18+
18+
РЕКЛАМА
Рассказано, Максим Печерский. Поговорим о рекламной фотографии. Часть 1: рекламная фотография как инвестиция Максим Печерский. Поговорим о рекламной фотографии. Часть 1: рекламная фотография как инвестиция

Максим Печерский. Поговорим о рекламной фотографии. Часть 1: рекламная фотография как инвестиция

 
Максим Печерский
Профессиональный фотограф, фотостудия IMAGO
 

Профессионально рекламной фотографией я занимаюсь давно, порядка 10 лет. Любовь к этому жанру началась с интернета – однажды на Photosight.ru  увидел рекламные снимки, которые привлекли меня своей сочностью, броскостью. И сегодня все работы, которые я делаю, так или иначе, несут в себе отпечаток рекламного фото.

Об этом жанре  и о нюансах работы с ним я и хотел бы поговорить. Тема сегодняшнего разговора – «Рекламная фотография как инвестиции».

 

ВМЕСТО ВСТУПЛЕНИЯ

Фотография фотографии рознь!

Главная задача художественной фотографии - показать как автор видит этот мир. Она должна заставлять смотреть еще и еще, каждый раз открывая что-то новое.

Рекламной фотографии, напротив, это не свойственно, потому что очень часто на ее восприятие у  зрителя буквально считанные секунды. Самый простой пример – баннеры вдоль дорог. То, что увидит человек, проезжая мимо них, либо зацепит его, либо нет. Поэтому для рекламной фотографии свойственна лаконичность, яркость и понятность образов.

Фотография достаточно универсальна и очень глубока. Она очень документальна, потому что позволяет видеть мелочи, детали, особенности. При всем этом фотография очень образна, она позволяет доносить до зрителя не только конкретные детали, но и образ в целом, что делает ее очень хорошим инструментом на рекламном поле. Хорошая рекламная фотография проникает безумно глубоко и живет внутри человека очень долго. К видео, к живописи мы можем поставить какой-то эмоциональный барьер, а к фотографии его поставить практически невозможно.

Рекламную фотографию можно назвать самой сложной с технической точки зрения. Я не представляю ни один другой жанр фотографии, в котором требовалось бы столько же технических знаний, технических «наворотов», оборудования. Попробуйте представить сами: необходимо сделать рекламную фотографию 16-метровой фуры, какого же размера должна быть студия, чтобы туда эту фуру можно было загнать? Или, например, насколько сложна съемка ювелирных украшений? 

С точки зрения режиссуры рекламную фотографию тоже можно назвать самой сложной. Ту же свадебную фотографию срежиссировать проще: молодожены и так счастливы, для них это самый прекрасный день на свете, поэтому в этот процесс вмешиваться практически не надо. А во время рекламных съемок ты можешь весь день потратить на то, чтобы добиться от человека «идеальной эмоции».

 

ЧТО В ТОМСКЕ?

В нашем городе профессиональных рекламных фотографов можно сосчитать по пальцам одной руки. И это действительно те люди, которые могут делать рекламную фотографию и у которых есть неплохой опыт. Но, к сожалению, в Томске процветает абсурдная ситуация, когда за рекламной фотографией обращаются к кому угодно, но не к профессионалу. Могу опять напомнить ситуацию про покупку станка - вряд ли кто будет покупать станок не глядя, не выясняя дополнительной информации. Очень часто крупные клиенты заказывают тестовые съемки для того, чтобы посмотреть, справлюсь ли я с их требованиями или нет. Думаю, это очень правильно.

Рекламному фотографу в этом отношении живется несладко.

К тому же, стоит учитывать и то, что рынок рекламной фотографии рухнул в 2009-10 году. Вспомните себя, прогуливающимися по городу в 2008-2009 году — какие тогда баннеры висели? Была какая-то более оригинальная реклама, большое количество фотографий, они были интереснее, веселее.

А потом пройдите по городу и посмотрите на баннеры сейчас. Во-первых, их стало гораздо меньше, во-вторых, по большей части это социальная реклама, в-третьих, в большинстве случаев это нечто скучное. Огромный плакат, а на нем почти весь ассортимент магазина с ценами. И никакого единого образа магазина, который себя рекламирует, нет: что это за магазин, как в нем относятся к посетителям, какая там атмосфера — из рекламы это непонятно. А рекламировать свой ассортимент, когда за углом в другом магазине продают ровно то же самое — это, мягко говоря, неэффективно.

 

РЕКЛАМНАЯ ФОТОГРАФИЯ КАК ИНВЕСТИЦИЯ

Ни для одного бизнесмена не секрет: для того, чтобы получить деньги за товар, нужно сделать три вещи. Первое: придумать и произвести товар. Прекрасно, теперь он у вас есть, прекрасно, что он всем нужен, но если о нем никто не знает, его никто никогда не купит.

Здесь в дело вступает вторая часть: необходимо грамотно рассказать всем вокруг, что у вас этот товар есть, и что он всем очень нужен. Наконец, третье: передать товар покупателю.

И здесь рекламная фотография занимает, я бы не сказал лидирующее, но достаточно важное место, потому как позволяет рассказать о товаре очень компактно, очень быстро, и при помощи практически любого источника.

