18+
18+
Образование и наука, Сибирский Оксфорд. Где и как готовят историков-международников для всего мира Сибирский Оксфорд. Где и как готовят историков-международников для всего мира

Сибирский Оксфорд. Где и как готовят историков-международников для всего мира

Сегодня в магистратуре истфака ТГУ могут бесплатно обучаться «международники» со всей России. Будущих магистров, кроме качественного преподавания, ждет стипендия, перспектива закончить свои занятия в Юго-Восточной Азии или Бельгии и атмосфера университетского Томска, сибирского Оксфорда.   

О том, как выглядит новая, непривычная пока система обучения в вузе, как стать магистром и какие преимущества это дает будущему международнику или историку, рассказывает декан исторического факультета Томского госуниверситета Василий Зиновьев.

 

НОВАЯ СИСТЕМА

Новая система обучения, при которой в вузе учатся не привычные пять, а четыре или шесть лет, получая диплом бакалавра или магистра, работает не первый год, но многие так до конца и не знают, какая из этих ступеней что дает, и что за чем следует. Можете вкратце рассказать, как выглядит современная система обучения?  

- Первая ступень, после которой вы будете считаться получившими высшее образование - это бакалавриат. Обучение здесь продолжается четыре года, после чего выпускник получает диплом бакалавра.

Сейчас у нас идут последние годы обучения тех студентов, которые учатся пять лет - они, окончив бакалавриат и проучившись еще год, получают диплом специалиста. Скорее всего, последние дипломы такого вида мы выдадим в 2015 году. Готовить из бакалавров специалистов, как это происходит сейчас, по программам второго поколения, мы перестанем и перейдем полностью на стандарты третьего поколения. После этого получить диплом можно будет только как бакалавру, или уже как магистру. В магистратуре требуется проучиться два года, после окончания бакалавриата. 

Те, кто сегодня не хочет идти в магистратуру, полагают, что надо сразу собирать дивиденды, которые дает бакалавриат. Четыре года отучился - и сразу на работу, хватит  учиться, надо зарабатывать деньги (у многих это, конечно, вызвано и жизненными обстоятельствами).

Но я бы призвал наших выпускников, которые заканчивают только бакалавриат - и международников, и историков, да и студентов других специальностей и других вузов, которые получают диплом бакалавра, - все-таки не торопиться и идти в магистратуру.

Понятно, что любому молодому человеку хочется быстрее стать самостоятельным, заработать деньги, встать на ноги... Но дело в том, что через 10 лет, уже сделав карьеру, эти бакалавры вдруг поймут, что у нее есть потолок. И потолок этот продиктован как раз отсутствием степени магистра или диплома специалиста.

Поэтому первый совет нашим студентам - потерпеть и доучиться еще 2 года после окончания бакалавриата.

Что дает магистратура? 

- За два года магистрам удается прослушать более качественные, более высокого уровня теоретические курсы, получить возможность практической и творческой работы, используя богатейший фонд научной библиотеки и интеллектуальные ресурсы Томского университета. Это время, которое предоставляется молодым людям для раздумий, пока их никто никуда особенно не торопит. И им стоит воспользоваться - потом такой возможности уже не будет. 

Во-вторых, бакалавриат все-таки не совсем полное высшее образование, оно по стандарту уступает степени магистра. Например, нельзя занимать какие-то ведущие руководящие должности, есть определенные ограничения. И тут от таланта человека исход будет мало зависеть, это будет формальность, которая будет тормозить рост, и придется идти в магистратуру, уже будучи очень занятым человеком. 

Через 10-15 лет человек с дипломом специалиста уже будет выглядеть анахронизмом,  дипломом бакалавра - не доучившимся, а магистра - специалистом с высшей квалификацией.

На Западе часто бывает, что сначала заканчивают первую ступень, потом 2-3 года работают, потом возвращаются в вуз, чтобы получить степень магистра. Там достаточно быстро прагматичные люди начинают понимать, что надо иметь тот максимальный уровень образования, который позволяет система. Я уверен, что и нашим студентам надо бы об этом подумать.

 

МАГИСТРАТУРА 

Главный вопрос: магистратура - это платно?

- Пока в Томском госуниверситете есть бесплатная магистратура. За деньги, как правило, у нас учатся зарубежные студенты - при хорошем качестве образования, его цена для них оказывается гораздо более комфортной, нежели в столичных вузах.

Россияне к нам могут приехать из любого региона: те, кто имеет гуманитарное образование, могут получить степень магистра по истории и по международным отношениям на бюджетных местах. Мы это гарантируем сейчас.

Нам дают 25 бюджетных мест для историков (по крайней мере, так было в последние два года), и 14-15 мест магистратуры для международников - так что места есть. 

Магистратура у нас действует уже 4-й год. Мы сделали по два выпуска магистров-международников и магистров-историков. У магистрантов своя, серьезная программа - это не равно старому «пятому курсу». Здесь учатся во-первых, лучшие студенты, во-вторых, те, кто понимает значение магистратуры для себя в будущем.  

И скажу, что Томский госуниверситет готовит специалистов высокой квалификации не только для Томской области, но и для всей страны; в регионе остается, максимум, 30% всех выпускников, остальные выезжают на работу за границу, в Москву, в другие города России. 

Можно ли обозначить, какое количество ваших выпускников уезжает за границу?

- Трудно сказать: историков - немного, а международников сразу уезжает приблизительно процентов 20. Обычно это наиболее продвинутые студенты, которые знают языки, целенаправленно готовятся, целенаправленно ищут место работы или учебы за рубежом, и уезжают из страны. Они и поступают на международные отношения, чтобы уехать, поэтому на это отделение высокий конкурс и достаточно много тех, кто поступает на платное отделение.

Что касается магистратуры, то конечно, международников в первую очередь, привлекает магистратура зарубежных и московских вузов, потому что в Томске для специалиста международных отношений работы не так много, и престиж московских вузов, безусловно, выше. Но качество образования у нас нисколько не ниже - тут Москве похвалиться нечем по сравнению с нами. У нас качественный состав преподавателей, у нас достаточно хорошо продумана система подготовки, и, конечно же, есть индивидуальная работа с магистрами.

 

ОБЩЕЖИТИЯ И СТИПЕНДИЯ

Какова сегодня стипендия у магистрантов, и снабжаете ли вы их жильем?

- Безусловно, мы предоставляем всем общежития, и у наших учащихся довольно высокая стипендия. Чем хорош наш университет: в нем есть достаточно продуманная система повышенных стипендий. Это именные стипендии, стипендии, которые дают фонд Потанина, фонд Прохорова, стипендии Оксфордского фонда, которые нам дает Оксфордский университет для гуманитариев плюс некоторое количество небольших внутренних стипендий. Это очень приличные деньги, к тому же, их много, мы получаем иногда 40-50 стипендий такого рода на факультет. 

Есть стипендии рядовые, повышенные стипендии, социальные стипендии и так далее - в среднем, это от 6 до 10 тысяч рублей. Причем, один и тот же студент может одновременно получать несколько стипендий. Первым максимальные пять стипендий года 3 – 4 назад у нас получал теперь уже преддокторант Дмитрий Хаминов. Он зарабатывал больше чем доцент: если сложить вместе, это было тысяч 15-20. Нынешний студент 3-го курса Илья Дунбинский скоро доберется до рекорда Хаминова. 

Сейчас у тех, кто продолжает обучение, есть возможность и довольно быстрого карьерного роста. Пока у нас самый молодой профессор - 33-х лет, раньше это была абсолютно недостижимая высота для такого молодого человека. Сейчас вполне реально в 30 с небольшим стать профессором. У нас можно учиться, и есть смысл учиться!

 

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ

С кем из зарубежных вузов или партнеров сегодня сотрудничает отделение международных отношений ИФ ТГУ?

- Международных связей у нас достаточно много с университетами Европы, Азии, Соединенных Штатов. Есть две программы двойных магистерских дипломов.

Первая - с франкоязычным католическим университетом в Брюсселе, эта программа идет уже более 4 лет. Она долго готовилась -  с 2000-го года мы выиграли несколько «Темпусов» именно для разработки  магистерских программ вместе с Оксфордским университетом, Германским, Сан-Франциским, Брюссельским университетами и так далее.

Universit? libre de Bruxelles - Свободный университет Брюсселя

«Tempus» – одна из программ Европейского Союза, направленная на содействие развитию систем высшего образования в странах-партнерах, которые не являются членами ЕС.

Вторая - программа двойных дипломов с университетом Фэн Цзя в городе Тайджун (Тайвань). Это наш очень хороший партнер, мы с ним завязали отношения после одной из конференций в начале 2000-х годов. Постепенно наладили обмен студентами. Первый студент - сейчас уже доцент нашей кафедры востоковедения - Елена Анохина. А потом подготовили программу двойных дипломов - Тайвань охотно поддерживает ее и идет на серьезное финансированиие программы.

Университет Фэн Цзя

Как получение двойных дипломов выглядит на практике? 

