18+
18+
РЕКЛАМА
Люди, Интервью с таксидермистом Михаилом Ружиловым: Для иностранцев в охоте главное – трофеи! Интервью с таксидермистом Михаилом Ружиловым: Для иностранцев в охоте главное – трофеи!

Интервью с таксидермистом Михаилом Ружиловым: Для иностранцев в охоте главное – трофеи!

Охотиться Михаил Ружилов начал раньше, чем пошел в школу. Дикая тайга много десятилетий заменяла ему курорты, а таксидермия - создание чучел из своих трофеев - оказалась настоящим творчеством.

Все по-разному относятся к охоте: для кого-то это дело для настоящих мужчин, а для кого-то жестокость. Но в мастерской охотника и таксидермиста Михаила Ружилова она кажется искусством.

Михаил Дмитриевич, как давно вы стали охотником?

- Я более 30 отпусков провел в тайге! Когда был моложе, и здоровье позволяло, то построил собственными руками на большом участке 6 избушек. Тогда тайга была пустая, куда хочешь, туда и иди. Это был мой личный «оздоровительный курорт», причем самый лучший. Сбрасывал по 5-7 кг за отпуск, такая легкость чувствовалась, словно заново рождался! В тайге же ходишь весь день, и не по асфальту, а по болотам, по лесу, в снегу по колено. Нагрузки огромные, и не каждому они по плечу! Во время этих отпусков я и охотился с собаками – у меня всегда были лайки.

К охоте приобщился с детства, даже в школу еще не ходил, но уже бывал в тайге, умел стрелять. Дело в том, что я вырос в поселке Красноярского края. Всех мужчин из сел тогда, в 40-е, обязывали осенью отправляться в тайгу за пушниной, для государства это были важные деньги. Присылали разнарядку, и мужики отправлялись в леса, жили там около месяца и охотились за белками и горностаями (соболя в те годы почти не было). Так что охота всегда была нормальным образом жизни.

Я вырос в большой семье, нас было шестеро детей, четыре брата, две сестры. В 13 лет уехал из деревни, началась моя самостоятельная городская жизнь, работал в Красноярске, учился в вечерней школе. Окончил ее - поступил в томский политехнический, по распределению попал на Сибирский химический комбинат. И уже где-то через год приобрел ружье и начал понемногу выезжать на охоту.  Сначала недалеко, в Шегарский район, получал лицензию и осенью охотился на лося. Затем начал выбираться в Бакчарский район, основательно, на целый месяц.

Сейчас часто бываете на охоте?

- Да, у меня есть лайки, мы с ними бываем на собачьих выставках. Я продолжаю активную жизнь. Не на все времени и сил хватает, но вот в минувшие выходные мы с братом в лес ездили, внуков с собою возили (они в 3-4 классах учатся). Они мне покою не дают, все время просятся на охоту! Мы на разведку выбрались: по лесу походили, одного рябчика подстрелили, и вернулись домой.

 Все-таки, не жалко ли вам животных?

- Сегодня есть такое мнение, что, мол, нельзя убивать зверей. Но есть такой важный момент: без охоты некоторые виды животных могут просто исчезнуть из природы! Если плотность какого-то вида станет слишком высокой, то возникнет опасность эпидемий. Это  домашним животным делают прививки от болезни, и любая серьезная инфекция становится очень опасной. Например, у нас когда-то зайцев было просто море, едешь до Шегарки – тебе они раз 5 дорогу перебегают. Но почему-то охоту на него разрешали только с ноября месяца, это уже поздновато. И результат - однажды летом появилась инфекция, и вдоль дорог тогда лежали мертвые зайцы. Тогда очень много их умерло, до сих пор не могут восстановиться, следов заячьих нигде не видно. Только где обособленно зайцы жили, там они и сохранились. Если на медведей не охотиться, то они осмелеют, будут нападать на лосей, на домашний скот. Тем более, не зря же дают лицензии. Сначала считают, сколько осталось представителей какого вида, делают выводы, и уже потом охотникам выдается соответствующее количество лицензий.

 

Какие из ваших охотничьих трофеев особенно ценны?

- Рога лося - они заняли 1 место и стали чемпионами в Москве на международной выставке. Такой редкий крупный экземпляр встретился мне в тайге, в Бакчарском районе. Также могу похвастаться шкурой рыси, она тоже чемпион на крупных выставках. Кстати, интересно смотреть каталоги российских охотничьих трофеев – выясняется, что среди участников выставок достаточно известных людей. Например, Сергей Ястржембский увлечен охотой, есть коллекция своих трофеев и у Никиты Михалкова.

 Как хранятся потом трофеи, из них делают чучела?

- Возвращаются те времена, когда каждый уважающий себя князь имел свой охотничий домик с трофеями. Таксидермия развивается. Кстати, даже Петр I был таксидермистом - он сделал чучело из своей любимой лошади. Правда, тогда технологии были неразвиты, и чучела получались не такими качественными, как сейчас. Но лошадь монарха сохранилась до наших дней – экспонат находится в Зоологическом музее Санкт-Петербурга.

А как вы стали таксидермистом?

- Расскажу предысторию - об одном своем ярком впечатлении детства. Однажды мы с отцом отправились в тайгу – отстрелять глухаря. Шли медленно, всю ночь – отец был серьезно ранен на фронте и передвигался только на костылях. До сих пор помню свои эмоции: раннее утро, еще темно, глухари не поют, а потом заря, и началось: «трек-трек», потом «чи-чи-чи». Когда глухарь щелкает, надо замереть, а когда раздается «чи-чи-чи», он ничего не слышит, надо потихоньку подходить. Так мы за полчаса 100 метров прошли. Солнце всходит, глухарь сидит на вершине огромной сосны и поет….Это было впечатляюще! Мы полюбовались на птицу и подстрелили ее. Огромный был глухарь…

Долго я не мог забыть ту красивую птицу, а когда лет 30 назад я начал снова охотиться, и мне удалось отстрелять крупного глухаря, то я из него «дедовскими способами» сделал чучело. И мне, и друзьям понравился, начал потом и других делать. В журнале «Охота и охотничье хозяйства» давали азы, как делать чучело, их советы мне пригодились. Хотя давно это было, тогда чучело набивали ватой и опилками. Теперь это в прошлом. Потом я приобрел более серьезную литературу по таксидермии. Делал скульптуру-основу чучела из пакли, потом пришел черед фигурок из картона.

Сейчас, конечно, появились более прогрессивные способы. В основе чучел - манекены, их делают из полиуретановой пены. Из нее изделия получаются прочными и легкими. Удобно, что можно любую форму отлить.

А как обрабатывают шкуру?

- Аккуратно, чтобы ничего не повердить, снимаю, затем настает очердь выделки. Шкура просаливается, дальше идет мездрение - аккуратное удаление подшкурного слоя. Важно тщательно все срезать и промыть, чтобы жира абсолютно не осталось. Из выделанной шкуры уже можно шить шубы и шапки, либо делать чучела. Очищенную и подсушенную, ее наклеивают на готовый манекен и сшивают. Все, больше шкура уже не деформируется, она сохранится на долгие годы.

Но у чучел же еще зубы, глаза, языки…Как создают их?

- Все, кроме шкуры и когтей, у чучела искусственное! Остальное либо покупают, либо делают самостоятельно. Я сам делаю языки, зубы, раскрашиваю губы. У меня есть для этого специальный художественный аэрограф. Языки, кстати, создаю из особого, мною разработанного состава.

Вы его запатентовали?

- Нет, это просто мое «ноу-хау». А патенты у меня есть, но благодаря атомной промышленности. Пока я работал, то стал автором восьми изобретений, так что я заслуженный изобретатель СССР! Творчество всегда было со мною. Теперь творить мне позволяют охотничьи трофеи.

Чем сам процесс рождения чучела вам интересен?

- Меня захватывает, когда я начинаю только в уме представлять идею, а затем обдумываю, как ее можно воплотить в жизнь. Но если делать, то нужно делать так, чтобы чучело смотрелось как живое, чтобы оно получилось красивым, только тогда таксидермия имеет смысл и ценность. Надо совершенствоваться в этом искусстве, тогда будешь получать удовлетворение от своего дела. Когда я работал на комбинате, то не всегда ощущал полезность того, чем занимался. Приходилось много возиться с бумагами. А в своей мастерской я сделал новый экспонат и смотрю, хорошо или плохо получилось. Если удалось, то здорово, а если нет - лучше выбросить и не показывать никому.

Не страшно ли работать с охотничьими трофеями? Нет ли мистических ощущений? Все-таки это не просто материал, а подстреленное животное.

- Когда создаю чучело, мне кажется, словно я снова оказываюсь на охоте. И мне это очень нравится! 

Есть ли какие-то классификации трофеев?

- Конечно, все прописано в справочниках.  В зависимости от размеров трофею присваивается награда, медаль. Например, рога – измеряется их размах, считается количество отросточков, толщина. Шкура мерится от носа до хвоста и поперек, чем больше показатели – тем больше баллы. Проводятся выставки, потом выдают награды, издают каталоги. Я не раз получал медали и дипломы крупных выставок, и всероссийских, и международных.

Насколько в России цивилизованная охота?

- К сожалению, пока не слишком, у нас больше охотятся «по старинке». Например, отстрелял глухаря, взял 3 кг мяса, а остальное выбросил. В цивилизованном мире иначе: там всех интересует охота за трофеями. Я много ездил по крупным выставкам, и могу точно сказать: за границей охота считается привилегией избранных людей. Там у нее другой смысл. Это у нас в стране необъятные просторы, в Европе же участки дикой природы маленькие. Если охотиться бездумно, можно просто истребить зверей.

Европейца не интересует мясо – ему важен трофей! Интересно найти определенные экземпляры – это самцы, причем уже немолодые (возраст лосей и оленей понятен по рогам, иностранцев привлекают только очень крупные трофеи). Благодаря такому подходу погибают старые и немощные животные. Некоторые из таких зверей только мешают продолжению рода, отпугивая молодых самцов своими впечатляющими рогами.

В России иностранцы тоже охотятся?

- Да, и платят за все необходимые разрешения немалые деньги. Но они так избирательны! Мой брат, к примеру, живет в Красноярском крае, там водятся маралы. Он рассказывал, мол, нудная охота получается с иностранцами: гости приближаются к каждому маралу, присматриваются. Говорят  – нет, не годится, рога не те! Этот не будет трофеем. И начинается поиск следующего зверя. Так можно месяц ходить, потому что для иностранца самое ценное – рога! Больше ему ничего не надо.

 И напоследок расскажите охотничью байку, ведь без сюрпризов в лесу не обходится…

- Расскажу, но это будет история, в которой я не участвовал, ее мне поведал лесник. Однажды в Красноярском крае, в тех местах, где прошло мое детство, бригада занималась лесозаготовкой. Сидят, отдыхают – и вдруг слышат, рядом сопит кто-то. Пригляделись – увидели берлогу. Подскочили, поехали к леснику за хорошими зверовыми собаками, ружье ему сказали не брать, мол «Наш медведь, мы сами будем стрелять!». Собралось человек 15, окружили берлогу, причем совершенно непродуманно. Напустили собак. Раааз - медведь выскакивает, но как в него стрелять – кругом люди стоят, можно попасть друг в друга! Все растерялись, и побежали к грузовой машине-вездеходу, на которой приехали. Кто-то говорит испугано «Сейчас медведь нам покажет!», тут машина поехала, один схватился за борт, а другой не успел, и его за плечо трогает. И раздается крик: «Медведь, я не стрелял в тебя, я на тебя не охотился!». Это человек от испуга решил, что его за плечо зверь схватил. Когда все в панике уехали, то лесник того медведя пристрелил. Хотя его горе-охотники и отговаривали, он ружье с собою взял, сказав: «В тайгу без оружия не хожу. Тем более – на медведя!».

Текст: Мария Симонова

Фото: Мария Аникина

Люди

Сохранить историю. Как в 1990-е годы инженер-конструктор Владимир Кирсанов помогал восстанавливать томские здания

2 апреля 2024
Креативные индустрии

Как делают хорошее кино. Кинопродюсер Наталия Клибанова о создании «Мастера и Маргариты», региональных поисках киноиндустрии и впечатляющих томичах

21 марта 2024
Люди

В Томске презентовали сборник воспоминаний об известном томском ученом Вячеславе Новицком

25 марта 2024
Креативные индустрии

Как получить 250-летнюю виолончель для концерта? Музыкант Глеб Степанов о музейных гастролях в Томске

15 апреля 2024
Люди

Самолет в натуральную величину и премьера в аэропорту. Как томичи готовят спектакль-перформанс о выдающемся летчике Харитоне Славороссове

27 марта 2024
Креативные индустрии

Локальные истории. Кинопродюсер Павел Сарычев о том, почему столичные производители фильмов и сериалов все чаще обращают внимание на регионы

20 марта 2024