18+
18+
РЕКЛАМА
Город, Градостроительная политика, Легко ли стать миллионником? Взгляд в будущее Томска Бориса Мальцева Легко ли стать миллионником? Взгляд в будущее Томска Бориса Мальцева

Легко ли стать миллионником? Взгляд в будущее Томска Бориса Мальцева

По прогнозам экспертов, через двадцать лет население Томска может увеличиться до семисот тысяч человек.

Для них уже сегодня появляются новые дороги, жилые микрорайоны, работает вай-фай в троллейбусах, строятся третий мост через Томь и дорога на левом берегу.

С каждым годом перспектива освоения левого берега становится все более реальной. Запустить полноценное движение транспорта по левобережной дороге планируют к 2014 году. Но вот с точностью сказать, когда вдоль нее начнется строительство первых объектов и для чего они будут предназначены, пока не может никто. Тем не менее, от того, какое решение город примет сегодня — как распорядится этой территорией, будет зависеть будущее как его левобережной, так и правобережной части. Как и в любом стратегическом вопросе, здесь есть свои сторонники и противники.

 

Какие существуют аргументы «за» и «против» освоения левого берега? Каким он должен стать и какие городские задачи призван решить? И можно ли прийти к компромиссу в этом вопросе? Об этом мы говорим с депутатом законодательной Думы Томской области и президентом областного Союза строителей Борисом Мальцевым.

- Борис Алексеевич, как Союз строителей влияет на облик Томска?

- Он концентрирует профессиональные мнения в вопросах развития города и доносит их до власти. В Союз строителей входят представители строительных организаций, профессора ТГАСУ, страховые компании.
Эти мнения касаются всех сфер, связанных со строительством: соответствие качества и внешнего вида возводимых зданий внешнему облику города, архитектурно-планировочные решения жилых домов, планировка не только новых, но и старых микрорайонов. Например, организация парковочных мест, а также строительство новых дорог.

Например, в Томске в настоящее время около ста сорока километров улиц не имеют твердого покрытия. Это не соответствует представлениям о современном и чистом городе. Одна из самых больших проблем в томском строительстве — это задолженность строительных организаций перед дольщиками. Это тот фактор, который сегодня сильно тормозит, а через какое-то время может и вовсе остановить жилищное строительство в области. О каком городе-миллионнике тогда может идти речь?

- А для чего Томску стремиться стать миллионником?

- Большой город имеет больше плюсы. Например, если Томск присоединить к Новосибирску, в Томске не будет ни областного театра, ни областного музея, ни областной прокуратуры. Плюс к этому десять тысяч служащих — десять тысяч человек с высшим образованием — уедут из Томской области. А все замечательные идеи рождаются при большой концентрации людей. Пока до 1944 года Томск входил в состав Новосибирской области, он погибал: например, в Политехническом училось всего четыре тысячи студентов, а сейчас — двадцать пять тысяч. И если мы хотим, чтобы сохранилось «сословие» томичей, нам нужно расти.
Город с миллионным населением получает значительные средства из федерального бюджета. Например, на строительство дорог Федерация выделяет городам с численностью населения, примерно равным Томску, около двухсот миллионов рублей, тогда как миллионникам — до миллиарда. Горожане получают больше возможностей трудоустроиться, могут получать больше разного рода услуг. Ведь тысячи людей из Томска каждые выходные ездят за покупками в Новосибирск.

При этом важно понять, что нельзя создавать миллионник путем застройки города многоэтажными домами. Их должно быть не более тридцати процентов от всей жилой застройки. Будущее — за малоэтажными, а также частными домами и таун-хаусами. Город должен быть не вертикальным, а горизонтальным.

- Люди охотнее приезжают учиться и работать в город, охотнее остаются в нем, создают семьи, если в нем есть, где жить, если не стоит проблема транспортной доступности. В каком направлении будет развиваться Томск в будущем?

- Я не могу не согласиться, что у города есть необходимость переходить на левый берег. У этого шага есть экономическая и социальная целесообразность.

Прежде всего, нам нужно сокращать расстояния. Сегодня мы застраиваем территории за Иркутским трактом, конец улицы Мичурина, направление к ТНХК, Степановку. Для городских микрорайонов — это слишком большое расстояние от центра. Нельзя бесконечно растягивать инженерные и транспортные коммуникации. Уже сейчас  транспорту сложно пересекать Мокрушинский переезд. А новые жилмассивы между Зональным и Степановкой будут все менее привлекательными для потенциальных жителей.

Вторая проблема Томска — в том, что в центре города уже нет места для строительства новых общественных объектов. Нам давно пора сказать «спасибо» стадиону «Труд» и отдать его юным спортсменам. А для проведения футбольных матчей явно требуется новый комфортабельный стадион с полноценной парковкой. Благодаря левому берегу и третьему мосту через Томь у нас появляется возможность строить стадион, другие спортивные объекты и торговые центры, например, «Ашан», «Икея», на расстоянии пятнадцати минут езды от центра.

- По Вашему мнению, оправдано ли освоение левого берега?

- По этому поводу у меня двоякие чувства. Еще недавно я был категорически против. Во-первых, по территории левого берега проходит водозабор, который дает питьевую воду всему городу. Во-вторых, значительная территория левобережья подвержена затоплению. Даже если уровень воды достигает критической отметки раз в сто лет, никакое капитальное строительство на такой территории недопустимо. Третье, что меня сдерживает, это уникальная возможность при отсутствии лесопарковых зон в черте города любоваться великолепными пейзажами на противоположном берегу. Если уничтожить этот вид застройкой, что у нас останется?

Но с другой стороны, проезжая сегодня по строящейся левобережной дороге, я вижу, как оживает и меняется эта территория, я вижу там безопасные и удобные места рядом с Дзержинским и Тимирязево, где можно было бы что-то построить без ущерба для природы и жителей. И я стал активным сторонником ее строительства, потому что она действительно дает возможность развиться городу за счет этих новых территорий.

Самое важное в освоении левого берега — не превышать экологическую нагрузку на эту территорию. Мы — власть, архитекторы, проектировщики — можем придумывать различные варианты освоения этих земель. Но одними из главных при принятии решений должны быть экологи. Левый берег — это, прежде всего, вода и «легкие» Томска.

- Изменится ли жизнь левобережных поселков в связи с освоением новых территорий?

- Ни в коем случае не нужно менять облик Тимирязево, Дзержинского, Эушты под стать городу. Эти поселки должны оставаться такими, какие они есть. Что действительно необходимо, так это решать вопросы их благоустройства: в плохом состоянии находятся дороги и водоснабжение, там, как и в городе, должны быть и спортивные площадки, и кинотеатр.

Новые дороги приводят новых людей, поэтому постепенно, с развитием левобережья, по мере усиления его транспортной доступности в этих поселках будут появляться новые жители, которые будут строить дома. Разумеется, вместе с этим начнется и постепенное развитие инфраструктуры.

Кроме того, левобережная дорога и третий мост — это не только значимый фактор в разгрузке томских дорог, но и решение множества транспортных проблем левобережных населенных пунктов. Во-первых, все они будут связаны между собой и с городом большим и малым транспортными кольцами. Во-вторых, это позволит, наконец, увести большегрузный транспорт с узких улиц Тимирязево.

- В проекте планировки Левобережья, который обсуждается в настоящее время, предусмотрены зоны под среднеэтажную жилую застройку. Действительно ли она там необходима, и какими, на Ваш взгляд, должны быть эти новые жилые районы?

- Жилье на левом берегу обязательно должно быть. Понятно, что там будут жить, в основном, обеспеченные люди. Но ни в коем случае нельзя увлекаться одноэтажной застройкой. Это слишком дорогая территория, чтобы отдать ее под строительство всего нескольких десятков частных домов. Малоэтажное, но комфортное и качественное жилье — наиболее приемлемый вариант для этой территории.

Нельзя внедряться туда агрессивно — левобережные жилые районы не должны смотреться инородными по отношению к ландшафту, как с точки зрения этажности, так и с точки зрения архитектуры. Это ни в коем случае не должно быть высотное домостроение.

Проектировщики рассматривают под жилое строительство участки между Тимирязево и старым коммунальным мостом. Я считаю, что рациональнее было бы располагать здесь объекты общественного назначения. Такое их расположение было бы привлекательным как для бизнеса, так и для горожан. А жилые зоны лучше развивать на юго-западе, в сторону дороги на Зоркальцево. Это позволит не нарушать привычный ландшафт левого берега, который привыкли наблюдать томичи с правого.

- Проект пока лишь дает представление о возможных вариантах развития Левобережья. В настоящее время на этой территории имеет место неконтролируемая стихийная застройка. Можно ли будет избежать ее в будущем и за счет чего?

- Контролировать развитие левого берега можно лишь за счет громадного авторитета главного архитектора города, который подчиняется только главе города и Думе. Никакие представители бизнеса или частные лица не должны влиять на его решения.

Возможность уберечь левый берег от «дикой» самовольной застройки — это, пожалуй, важнейший аргумент за его плановое освоение. Чем дольше мы будем раздумывать, тем больше найдется предприимчивых людей, строящих коттеджи, с которыми мы потом не будем знать, что делать. Стихийная застройка перечеркнет планы города превратить левый берег в его живописный и функциональный район.

В отношении левого берега сейчас существуют разные, часто – противоречивые мнения. Одни убеждены, что вторгаться на эту территорию нельзя ни под каким предлогом. Другие уверены, что левобережье – это шанс для года избежать всех тех градостроительных ошибок, которые были допущены на правом берегу; только реализовывать этот шанс нужно как можно деликатнее по отношению к экологии и ландшафту. Сходятся они в одном – и правый, и левый берег уже не могут жить друг без друга.

Текст: Анна Федорова

Фото: Мария Аникина