18+
18+
IT и телеком, Эволюция обозначений. Зачем нужны QR-коды Эволюция обозначений. Зачем нужны QR-коды

Эволюция обозначений. Зачем нужны QR-коды

QR-кодов все больше в нашей жизни. Ими пока мало кто пользуется в российской повседневности, но уже многие идентифицируют и точно знают, как называются эти черно-белые мозаичные квадратики. 

В столице с помощью QR-кодов уже решили повышать народную культуру: разместить на 200 зданиях-памятниках, чтобы с помощью мобильника, которым можно сфотографировать и распознать код, сделать доступной текстовую информацию о том, что это за здание и чем оно знаменито.

А последняя фишка, которую придумали для Венецианской архитектурной выставки россияне – выставочный павильон, в котором вместо презентационных стендов и достижений народного хозяйства – только QR-коды на стенах и на полу. В одном из павильонов, например, была представлена история российской науки - от советских наукоградов до нынешнего инновационного центра Сколково.

Чтоб не остаться в неведении, посетителям нужен был только телефон с камерой. И программа для распознавания QR-кодов (благо, их море, они все бесплатные и доступны в Интернете).

Так что это за штука такая — QR-код - и зачем она всем понадобилась?  

ЧТО ТАКОЕ QR-КОД

QR означает «quick response» - быстрый отклик. В каком-то смысле QR - это 2D-эволюция привычного нам линейного штрих-кода, который читается только в одном направлении, по горизонтали. QR-код — уже матричный, и связан с реальным миром через интернет, а его расшифровка проводится в двух измерениях, по горизонтали и по вертикали. Это позволяет «закодировать» большой объем информации: один QR-код может содержать 7089 цифр или 4296 букв.

 

Первая российская марка с QR-кодом - он поможет попасть на официальный сайт Олимпийских игр-2014 в Сочи

 

Эксперты предсказывают новым кодам большое будущее. С точки зрения цикла технологического развития, они находятся на «низком старте» и в ближайшие годы полностью интегрируются в нашу повседневную жизнь. Уже сейчас мировые индустриальные гиганты широко их используют. В Японии, к примеру, на 98% любых продуктов вы обязательно встретите QR-коды (они, кстати, там и были изобретены еще в 1994 году для промышленных нужд), активно используются они в Северной Америке и в Европе. А на фоне популяризации смартфонов количество «вертикально-горизонтальных» будет только расти.

ЗАЧЕМ

Итак, в чем смысл QR-кода? В быстром доступе к информации. Людям некогда запоминать или записывать длинные веб-адреса, они могут просто забыть о каком-то товаре или предложении. А QR-код позволяет заинтересованному человеку мгновенно зайти на сайт, посвященный компании или продукту, и получить исчерпывающие данные.

«В нашем районе много студентов, они считывают код смартфонами, переходят на страничку сайта со списком действующих выставок и анонсами», - рассказывает сотрудник Дарвиновского музея в Москве Роман Савин.

А в Великобритании, в известном городке Монмут - его еще называют «Вики-таун» из-за статуса города-Википедии - «Monmouthpedia» - буквально каждый угол снабжён так называемым QR кодом (включая экземпляры флоры и фауны). Код отсылает туристов к национальным Википедиям на максимальном количестве иностранных языков. Отличная идея для турбизнеса, не правда ли? Не нужно обучать персонал иностранным языкам. Почти всё, что нужно, турист прочтёт сам, поднеся свой мобильник к интересующей его вещи:

ЧТО ЕЩЕ

Что можно «зашифровать» с помощью QR кода? Простую текстовую информацию, адрес Интернет-страницы, визитку.

Если при подготовке кода указать, что нужна визитка, то QR-код будет сформирован специальным образом: программа-считывалка это поймет и поместит контакт в телефонную книжку вашего мобильника. Четвертый стандартный тип QR-кода - это СМС.

Если при подготовке кода указать формат СМС сообщения, то QR код тоже будет сформирован специальным образом. Мобильный телефон при считывании такого кода будет переведен в режим отправки СМС с уже готовым номером и текстом сообщения. Таким образом можно будет, например, оплатить товар или услугу.

СДЕЛАЙ САМ

QR код легко сгенерировать самому. Для этого есть разные сайты.

qrcoder.ru, qrmania.ru- одни из наиболее популярных генераторов в рунете. Из настроек - тип кодирования (текст, ссылка, визитная карточка или sms-сообщение). 
keremerkan.net - генератор с огромным множеством настроек: действие кода (переход на сайт, ссылка на сайт, звонок, отправка SMS, E-mail, географические координаты и т.п.); тип кода (QR, Data Matrix, Aztec, Micro QR), формат изображения, включая векторные форматы (PNG, PDF, TIFF, SVG, EPS) и цвет.
linkstore.ru — позволяет сохранить текст, графику, видео или аудио на сервере и генерирует QR-код со ссылкой на мобильную веб-страничку, на которой можно просмотреть сохраненные данные.
addons.mozilla.org — плагин для Mozilla Firefox. Добавляет в бразуер кнопку, которая создает код для URL-адресов или выделенного текста.
code.google.com — генератор кода из пакета Google Chart Tools. Сгенерировать код можно простым GET-запросом.

Программы - «читалки»:

get.beetagg.com
reader.kaywa.com
quickmark.com.tw
i-nigma.com
bakodo-barcode-scanner-qr
zbar.sourceforge.net
itunes.apple.com/app/scan/id411206394
zxing.client.android
qr.megafon.ru/

ЛУЧШЕЕ

Проведем краткий обзор примеров использования QR кодов, которые нам удалось разыскать (помимо самых тривиальных – печати на товаре).

Дизайнерские QR-шедевры: QRarts.com или Delivr.com:

Скорая помощь: в некоторых странах (в том числе, говорят, что уже и в некоторых городах России) QR-коды успешно используют врачи «скорой», считывая со специальной карточки с QR-кодом информацию о больном человеке с хроническим заболеванием, который находится без сознания, для оказания неотложной помощи.

Скидочные купоны: Идея состоит в том, что права на скидку покупатель получает, скопировав QR-код на свой телефон. Затем он предъявляет QR-код в магазине, кафе или ресторане прямо в виде изображения на экране. Сотрудник предприятия, своим устройством (часто тоже мобильным телефоном) сканирует этот код, и покупатель получает скидку.

Одна из самых известных скидочных акций - Sunny Sale, прошедшая в Сеуле для супермаркетов E–Mart. Подробнее

Налоговая информация: В Омске сотрудники местной налоговой службы предлагают налогоплательщикам оригинальную услугу. Справочную информацию, расположенную на стендах налоговых инспекций, теперь можно быстро и легко скопировать в смартфон при помощи QR-кода.

Билеты, посадочные талоны: QR-коды используются компаниями-перевозчиками, которые предлагают пассажирам оформить посадочный талон с помощью этой технологии. В лондонском метро таким образом пассажиры получают актуальную информацию о расписании. РЖД планирует начать размещать коды на билетах уже до конца 2012 года.

Электронные библиотеки: В США QR-коды, размещенные в библиотеке, позволяют студентам легко найти электронные версии книг, на уроках - получать ссылки к дополнительным материалам. Также учащиеся могут создавать собственные коды, делиться своими научными работами и заданиями с одногруппниками и учителями.

Необычная библиотека, организованная в Бухарестском метро Vodafon совместно с издательством Humanitas - здесь можно скачать отрывки книг для прочтения или прослушивания прямо на ходу. Подробнее

Архитектура: как предмет экстерьера QR-код может занимать целый фасад здания. Например, существует проект дизайна бизнес-центра в Дубае. Делаются QR-гравировки и на надгробиях (например, в Японии), они содержат биографию усопшего, а также традиционные надгробные эпитафии.

Предложение от одного из испанских агентств ритуальных услуг

Google-mapping в туризме: Использование QR-кодов, расположенных на городских достопримечательностях, и отсылающих пользователей на Google-карты места, либо рассказывающих о самом месте и указывающих на местоположение объекта, было успешно использовано в украинском городе Львове. Очень удобно для туристов, которые не знают кириллицы.

Лотереи: Tissot "Scan to Win" campaign предоставляла возможность каждому, сканирующему QR-код, зарегистрироваться и стать участником виртуальной лотереи, выигрышем которой были бы часы известной швейцарской марки:

 

Tappinn специализируется на проведении мероприятий, в которых фигурируют QR-коды (Фото: qranywhere.blogspot.com)

Психогеография: Первые "психогеографические" идеи уходят корнями в 1950-е. Суть в том, что каждый объект городского пространства имеет определенный психологический портрет, составленный из воспоминаний, ассоциаций, событий, произошедших с людьми, рядом с этим объектом. Наиболее ярким выражением этих идей в 2004-2006 г. стал проект Yellow Arrow - Желтая стрелка. Люди оставляют желтые стрелки как метки, на объектах реального мира, присваивают зданию, парку, или другому объекту в городе, QR-код. После чего в интернете выкладывают свои истории, относящиеся к данному объекту, дополняя таким образом реальным облик виртуальным двойником. Это что-то напоминающее надписи "Вася был здесь". Правда, судя по карте распространения движения, Россию и Азию эта мода практически обошла стороной. 

Фото: rekha6

Семапедия: сайт, где вы также можете соединить объекты реального мира с миром виртуальным, присвоив объекту QR-код, и связав его со статьей в Википедии. 

В ТОМСКЕ:

Александр Оленев, генеральный директор ООО "Студия 15!": - У нас был опыт работы с размещением QR-кодов по просьбе заказчика, но это произошло пока буквально пару раз - информацию на визитке ставили, и таким образом шифровали ссылку на сайт. На мой взгляд, перспективы у QR-кодов в Томске, как и во всем мире, одинаковы - это очень узкая ниша, мало кто понимает, что такое QR-код, мало кто поймет, что с ним делать, увидев его на улице, поэтому такие обозначения можно только для айтишников использовать. По сути, идея получила широкое распространение в узкой области, сейчас технология достигла своего предела. Возможно, через несколько лет, когда IT-грамотность у людей вырастет, она получит второе дыхание. Кроме того, для ее дальнейшего распространения смартфоны должны быть у большинства пользователей. Что касается непосредственно наших, томских клиентов, то заинтересованности в применении подобных новинок у них пока нет, кроме того, любой, кто понимает, что это такое, самостоятельно сможет сделать QR-код за 3 минуты. 

 

Текст: Анна Евгеньева

Тэги/темы: