18+
18+
РЕКЛАМА
Город, Стройка века. Как в Томске строили пушкинскую развязку Стройка века. Как в Томске строили пушкинскую развязку

Стройка века. Как в Томске строили пушкинскую развязку

 

Итак, свершилось. В ближайшую субботу, 20 октября, в Томске обещают торжественно открыть движение по развязке в районе 4-й поликлиники.

Всем вспоминается Чебурашка с его «Мы строили-строили и наконец построили! Ура!». Действительно, «ура»: двухуровневая развязка, за которой прочно закрепилось имя «пушкинская» после стольких лет ожидания все-таки построена.

 

 

ДОЛГИЙ ПУТЬ К СТРОИТЕЛЬСТВУ

 

Появление первого проекта реконструкции перекрестка улица Пушкина – проспект Комсомольский относят еще к 80-м годам ХХ века. Тогда развязка, разработанная специалистами из Воронежа, была одноуровневой. Проект же строительства двухуровневой развязки в ХХI веке разрабатывал уже проектно-изыскательский институт «Томгипротранс».

О необходимости ликвидации транспортных пробок в районе 4-й поликлиники начали говорить в начале 2000-х. Отрезок улицы Пушкина на участке от путепровода до Яковлева называли «самым проблемным» в городе – именно здесь утром, днем и вечером собиралась самая большая пробка в городе, фактически отрезающая от «цивилизации» большую часть Октябрьского района.

В 2002 году строительство двухуровневой развязки на перекрестке Пушкина-Комсомольский оценивалось в 700-800 млн рублей, однако уже тогда было понятно, что такую сумму городскому бюджету не потянуть. В 2004 году на месте будущей развязки запустили кольцевое движение, при этом внутри самого «кольца» как на острове продолжали работу поликлиника №4, аптека, Гуманитарный лицей, временами ютился цирк. В 2006 году городские власти говорили: проходимость автомобилей на этом участке составляет 47 тысяч в сутки, через 1-2 года проблема пробок здесь без реконструкции путепровода и  развязки станет неразрешимой.

«Кольцо на 4-й поликлинике, май 2007 года»

В 2006 году проектно-сметная документация на строительство развязки была подана на рассмотрение в Федеральное дорожное агентство Министерства транспорта России и в Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами. Если бы городу удалось доказать, что строительство развязки значительно улучшит транспортную доступность площадок технико-внедренческой зоны, появился бы большой шанс получить финансирование из федерального бюджета.

В мае 2008-го года на совещании у губернатора мэр Томска Николай Николайчук заявил, что строительство развязки — слишком долгий путь в решении «пушкинской проблемы». Больше пользы принесет строительство проспекта Новаторов, который пройдет параллельно Иркутскому тракту и проспекту Фрунзе и соединит проспект Комсомольский с улицей Рабочей.

В том же 2008-м году строительство развязки едва не началось. Но тогда в проект было заложено только строительство «клеверного листа», а расширение прилегающих улиц вовсе не предусматривалось. Проект отправили на доработку. А томские власти взялись за строительство магистрали Елизаровых – Балтийская - Осенняя, дабы дать горожанам шанс объехать пресловутую пробку на Пушкина. Осенью 2010-го магистраль открыли, а развязка все еще продолжала существовать только на бумаге.  

Март 2010 г.

И только в 2011 году ее строительство стало реальным.

«От первого лица», ТВ-2, 17.05.2011:

Корр.: «В этом году какое новое дорожное строительство предполагается?».

Мэр Томска Н. Николайчук: «Завтра на пленарном собрании ГосДумы РФ будет рассматриваться закон 'О внесении изменений в бюджет РФ'. Обещали мы с губернатором, что приложим все силы, чтобы получить финансирование федеральное для строительства развязки на Пушкина. В проекте бюджета РФ 2,8 млрд рублей на строительство развязки на 4-й поликлинике. Я сегодня созванивался с сенатором нашим В. Жидких. Он тоже контролирует эти все вопросы. Основное в этом году строительство - развязка на 4-й поликлинике. Очень много работы. Мы обязательства взяли, что мы сделаем в кратчайшие сроки. Там нормативный срок строительства 3 года. Мы обязательства берем, что в октябре 2012 года развязка была введена в строй. Самое главное, чтобы завтра состоялось решение ГосДумы РФ».

На пленарном заседании Госдумы РФ, состоявшемся 18 мая, было принято решение о финансировании проекта. Из федерального бюджета на строительство развязки выделялось 2,89 млрд рублей; остальные средства до полных 3-х миллиардов дала область.

СКЕПТИКИ

«Вы чо обсуждаете? Не будет никакой развязки, пока мэрия и американский дом находятся не за путепроводом! Гораздо важнее 'осваивать 'деньги на строительстве ТКАД, она гораздо нужнее чинарям, чем эта злополучная развязка» (Томские форумы,  2.02.2011)

«Все это галиматья, не начнут её строить с этими олимпиадами, чемпионатами мира, «Сколково» и очередными саммитами на острове Русском (кто не знает, там строят самый большой вантовый мост). И это лишь часть проблем. <....> Я сам говорил с проектировщиками и они сознались - проблему надо решать комплексно! «Разрубив Гордиев узел», мы переложим проблему пробок на ул. Пушкина (которая УЖЕ СЕЙЧАС задыхается), на ЕДИНСТВЕННЫЙ (!!!) путепровод, ведущий с Иркутского, на проезд с Каштака - который... я лучше промолчу!» (Город.томск.ру, 10.12.2010)

«Шляпа! Ваши пра-пра-внуки может и дождутся развязки, тока они уже на космолетах эктопротоноплазменных летать будут ))))» (Томские форумы, 20.10.2010)

«Практика подсказывает, что если власть хочет сократить в 2 раза сроки строительства, то в итоге сроки будут в 2 раза больше, чем изначально запланировано». (The Bytes, 23.05.2011)  

 

РАЗВЯЗКА

 

Конкурс на строительство двухуровневой развязки провели еще в 2010 году. Тогда было подано всего две заявки, но один из участников, ООО НПО «Мостовик», на торги не явился. И муниципальный контракт на сумму 2 818 260 760 рублей был заключен с томским филиалом компании «Сибмост».

Согласно конкурсной документации, на сооружение развязки отводилось три года, но непосредственно перед началом строительства срок урезали вдвое, решив, что работы нужно вести одновременно на нескольких объектах.

За 1,5 года компания-подрядчик была обязана построить двухуровневую развязку в виде «клеверного листа», провести реконструкцию путепровода, отремонтировать ул. Пушкина на участке от ул. Яковлева до путепровода, Иркутский тракт от путепровода до ул. Мичурина, расширить ул. Мичурина, ул. 1-ю Рабочую, ул. Рабочую, построить два подземных и шесть надземных переходов.

Вместо асфальта планировалось использовать щебеночно-мастичную смесь – более дорогую, но и более износостойкую. Кроме того, перед началом строительства предстояло выполнить масштабный перенос всех коммуникаций, расселить 24 семьи и снести почти три десятка зданий. Сроком окончания строительства было названо 1 декабря 2014 года.
 

 

СТРОИТЕЛЬСТВО. ГОД 2011-Й

 

Официальная дата начала строительства развязки - 25 мая 2011 года. Именно в этот знаменательный день строители приступили к демонтажу трамвайных рельсов на ул. Пушкина. К июлю его завершили и принялись за перенос коммуникаций. В июне Николай Николайчук провел первый штаб по строительству развязки.

Кстати, о последней поездке томского трамвая по закрывающейся ветке рассказывали в мае 2011 на The Bytes

 

Снос зданий

Так уж вышло, что строительству мешали и посему попадали под снос не только жилые дома, жители которых рано или поздно были расселены, но и социально-значимые здания - военкомат Октябрьского района, 4-я поликлиника и Гуманитарный лицей. Но если с судьбой поликлиники все было более-менее понятно, то положение военкомата и лицея было куда более незавидным.
 

 

Военкомат

В августе с Министерством обороны РФ была достигнута договоренность о переезде военкомата Октябрьского района в здание на ул. Никитина, 8. Детали этого переезда предполагалось решить быстро, однако разрешение вопроса с военкоматом сильно затянулось и перешло в 2012-й год (а горожане уже начал делать ставки: снесут-таки военкомат или нет).

 

Гуманитарный лицей

Городские власти твердо заявляли, что как юридическое лицо, Гуманитарный лицей продолжит свое существование и после сноса здания. Был предложен вариант переехать в школу №49 (что аж на Мокрушина), затем — в здание коррекционной школы на пр. Ленина, 53.

Последнее после капитального ремонта предполагалось отдать в полное пользование лицею. Против переезда были все: и лицеисты, и школьники, но в сентябре лицей все-таки перебрался на Ленина.

Что касается коррекционной школы, то для ее учеников и педагогов нашлось место в школе №42, на ул. Елизаровых.
 