- У нас магистры учатся один год, после чего второй год они учатся и работают в Бельгии, либо на Тайване. В принципе, за это должны платить сами студенты, но поскольку у нас студенты не очень богатые, наш университет обычно помогает, выделяет стипендии. Кроме того, помогает и вторая принимающая сторона. Тайваньцы всем обеспечивают студентов, нам нужно их только до места довезти и обратно. Правда, обратно мы, как правило, никого не привозим, потому что работу они находят там (смеется).

Мы, наверное, человек 20 или 30 уже оставили на Тайване. Они находят там хорошую работу, открывают успешные русско-тайваньские компании - примеры этого уже есть.

Савелий Вольфсон и представитель университета Фэн Цзя

Благодаря этой программе, мы попутно завязали и томско-тайваньские отношения для всего региона - Савелий Вольфсон, руководитель Отделения международных отношений, большой инициатор и вообще мастер разного рода комбинаций, заранее думал именно о таком масштабном налаживании деловых связей. Этой тропой в Азию сейчас широко пользуются и ТУСУР, и ТПУ, и администрация области. Теперь мы хотим наладить отношения с Индией, чтобы получить возможность выхода на рынок образования этой страны.

 

ЗАВОЕВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА

Как вообще обстоят дела с завоеванием международного рынка образования? Некоторое время назад озвучивалась идея о доведении количества иностранных студентов в Томске чуть ли не до 40 процентов.

- Наш рынок – это страны Центральная Азии, Китай, Монголия. Эти страны, безусловно, могут нам посылать людей для обучения. У нас было 15-20% студентов в университете из Казахстана, Киргизии, меньше из Узбекистана и Туркмении. Но это уже свой рынок, они сюда едут учиться, потому что знают - здесь достаточно дешево, по сравнению с мировыми ценами, можно получить качественное образование. И нам нужно это пропагандировать.

Второй момент – нам надо привлекать сюда китайских студентов. С ними труднее, они очень плохо знают русский язык, но это перспективный рынок, он необъятный, и мы можем получить сюда людей для обучения в бакалавриате и магистратуре. Но для этого нужно тратить деньги, налаживать отношения с университетами, рекрутинговыми компаниями, которые вербуют студентов. Западные университеты расходуют большие деньги для того, чтобы привлечь студентов.  А у нас думают, что вот мы объявим – сразу все приедут. Но так не бывает. Я думаю, что надо менять саму политику привлечения студентов, и здесь надо серьезно работать.

В западных странах над этой задачей работают целые отделы и факультеты, создают выездные экспертные группы, которые выезжают в страну, откуда нужно привлечь студентов, и работают там.  На раскрутку направления дает деньги сам университет, территория и министерство.

У нас есть студенческие и  аспирантские группы, которые исследуют рынки тех или иных стран, мы пытаемся наладить информационное обеспечение и какую-то работу. Но на создание полноценного отдела по исследованию и раскрутке у факультета средств пока нет. Нужны государственные программы, нужны государственные усилия. Пока у нас это слабо понимают. Но если мы серьезно хотим играть на мировом рынке образования, мы должны серьезно к этому относиться. Не надо кустарно заниматься международными связями.

 

ИСТОРИКИ В УПРАВЛЕНИИ

Традиционный вопрос - где работают выпускники вашего факультета? Многие по-прежнему не представляют, чем можно заниматься историку, кроме как преподаванием этого предмета в школе или вузе. 

- Наши ученики работают во многих местах, потому что историк - это не столько профессия, сколько образование. Только 20-25% от тех специалистов, что мы готовим, идут преподавателями в школы и вузы. Они отвечают за национальное историческое сознание, за самоидентификацию наших молодых людей. Историки успешно работают преподавателями других гуманитарных наук.

Остальные результативно работают менеджерами в образовании, директорами школ, в сфере управления. В госорганах, традиционно, еще с советских времен очень много историков. Чтобы работать с людьми, нужны аналитические и организационные способности, их мы и помогаем развивать. Поэтому много у нас и людей, которые уходят в спецслужбы. Только известный печальный случай, когда более десятка наших агентов в США сдал какой-то гаденыш, позволил узнать, что двое из этих успешно работавших агентов - выпускники нашего факультета. Есть историки в ФСБ, СВР, УФСИН и  других специальных службах. 

Историки, это, прежде всего, аналитики. Мы сразу смотрим, откуда у тех или иных процессов "ноги растут", фактически, мы готовим людей и для социального управления. История очень хорошо прочищает мозги и выявляет соответствующие способности. Поэтому я всегда говорю – учите историю, и будет из вас хороший аналитик.

 

Текст: Елена Фаткулина

Фото: Мария Аникина

Тэги/темы: