18+
18+
РЕКЛАМА
Краеведение, Каменный, железный, «бруклинский»: самые известные мосты Томска Каменный, железный, «бруклинский»: самые известные мосты Томска

Каменный, железный, «бруклинский»: самые известные мосты Томска

АВТОР
Анна Мацковская

Уж чем-чем, а водою Томск богат. И родники у нас из-под земли бьют на радость любителям из них испить, и на болотах комары сосут кровь из неосторожных прохожих, да и озерцами мы не бедны. Ну и реки, куда ж без них?

Через них и сейчас, и 400 лет назад приходилось ежедневно горожанам перебираться, а потому повсеместно строились ими мосты - большие и маленькие, деревянные и железные, богато изукрашенные и совсем простые, незатейливые.

О самых известных мостах Томска - старых и новых, исчезнувших и сохранившихся - и пойдет речь на этот раз.

Каменный мост через Ушайку

С чего же еще начинать как не с рассказа о самом знаменитом городском мосте, «гордости Томска», как частенько его называют. И, стоит заметить, не зря, ведь к созданию каменного моста через Ушайку приложил руку сам Константин Константинович Лыгин, а его предшественник, Думский мост, обязан своим появлением Гавриилу Степановичу Батенькову... Впрочем, обо всем по порядку.

Роскошный железобетонный мост был возведен в 1916 году на месте деревянного Думского моста, построенного в Томске в первый приезд сюда Гавриила Батенькова, в 1818 году.

Проект моста, прозванного впоследствии каменным (благодаря отделке железобетонных конструкций слоем известково-песчаного раствора с добавлением прочновяжущих химикатов), был разработан инженерами Цезарем Любинским и Эдуардом Веккером - строительная фирма «Любинский и Веккер» к тому времени поднакопила изрядный опыт в строительстве железобетонных объектов. По оценкам специалистов, стоимость строительства должна была составить 60 тысяч рублей.

Деревянный Думский мост через Ушайку порядком обветшал за почти сто лет своего существования и срочно требовал замены

Деньги на строительство нового моста город собирал с торгово-промышленных фирм, более других терпевших убытки из-за невозможности использовать старый мост. Контракт с инженерами заключили в марте 1915 года, а полное окончание работ запланировали на 1916 год. На реализацию задуманного были брошены все силы (на строительстве моста работало немало пленных австрийцев и чехов) и, несмотря на всегда неуместные капризы местного климата, 7 октября 1916 года состоялось торжественное открытие нового каменного моста.

Длина моста составила чуть более 42 метров, ширина - 24,4 метра (Слева - работа томского художника Александра Кнэхта)

Томск, 20-е годы

Своим внешним видом новый мост затмил всех своих «собратьев». Четыре ростральные колонны по углам, украшенные гирляндами и головами неведомых существ плюс по два обелисковых фонаря с каждой стороны - своим художественным оформлением каменный мост через Уйшайку обязан архитектору Константину Лыгину. К слову, этот мост стал его последним проектом, после Константин Константинович целиком и полностью посвятил себя преподавательской работе.

С началом Великой Отечественной войны по мосту проложили железнодорожную ветку, чтобы доставлять на ТЭЦ-1 каменный уголь, а в 1950 году по нему был запущен первый трамвай, при этом ростральные колонны выступили в качестве опор контактной сети. Во второй половине 80-х мост пережил реставрацию, а в 2007 - капитальную реконструкцию.

1986 год

С 1995 года каменный мост через Ушайку числится в списках памятников архитектуры федерального значения и совсем скоро отметит свой столетний юбилей. Но несмотря на столь почтенный возраст, он по-прежнему числится в «лидерах» среди томских мостов, принимая ежедневно бесчисленное количество машин, трамваев, пешеходов и свадебных эскортов.

Базарный мост

Совсем рядом, по соседству, там, где сегодня совсем юные томичи катаются на пони и брызгаются водой из фонтанов, а не совсем юные назначают друг друг свидания, находится еще один сыгравший важную роль в истории города мост.

Свое имя Базарный мост получил от площади Базарной - ныне привычной нам площади Ленина. Первый деревянный мост, соединявший улицу Почтамтскую с Миллионной, был построен в 1864 году, однако к концу века насущно встал вопрос о его реконструкции.

В 1891 году томский губернский инженер совместно с томским полицмейстером по просьбе губернатора Германа Тобизена, осмотрев Базарный и Думский мост, пришли к выводу, что оба сооружения нуждаются в хорошем ремонте. Но вопрос о ремонте Думского моста или строительстве на его месте нового остался открытым и был отложен до лучших времен. А Базарному повезло больше: на его строительство Городская Дума постановила «исчислить» 23 777 рублей 44 копейки.

Из Постановления Томской Городской Думы, январь 1895 года: «По рассмотрении проекта (строительства нового моста - прим. ред.) Комиссия признала балочную систему наиболее подходящею к местным условиям и проектируемый мост, по-видимому, слишком даже прочным. Вииду же того, что детальное рассмотрение проекта, с надлежащею проверкою вычислений, в одном заседании сделать не представилось возможности, Комиссия постановила: представляя проект на рассмотрение Строительного отделения, просит оное обратить внимание на вопрос уменьшения стоимости: во-первых, укоротив длину моста на 6-8 саженей, согласно с проектом и объяснительною запискою, взамен его укоротить берега Ушайки и, во-вторых, уменьшить взамен излишней по-видимому прочности моста» (Орфография сохранена - прим. ред).