Рекламная фотография, если она действительно хорошая, работает не одну секунду, не одну минуту, и очень часто - не один месяц, и даже не один год. Понятное дело, если вы имеете дело с каким-нибудь товаром вроде одежды, у которого сменяемость полгода/год, то вам придется делать периодические рекламные фотосессии с выходом новых коллекций. Если работаете с какими-то вещами, у которых нет такой быстрой сменяемости, например, часы, то хорошая рекламная фотография будет работать один, два, три года - пока, опять же, не поменяется визуальный стиль. И здесь очень важно понимать, что рекламный бюджет в этом случае рассчитан не на день съемки и последующую печать фотографий. Этот бюджет используется год, два, иногда три, рекламная фотография используется снова, снова и снова... Вы же не покупаете станок только для того, чтобы произвести коробку своего товара, а потом этот станок выкинуть. Вы рассчитываете, что он будет работать 2, 3 года, а то и 10 лет. Точно так же обстоит дело и с рекламной фотографией.

На мой взгляд, совершенно неразумно вкладывать в создание фотографии 1 000 рублей и потом тратить на ее использование 5 рублей. Но опять-таки, я считаю, что абсолютно бессмысленно тратить на разработку фотографии 500 рублей, а использовать ее потом на всех баннерах. Все-таки вещи должны быть сопоставимы.

Чем большим объемом проката вы рискуете, тем больше надо думать о качественной фотографии изначально, о качестве материала, который вы собираетесь «прокатывать». И здесь опять же нужно задумываться о рекламных фотографиях, как инвестициях загодя.

Мало кто из предпринимателей приходит в магазин и говорит: отличный станок, мне нравится, беру. Все начинается с осознания необходимости, формулировки требований, предварительного сбора информации о продукции. И только потом - поход в магазин и покупка. 

 

РЕКЛАМНАЯ ФОТОГРАФИЯ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ДЕШЕВОЙ

Кто-то, конечно, в целях экономии предпочтет воспользоваться стоковыми фотографиями, но по сути это бессмысленно. Во-первых, стоковая фотография очень редко «раскрывает тему» имеющегося продукта. А, во-вторых, нет никакой гарантии, что завтра эту же фотографию не использует для своих нужд конкурент.

Если вам нужна хорошая рекламная фотография, обращаться следует только к профессиональному рекламному фотографу; нет смысла приглашать для рекламной съемки фотографа свадебного или клубного. У разных фотографов разный набор оборудования, разный склад характера и особенности работы.

Рекламный фотограф будет иметь очень медленное, неповоротливое и, зачастую, безумно дорогое оборудование, которое направлено на то, чтобы представить предмет идеальнее, чем он есть на самом деле.

Свадебный фотограф прекрасно знает, как расслабить пару, как сделать им хорошее настроение, как «создать» в кадре любовь. Рекламному фотографу все это не нужно — если к нему в студию пришли модели, они пришли работать, зарабатывать деньги. А значит, рекламный фотограф будет жестко руководить процессом, чтобы с максимальной эффективностью  решить задачи, которые стоят перед съемкой. Главное для рекламного фотографа — сконцентрироваться на образе и максимально эффективно его представить, чаще всего с помощью ярких цветов, броской композиции.

Вдобавок ко всему прочему, рекламный фотограф - это человек, который умеет работать в команде, а это очень не свойственно для большинства современных фотографов. Работе рекламного фотографа предшествует работа огромного числа людей: маркетологов, дизайнеров, копирайтеров, художников.

Представьте себе, что бы было, если бы, увидев все результаты этой работы, рекламный фотограф бы сказал: «Я человек творческий, я вижу по-другому, сейчас я все делаю так, как нужно». И полугодовая работа массы людей пойдет прахом. Поэтому рекламный фотограф - очень хороший профессионал, который с прекрасной точностью воспроизведет тот бриф, те скетчи и те эскизы, которые разработало рекламное агентство, в нужных цветах, в нужных бликах, с нужной атмосферой - и сделает уже законченный образ.

Конечно, у каждого рекламного фотографа есть свой стиль, своя методика работы. Но в общем и целом, в большинстве случаев это чаще всего чистые сангвиники, которые работают до потери пульса, пока не выйдет нужный образ. Они достаточно хорошие режиссеры и психологи, которые могут определенным образом срежиссировать ситуацию, довести ее до логического завершения, особенно если приходится работать с людьми. И, конечно, умение работать с техникой, с аппаратурой, глубокое понимание законов физики и оптики. 

Еще один важный нюанс: о том, что рекламная фотография плохая, люди узнают только после того, как она выходит из печати. Очень многие вещи, который прекрасно смотрятся на экране, невозможны для печати: на экране выглядело бы вроде и ничего, а на бумаге вышло нечто серобуромалиновое. А все потому, что человек, который снимал, не понимал, что он делает, не был знаком со всеми нюансами, не обладал достаточным опытом. Рекламный фотограф обязан знать все эти тонкости.

Нужно учитывать еще и специфику страны: в Германии эта фотография одна, в Америке другая. Что касается России, это область перфекционизма, а перфекционизм требует больших вложений и не может быть дешевым в принципе. Как может рекламная фотография, которая продает 100 грузовиков в месяц, стоить столько же, сколько портрет? Такое в принципе невозможно. Даже одну бутылку коньяка профессионал будет фотографировать полдня, чтобы каждый блик лег идеально, а потом еще полдня будет снимать задний фон. Понятно, что в итоге это будет стоить гораздо дороже, чем одна портретная фотография.

Фото: Работы Максима Печерского, Maximpechersky.com