18+
18+
РЕКЛАМА
Краеведение, Томские мушкетеры: 200 лет спустя Томские мушкетеры: 200 лет спустя

Томские мушкетеры: 200 лет спустя

Томский мушкетерский - он же пехотный - полк в истории города отметился самым непосредственным образом, дав название крупнейшему томскому парку - Лагерному саду: именно на этом месте в XIX в. полк стоял летним лагерем. Свежая волна интереса к истории полка - следствие пышного празднования 200-летия Бородинской битвы, проходящего в эти дни в России.

О том, когда и как началась история 39-го пехотного Томского Его Императорского Высочества Эрц-Герцога Австрийского Людвига-Виктора полка, как связано это воинское формирование с Отечественной войной 1812 г. и сражением при Бородино, и как в Томске хранят память о сибирских мушкетерах, в нашем обзоре. 

ТОМСКИЙ ПЕХОТНЫЙ. ИСТОРИЯ

История полка началась более 200 лет назад - в 1796 году из Екатеринбургского и Семипалатинского полевых батальонов был сформирован двухбатальонный Томский мушкетерский полк. Каждый батальон состоял из одной гренадерской и пяти мушкетерских рот, всего же в полку было 2 363 человека.

Томск в 1806-1810 г., Андрей Ефимович Мартынов 

До августа 1808 года томский полк постоянно квартировался в городе Колывани Томской губернии (ныне это один из поселков в Новосибирской области), затем нес гарнизонную службу в районе Барнаульского завода и Змеиногорского рудника. В 1808 году полк перевели в Омск, и уже оттуда вместе с остальными сибирскими полками он начал длительный поход на запад в Волынскую губернию. Оставив здесь свой 2-й запасной батальон, полк ушел в Галицию, где в составе корпуса генерала Голицына, выставленного против союзников Наполеона - австрийцев, находился до начала декабря 1809 года. А в феврале 1811 года все мушкетерские полки и Томский, в том числе, были переименованы в пехотные.

39-м томский полк был назван в 1864 году, а через девять лет, когда шефом полка стал эрцгерцог австрийский, томский пехотный стал именоваться 39-м пехотным Томским Его Императорского Высочества эрцгерцога Австрийского Людовика-Виктора полком.

"...Без преувеличения можно сказать, что это самое прославленное томское воинское подразделение дореволюционного периода. За годы своей истории полк принимал активное участие в Отечественной войне 1812 года, в русско–турецкой войне 1828 – 1829 годов, в подавлении венгерского восстания 1849 года и польского восстания 1863 года, внес свой вклад в оборону Севастополя в ходе Крымской войны, воевал на фронтах Первой мировой войны. За воинскую доблесть полк два раза награждался Георгиевскими знаменами – высшей наградой для воинских подразделений русской императорской армии" (В.Б. Никонов "Томский пехотный полк").

Двухсотлетний юбилей этой битвы особое внимание привлек именно к первому из перечисленных эпизодов боевых достижений Томского пехотного полка. В той баталии полк стоял на защите батареи генерал-лейтенанта Николая Раевского  - "ключе Бородинской позиции", "могиле французской кавалерии".

"Штурм батареи Раевского", Александр Аверьянов

Три кровавые атаки предприняли французы. Первая началась в 9-м часу утра, последняя завершилась в 4-м часу дня. Батарея Раевского пала; обе стороны понесли огромные потери. Томский полк в той битве лишился половины своего состава.

"На поле Бородина томцы снискали себе великую славу, защищая Родину от иноземных захватчиков. Недаром французы, отдавая дань уважения героизму и стойкости защитников батареи Раевского, назвали их "стальной массой, сверкающей пламенем" (В.Б. Никонов "Томский пехотный полк").

Главный монумент героям Бородинского сражения на батарее Раевского. Фото: Agios.itkm.ru

В начале прошлого века в память о былых походах, битвах, победах и потерях генерал-лейтенант П.М. Кардиналковский написал "Солдатскую песню 39-го пехотного Томского полка", под которую тот шел на фронты Первой мировой войны:

Томский полк готов к походу,
Гордо знамя реет.
На копье его Георгий
Исстари белеет.

Он добыт на поле брани
Кровью дедов наших
И покрыт отцовской славой
Храбро в битвах павших.

Нам отцы в наследство дали
Честь и доблесть дедов;
Не забыть они велели
Про поход на шведов,

Про Дунай и Севастополь,
Альпы и Полтаву,
Бородинский бой и Хиву,
И Кавказа славу.

Мы готовы наших предков
Следовать примеру
И умрем за честь России,
За Царя и Веру!

С их заветами не страшно
В бой идти кровавый!
Мы покроем наше знамя
Новой громкой славой!

Нет для нас окопов грозных,
Рвов, степей, ловушек,
Не боимся пулеметов,
Крепостей и пушек.

Мы стоим, как встарь стояли,
За расцвет России!
Враг поляжет ниц пред нами,
Как и в дни былые!

Командир наш, офицеры
Рвутся с нами к славе!
Как отцы, как деды храбры –
Цвет родной державы.

Мы за прежних полководцев,
Полк водивших в битву,
Вознесем усердно, други,
Теплую молитву.

Смело в бой! Не дрогнут руки!
Не покинет Знамя!
С нами Бог! В груди у томцев
Не погаснет пламя.
 

Первая мировая стала последней войной для 39-го Томского пехотного полка. В 1913 года командиром 39-го пехотного Томского полка был назначен Михаил Пацевич. В бою 15 авг. 1914 г. у посёлка Лащов, Пацевич, командуя левым боевым участком в составе трёх батальонов его же полка, воодушевляя подчинённых личным мужеством, энергичной атакой опрокинул превосходные силы неприятеля на узкую переправу у дер. Пукаржева, что привело к разбитию австрийской дивизии и пленению ее значительной части. При этом полком было взято знамя, одна батарея и несколько сот пленных. 

Михаил Пацевич и знамя Томского пехотного полка

В момент октябрьских событий 17-го года полк находился в составе 11-й армии Юго-Западного фронта на территории Волынской губернии. А весной 1918 года, вместе со всей русской армией, прекратил свое существование.

ТОМСКИЙ ПЕХОТНЫЙ. ПОТОМКИ

Не без помощи соцсетей удалось отыскать самого настоящего потомка одного из бойцов Томского пехотного полка. Зовут его Андрей Гагарин, живет он в городе Ташкенте и давно знает о том, что его пра-пра-прадедушка воевал в рядах 39-го Томского пехотного полка. Копию (а точнее копию копии) дореволюционной выписки, где кратко изложена биография предка, Андрей отыскал среди семейных бумаг, которые перешли к нему от бабушки...  Впрочем, об этой истории пусть расскажет он сам:

- Этот документ перешел ко мне от бабушки вместе с остальными семейными документами. А бабушка была дочерью Екатерины Терентьевны Буровой (Матюшенко) - внучки Протаса Матюшенко. Между прочим, отец моей бабушки, Аполлон Иванович Буров, тоже был военным, во время Первой мировой войны он командовал Первой Сибирской запасной стрелковой бригадой. Происходил он тоже из Сибири, только из Омска, где и познакомился с прабабушкой. Документ был известен мне давно, также как и то, что мой пра-пра-прадедушка участвовал в войне 1812-го года, но на Томский пехотный полк я обратил внимание недавно.

Екатерина Терентьевна Бурова

До сих пор о моем родственнике было известно только то, что написано в документе. Но теперь, почитав историю Томского пехотного полка и вообще материалы по Отечественной войне, мне удалось узнать намного больше. Фактически, сейчас можно по часам восстановить, по крайней мере, один день из его жизни. Кстати, отрывок из "Войны и мира", посвященный Бородинской битве, теперь выглядит совсем по-другому. Когда читаешь, что Пьер по дороге на батарею Раевского проезжал через части 6 пехотного корпуса, то представляешь себе, что совсем рядом был мой предок.

Конечно, кроме документа есть еще десятки, если не сотни, мемуаров участников событий и художественные произведения. Когда читаешь все это вместе, смотришь картины и фильмы, то возникает определенная картина событий, как будто, ты видишь все это своими глазами. Поскольку имя моего предка кроме документа нигде больше не упоминается, мне, естественно, сложно представить себе, что делал там лично он, равно как и его самого. В то же время, зная, что происходило с полком, как выглядели и что делали солдаты того времени, можно предположить, что мой предок делал на Бородинском поле то же, что и весь полк, то есть, сначала стоял в резерве (примерно, как солдаты полка князя Андрея в "Войне и мире"), а потом несколько часов защищал батарею Раевского, стрелял из ружья, дрался штыком, отступал, когда батарея была потеряна. Можно представить себе солдат и офицеров полка, одним из которых был мой пра-пра-прадедушка. Примерно, как если смотреть на панораму Бородинской битвы и знать, что один из изображенных на ней солдат был вашим предком, но не знать, какой солдат именно...  

А вот и тот самый документ, о котором идет речь:

ТОМСКИЙ ПЕХОТНЫЙ. НАШЕ ВРЕМЯ

Группа из двадцати человек, самому младшему из которых 18 лет, а самому старшему - 52 года, объединенные любовью к собственной стране и ее истории (как бы избито и старо это не звучало) - это и есть Томский пехотный полк сегодня. Точнее так -  "Томский пехотный полк" - в кавычках, ибо речь идет не о военном формировании, а о военно-историческом клубе.

Клуб "Томский пехотный полк" существует уже 10 лет. За эти годы его члены приняли участие в реконструкциях сражений при Ла-Карунье, Аустерлице, Бородино (подробнее об этом - председатель клуба Константин Охота). Кстати, в воссозданной Бородинской битве томичи принимали участие уже не раз. Поехали и в этом году.

Репетиция Бородинского сражения в Головино накануне отъезда

Без формы пехотинцы и не пехотинцы вовсе. И мундиры члены клуба по возможности шьют сами. За основу берутся музейные образцы, да и в интернете сейчас можно найти любые инструкции-выкройки, так что при большом желании  сшить себе мундир может каждый.