 

4-я поликлиника

Помещения для 4-й поликлиники планировалось предоставить в здании по ул. 79-й Гв. Дивизии, 3/2, однако реконструкция последнего сильно затянулась. Сроки строительства заставляли торопиться, посему начали поговаривать даже о возможном распределении медперсонала и больных по другим учреждениям города.

Но в июле городские власти твердо пообещали, что в новые помещения поликлиника переедет до конца года. В ноябре ремонт в здании по 79-й Гв. Дивизии действительно завершили, однако прием пациентов здесь начался лишь в марте 2012 года.^

 

Остановка

В июне в связи с переносом коммуникаций была закрыта остановка «Телецентр» в обоих направлениях. В последний день ноября на остановке в направлении ул. Яковлева вновь начали останавливаться автобусы.

 

Отключение воды

В декабре два района города ждало первое масштабное отключение воды. На время переноса коммуникаций, проводимых специалистами «Томскводоканала» (а это без малого 47 часов), Октябрьский и Ленинский районы Томска были вынуждены запастись водой.
 

 

Улицы

До конца года на улицах Пушкина, 79-й Гв. Дивизии, Дальне-Ключевской, Вокзальной активно переносили коммуникации, расширяли проезжую часть, устанавливали бордюры. В результате Дальне-Ключевская была расширена до четырех полос.

В октябре по двум новым полосам по ул. Пушкина открыли движение, но закрыли для него старые полосы. На время работ объездной дорогой, соединяющей Каштак и ул. Пушкина стал отремонтированный переулок Путевой.


На одном из штабов в июне 2011 г. , которые глава города проводил еженедельно, утром субботы собирая всех подрядчиков на томской "стройке века", Николай Николайчук отмечал: «Чтобы выдержать жесткий график, мы перешли к работе в круглосуточном режиме. К сожалению, это сопряжено с неудобствами для жителей близлежащего района, но мы стараемся минимизировать строительный шум в ночное время».

 

СКЕПТИКИ

да и мой прогноз: развязка на 4й поликлиники не будет построена
начнут но не закончат ( Томские форумы, 23.05.2011)

Эту развязку будут очччень долго строить и проектировать, это ежедневный хлеб насущный 'отцов' города, сколько уже денег туда потрачено и сколько ещё потратят. так что не надейтесь на скорое строительство и тем более его окончание. (Томские форумы,  2.02.2011)

Строительство развязки на 4-й поликлинике - подкуп избирателей-автовладельцев! Иначе зачем она нужна? Да еще перед выборами! (Томские форумы, 1.07.2011)

 

СТРОИТЕЛЬСТВО. ГОД 2012-й

 

Военкомат

Снос здания военкомата, мешающего строительству развязки, был запланирован на март, однако Министерство обороны, согласившись продать здание за 21 млн рублей, не отдало приказ о переезде сотрудников.

Задержка с разрешением этого вопроса сильно тормозила сроки дорожного строительства, но так или иначе, к маю в ситуации с военкоматом наметился просвет.

Его сотрудники перебрались в помещение на ул. Суворова, 12, а здание в районе развязки снесли 18-20-го мая.  

 

Отключение воды

Часть города снова пережила два двухдневных отключения воды: одно в апреле, другое - в июле. Под отключение снова попадал весь Октябрьский и часть Ленинского района.

 

Путепровод

Работы по расширению путепровода до шести полос начались в апреле. В мэрии долго обсуждали схему движения транспорта на время реконструкции: первоначально закрыть путепровод планировалось только для грузового транспорта.

Но в итоге было принято решение из пяти полос оставить для движения только две, но для всего транспорта, дабы не перегрузить улицы Осеннюю, Клюева и Елизаровых. Тогда же, в апреле, работы на путепроводе были организованы в две смены.

В мае в районе путепровода закрыли подземный пешеходный переход, вызвав немалое возмущение горожан, и без того терпящих немалые неудобства.

В июне остановку «Путепровод» перенесли на несколько метров по направлению движения в сторону развязки. А 1 августа по путепроводу для движения открыли четыре полосы из шести.
 

 

Эстакада

Первую опору будущей эстакады установили в марте; пролетную конструкцию, которую дорожники называют попросту «фермой», - в июле. В середине того же месяца под эстакадой было открыто движение по ул. Пушкина.

А вот движение по самой эстакаде, правда, только в одну сторону (три полосы) запустили 12 сентября, через 10 дней - в обе стороны.

 

Улицы

В июне работы на ул. Пушкина, как и на путепроводе, были организованы в две смены. Улица была расширена до шести полос, в июле по ней было открыто движение под эстакадой; в августе открыли улицы Вокзальную и Железнодорожную. Улицы Рабочую и Мичурина расширили до четырех полос, Иркутский тракт - до шести.

 

Комсомольский

В августе начался ремонт проспекта Комсомольского, который все водители Томска дружно встретили «в штыки». Причиной стало пресловутое покрытие, выполненное по технологии «чип-сил», уже хорошо знакомое горожанам.

Покрытие на участке от перекрестка с ул. Пушкина до ул. Сибирской уложили и практически сразу демонтировали - подрядчик, ООО «Томдорстрой», не выдержал необходимый температурный режим для стабилизации покрытия. Однако, несмотря на демонтаж, «чип-сил» все же помог дороге, заявил начальник департамент капстроительства Алексей Сафронов, снизив водонасыщаемость асфальта.

 

Переходы

В феврале началось строительство надземного перехода на ул. Пушкина возле Кадетского корпуса, продолжились работы по возведению подземного перехода на ул. 79-й Гв. Дивизии.

Весной началось строительство двух переходов на пр.Комсомольском, одного по ул.Пушкина в районе «Мерседес-центра»; подземного перехода на ул. Вокзальной; в начале осени – надземного перехода в районе дома по ул. Пушкина, 37.

 

Троллейбусы

В апреле в связи с началом работ по реконструкции путепровода было закрыто движение троллейбусов №№1, 3 и 7 - машины были перераспределены на другие маршруты. В результате количества электротранпспорта на пр. Ленина резко возросло, вызывая немало недовольства со стороны транспорта частного. В начале октября вернулся на линию троллейбус №5, маршрут которого был закрыт в июне 2011-го в связи с началом строительства развязки. 12 октября по развязке в тестовом режиме был запущен троллейбус №1.

 

ИТОГИ

 

За 1,5 года состоялось 82 штаба, посвященных бурному обсуждению темпов строительства развязки, впереди еще один, 83-й. Над строительством трудились почти два десятка подрядчиков; бессчетное количество раз перекрывались прилегающие к развязке улицы; в районе строительства снесли не один десяток деревьев.

В течение всего строительства администрация города жестко контролировала сроки выполнения работ. Так, в августе этого года Николай Николайчук, требуя выполнить запланированные на съезде с Вокзальной на ул. 79-й Гв. дивизии работы в строгом соответствии с проектом, подчеркивал: «Сделать, может быть даже переделать, но так, чтобы после сдачи здесь не возникло ни одного провала или дефекта. Пока идут дожди, придётся искать «окна», сдвигать внутренние сроки. Но реперные точки и контрольные сроки должны остаться в силе». 

Немало горожан откровенно не верили в возможность появления развязки и говорили, что строить не начнут; а когда начали – убеждали, что не достроят; а когда достроили – стали утверждать, что решению «пробковой проблемы» она не помогла. Тем не менее, пушкинская развязка сегодня – факт свершившийся, и безусловно, это один из самых крупных инфраструктурных городских проектов, реализованных в последние десятилетия.   

Обещанные мэром Томска Николаем Николайчуком сроки удалось выдержать, и «клеверный лист» из железа, асфальта и бетона заработал осенью 2012. Впереди достройка пешеходных переходов, «латание дыр», наведение окончательного лоска и долгий процесс «сдачи объекта в эксплуатацию».

"То, что в январе мне казалось нереальным – уже можно пощупать ногами. Мостовой переход через улицу Пушкина готов и уже закатан асфальтом. Таким образом, главную дорожную стройку города можно считать в основном завершённой в ударные для Томска сроки. Напомню, активная фаза строительства началась в конце мая прошлого года. 16 месяцев, товарищи." (The Bytes, 11.09.2012)

 
А пока еще немного цифр-фактов из строительства пушкинской развязки:

- общая длина транспортной развязки – 4,7 км, а с прилегающими дорогами – 9 км;

- в период строительства развязки заасфальтировано 178 тысяч квадратных метров дороги – это 25 полей стадиона «Труд».

- каждая из четырех металлических балок в основании эстакады весит 240 тонн;

- глубина пяти опор эстакады – около 30 метров;

- на выплату компенсаций собственникам 12 жилых домов, 2 гаражей и 7 земельных участков потрачено 100 млн рублей;

- ширина дорожной части реконструированного путепровода – 23 метра (6 полос), ширина пешеходного тротуара – 3,5 метра с каждой стороны;
 

Текст: Анна Жидкая

Фото: Мария Аникина, Дмитрий Кандинский, Евгения Швецова, Tomgiprotrans.ru, Towiki.ru, администрация Томска