсуждения последние лет 20. Сегодня мы выставили ряд требований очень принципиальных для НАТО, и еще и денег потребовали. Я так чувствую, что мы получим все... У многих переговорщиков шаткая позиция.

- Мы основываемся на реальном положении вещей и ведем себя так, как теоретически должен себя вести представитель той или иной страны. В игре не только знание истории, но и знание политических аспектов применяется на практике – в этом вся прелесть, - замечает Владимир.

Ставки сделаны, позиции высказаны, и вроде возможных сценариев не так уж и много, однако результат игры поразил ее бессменного модератора Николая Сокова:
- Первый раз за 30 с лишним игр, которые я провел, переговоры провалились полностью. Студенты не смогли договориться и принять какое-то решение. С другой стороны, они очень четко воспроизвели ту ситуацию, которая имеет место быть в реальной жизни. Но в реальной жизни это полный тупик, уже лет 15, и просвета не видать. Ну, бывает. Зато за один день игры они, может быть, узнали больше, чем за всю предыдущую жизнь».

В общем, ребята, креативность – ресурс возобновляемый. Но развивать его никогда не поздно.

Текст, фото: Анна Евгеньева