- Даже неинтересно становится, - смеется председатель клуба Константин Охота. – А раньше этому специально учились, знания передавали друг другу.

При наличии хорошего настроения, горячего желания и достаточного количества времени, сшить основу формы – мундир фрачного типа – можно за неделю. А можно и за несколько месяцев. Весь же комплект формы собирается от полугода до 2-3 лет.

- А тогда времени на раздумья не было, - говорит Константин Охота. – Вот приказал командир – и сидят двое, сто человек обшивают.

При создании мундира томичи стараются использовать ткани максимально индентичные тем, которые существовали в начале XIX века, хотя найти их и весьма непросто. Например, шинельное сукно советского типа заказывали под Екатеринбургом.

- Нашли координаты их фабрики и через шефа нашего полка в Свердловске заказали сразу 30 метров – они все и разошлись. Сейчас остались единицы таких производителей – есть еще одна фабрика в Белоруссии, а кого-то поближе больше и не знаю, - говорит Константин. - В магазин придешь – там только сукно и драп. И продавцы говорят: "Вот, те-то закрылись, эти закрылись…". И действительно, все позакрывались, и чего нас ждет – совершенно непонятно. Переходить на синтетические пальто  – так это неинтересно.

Все, что "можно сшить руками", пехотинцы шьют руками. Сапоги же были изготовлены на заказ, и по словам самих членов клуба, отличаются редкостным удобством. В них можно ходить по дождю и грязи прямо на босу ногу и не бояться мозолей, фактически – "экологически чистый продукт".

За основу члены клуба взяли форму образца 1811 года. Фото: Teplyakov1812.livejournal.com

- Когда форму одеваешь – совсем другие ощущения появляются, - говорит Сева Ситников, член клуба. – Вроде все и в обтяжку, но достаточно удобно. Мундир сделан так, что я в нем могу и сидеть, и стоять, и стрелять, и бегать. И вообще когда на тебе мундир, то и спина сама выпрямляется и голову поднимаешь повыше – жесткий воротник заставляет держать подбородок кверху. И ощущаешь себя совсем по-другому.

- Сразу чувствуешь себя в другой касте, - продолжает Константин Охота. – И это не пустые слова. В те времена люди из хамского сословия, как тогда говорили, которые проходили рекрутскую школу, прибывали в пункты сбора, быстро отучивались от "хамских" привычек – чесаться, сморкаться, ругаться, непотребно перед дамами выглядеть. Даже простой солдат – это уже каста военных. Конечно, мордобои в армии были, куда без этого. Но все-таки в бой человек шел уже с особыми чувствами, каким-то осознанием самого себя.

ТОМСКИЙ ПЕХОТНЫЙ. ПАМЯТЬ 

На выставке "Гроза 1812 года", которая заработала в Краеведческом музее еще в мае этого года, представлены некоторые вещи, имеющие непосредственное отношение к томскому полку, но, к сожалению, не подлинные, а воссозданные - "новодел", как говорт музейщики. Под потолком висит красно-зеленое и с двуглавым орлом посередине знамя полка, в витрине за стеклом - мундиры артиллериста и мушкетера. Если же говорить о подлинных вещах, оставшихся с тех времен, то в фондах музея хранятся медаль за взятие Парижа и медаль в память о войне 1812 года.

Знамя Томского пехотного полка 

 

В ближайшем будущем в Томске планируется выпустить серию открыток, посвященную томскому полку и в целом истории Отечественной войны - накануне новый издательский проект "История в иллюстрациях. Томичи в войне 1812 года" запустил портал "НовоТомск".  

По итогам конкурса, участие в котором приняли иллюстраторы-профессионалы из России и стран ближнего зарубежья, победителем стал белорусский художник Михаил Чернодедов. А вот и будущие открытки его авторства:

Сюжетами для серии стали различные моменты из жизни полка - перестрелка в начале сражения, рукопашный бой с французами в ходе обороны батареи Раевского, бойцы пехотного на привале, а также полк на марше - на фоне одного из старейших томских храмов - Богоявленского собора, построенного за 12 лет до появления полка, в 1784 г.

Как отмечают в редакции портала, акварели можно будет также использовать всем желающим - для того, чтобы проиллюстрировать любые материалы о Томском пехотном полке. "На сегодняшний день, рисунков или фото, на которых был бы запечатлен Томский пехотный полк в период до конца 19 века, практически нет. Мы решили восполнить пробел, отметив серией иллюстраций 200-летие участия томичей в Бородинском сражении. Оригиналы рисунков после получения из Белоруссии, планируется передать в Томский краеведческий музей", - сообщила "Томскому Обзору" редактор портала Анастасия Ханина.    

Помимо выпуска серии открыток, НовоТомск планирует провести до конца 2012 г. конкурс иллюстраций на тему войны 1812 года среди желающих, а также массовый сентябрьский пленэр на открытом воздухе. Он пройдет возле стелы, которую откроют в городе в честь 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года на этой неделе. Одна из четырех плоскостей колонны будет целиком посвящена томскому полку.

Текст: Анна Жидкая

Фото: Евгения Швецова, Мария Аникина