Базарная площадь успешно справлялась с возложенными на нее административно-торговыми обязанностями: здесь были построены каменные торговые ряды, сюда съезжались торговать купцы со всех округов.

Базарный мост, оправдывая свое название, мужественно разделил судьбу площади: по утрам у него толпились желающие получить какую-либо работу, чаще всего подденную.

Базарный мост, 50-е годы ХХ века

Лишь в 1967 деревянный мост заменили на железобетонный и пустили по нему троллейбусную линию.

1986 год, набережная Ушайки

А ко времени празднования 400-летнего юбилея Томска были проведены масштабные работы по расширению моста и благоустройству набережной Ушайки - с тех самых пор летом здесь работают один большой и шесть маленьких фонтанов-чаш, очень уважаемых томской детворой, а зимой поселяется елка.

Аптекарский мост

Неприметный, казалось бы, мостик в небольшом переулке в историческом центре Томска: на самом деле, Аптекарский мост - один из старейших в городе. В XIX веке через речку Ушайку к улице Кондратьевской (ныне - ул. Лермонтова) летом обычно устраивали временный переход, а в 1914 году возвели постоянный деревянный мост на каменных сваях. Как и проходящий по нему переулок, мост стали называть Аптекарским.

На этот счет существует и другая версия: якобы переулок получил свое имя от моста, а никак не наоборот. Имеет место быть и легенда о том, что только-только построенный мост скоро облюбовали местные знахари: здесь они просиживали целыми днями, предлагая покупателям целебные травы, настойки и чудодейственные средства от сглаза и порчи. Однако историки-краеведы эту версию опровергают: переулок назывался Аптекарским задолго до появления здесь моста.

В 1940 году деревянный заменил каменный мост на сваях, в 1987 он пережил последнюю перестройку.

Аптекарский мост, 1986 год

А чем знаменит Аптекарский мост сегодня, так это утками, пережидающими под ним зиму.

Бруклинский мост

Конечно, сказано довольно громко, но свой «Бруклинский мост» у Томска действительно есть. Не слышали? Ну что ж, тогда внимайте.

Чтобы достоверно установить местонахождение этого моста, редакции «Томского Обзора» даже пришлось совершить небольшую экспедицию в дебри Академгородка. По прямой от остановки у «Венского двора» - и через 20-30 минут (тут уж у кого какая скорость), вуаля - перед вами единственный в своем роде вантовый мост через Ушайку:

Конструкция моста довольно проста: пилоны, стальные тросы, железные перила и деревянный настил. Мост исключительно пешеходный - по нему жители и владельцы дач в Заварзино перемещаются в направлении Академгородка и обратно.

Внешний вид томского «Бруклинского» наглядно свидетельствует о необходимости хорошего ремонта, однако при всем этом мост явно относится к разряду тех очень «российских» конструкций, которые хоть и выглядят «развалинами», простоят еще лет сто. К сожалению, год постройки моста и подробности его появления пока найти не удалось - если вы обладаете такой информацией, пишите нам.

Железнодорожный мост через Ушайку

Через Ушайку перекинуто более десятка самых разных мостов - и это не считая «простых» переходов, но железнодорожный мост всего один. Если вы частенько навещаете Академгородок или время от времени седлаете элетрички, то легко его вспомните.

Первый деревянный мост на этом месте построили давно, во время прокладки здесь железнодорожной колеи (его конструкция напоминала «улыбку»). На железный мост заменили только в годы Перестройки.

Описание первого железнодорожного моста через Ушайку из альбома «Виды Сибири и ея железных дорог»: «Линия Томской ветви пересекает Ушайку на 76 верт железным мостом отв. 20 с. с ездою по верху. Пролетные части моста состоят из двух ферм трегольной системы. С верхними прямолинейными и нижниким параболическими поясами: каждая ферма удалена одна от другой на 8 футов; фермы содеинены между собой вертикальными сваями - в плоскости стоек, и в плоскостях обоих поясов — горизонтальных. Проезжая часть состоит из деревянных поперечных, рельсов, охранных брусьев, настила и перил».

Сегодня железнодорожный мост приобрел еще одну функцию - частенько он служит одним из мест проведения свадебных (и не только) фотосессий:

Мост через Медичку

Вернемся в центр Томска и поговорим о мостах, не имеющих к Ушайке никакого отношения.

Все, кто когда-либо побывал в Университетской роще (а таких, явно, большинство), хорошо помнят миниатюрный белый мостик в ее северной части, но не все знают его историю. Когда-то мост служил переходом через речку Медичку (по-другому Еланку). Начиналась она в районе пересечения нынешних улиц Герцена и Вершинина и протекала через Буфф-сад, Университетскую рощу, Заисточье, после чего впадала в Томь. Время и активное участие местного населения сильно сказались на чистоте Медички - река сначала заболотилась, а потом и обмелела.

Бывшая речка давно уже течет по желобу, проложенному на трехметровой глубине, но мостик в роще сохранился до сих пор и служит одним из главных ее рукотворных украшений, хотя мы и не видим значительной его части.

Украшать есть чем - сооружение было построено в 1909 году архитектором Андреем Крячковым в стиле модерн.

Андрей Дмитриевич Крячков активно преподавал и строил не только в Томске, но и в соседнем Новосибирске. Да так строил, что благодарные жители Новосибирска поставили ему памятник прямо на Красном проспекте. Среди его работ Городской торговый корпус (сейчас здесь Новосибирский краеведческий музей), Коммерческое собрание (театр «Красный факел»), Часовня во имя Святителя и Чудотворца Николая, Крайисполком, где ныне заседает областное правительство. А Томску стоит сказать отдельное спасибо Андрею Дмитриевичу за здание Научной библиотеки ТГУ, построенное совместно со Львом Шишко.

Мост через Медичку отличает еще одна особенность - он полностью построен из железобетона, а для того времени это была достаточно серьезная «инновация». Кроме того, существует мнение, что это первый в Сибири полностью железобетонный мост, и даже первое железобетонное сооружение за Уралом.

Старый и новый мосты через Томь

К Коммунальному мосту через Томь мы привыкли, а ведь это не такое уж и старое сооружение для города, который имеет более чем 400-летнюю историю. Казалось бы, постоянная переправа через самую крупную реку, на которой стоит Томск, должна была быть построена много лет назад, однако до 1973 года Томь можно было пересечь только по понтонному мосту, паромной и ледовой переправам, которые находились на том же самом месте.

Понтонный мост через Томь, 50-е годы ХХ века

Протяженность моста, построенного «Мостоотрядом-101» из стали, железа и бетона, 665 метров, ширина - 20 метров.

1986 год

Долгое время коммунальный мост был единственным способом сообщения между Томском и западными районами области, а также выходом на федеральную трассу «Байкал».

Однако в 1999 году в районе Северска, тот же «Мостоотряд-101» построил автомобильный мост протяженностью более 800 метров - это самый длинный мост в Томской области.

Нынешнее состояние мостов через Томь - вопрос отдельный. По словам директора «Мостоотряда-101» Василия Музалева при постройке Коммунального моста было использовано много уникальных решений, но его пролетные строения уже нуждаются в ремонте. Подходит срок ремонта и второго моста. Его покраска рассчитана на пять лет, но благодаря высокому качеству первичных работ необходимость в ремонте появилась только сейчас. Требуется и ремонт проезжей части - уже начал разрушаться верхний слой асфальта.

Мнение эксперта
Василий Музалев

директор «Мостотряда 101»«Считаю, что в этом вопросе нам нужно учиться у Запада — на каком уровне у них эксплуатация и содержание подобных сооружений. Во всем мире это самая важная и защищенная статья — эксплуатация и содержание мостов. Нужна специальная служба, которая будет следить за состоянием мостов, латать повреждения. Ведь несвоевременный ремонт моста, во-первых, увеличивает возможность обрушений, а, во-вторых, повышает стоимость ремонта. А при правильном уходе любой мост может простоять и сто лет, и гораздо дольше».

Вантовый мост через Томь

Томск фактически расположен между двумя мостами через Томь – Коммунальным и Северным, а вот из центра города на другой берег попасть довольно проблематично, да и движение на главных улицах города от этого сильно страдает. Собственно, в процесс поиска решения этой проблемы и родился проект третьего моста через Томь. Новый мост свяжет проспект Ленина и северную часть города с объездной дорогой, а в перспективе - и Левобережную дорогу с улицами Беринга и Елизаровых. Такая схема позволит разгрузить центральные улицы Томска, убеждены специалисты, а большегрузный транспорт направит в объезд города.

В последнее время проект стал стремительно обрастать плотью. Компания «Сибмост» выступила инвестором проекта по строительству центрального моста через Томь и вложила в его разработку около 150 млн рублей. Уменьшенный в 150 раз реалистичный макет моста в августе 2012 года уже прошел испытания во Франции. Большие нагрузки, создаваемые во время испытаний, мост, а точнее, его макет, с успехом выдержал.

Но вопрос финансовый здесь, впрочем как и всегда, остается открытым, стоимость строительства такого моста (по очень приблизительным оценкам) может составить порядка 20 млрд рублей. Впрочем, по словам Василия Музалева, «для такого моста - это нормальная цена». До конца лета должна завершится госэкпертиза проекта, подойдет черед его публичной презентации и, конечно, поиска инвесторов, а там, глядишь, и появится в Томске новенький красавец-мост.

Фото: Владимир Коробов, Евгения Швецова, Анна Мацковская, Pandogorod.ru, Towiki.ru, Progulka.tomsk.ru, Центр по охране и использованию памятников истории и культуры, Andcvet.narod.ru, Tomsk.ria.ru

Архивные фото 1950-1980 г.г. предоставил Ян Коваленок