18+
18+
РЕКЛАМА
Креативные индустрии, Театральный фестиваль в Томске: Большинство «Масок» отправились в Северск Театральный фестиваль в Томске: Большинство «Масок» отправились в Северск

Театральный фестиваль в Томске: Большинство «Масок» отправились в Северск

На минувшей неделе в Томске подвели итоги XI «Маски» — областного театрального фестиваля. Вниманию экспертов из Москвы и Петербурга представили 16 спектаклей, созданных за последние два года, 14 из них претендовали на призы.

Какие именно постановки заявлять на конкурс, выбирали сами театры. Каждый имел право сыграть не более двух спектаклей. В «Маске» приняли участие шесть коллективов из Томска и три из Северска. Жюри выбрало победителей (в 7 из 10 основных номинациях ими стали театры из Северска) и оценило развитие театрального дела в наших краях.

 

Фестиваль

 

«Маска» — фестиваль, придуманный в 1993 году Ниной Маскиной, заместителем редактора газеты «Красное знамя». Сейчас конкурс организуют администрация Томской области, департамент по культуре и туризму Томской области, Союз театральных деятелей РФ и его томское региональное отделение.

Прошлый фестиваль, проходивший в 2011 году, запомнился надолго своими скандалами. Долго говорили и про далекое от культурных норм поведение председателя жюри Романа Виктюка на обсуждениях спектаклей, и про результаты конкурса (триумфатором тогда стал спектакль ученика Виктюка Евгения Лавренчука «Анна Каренина»), и про причины приглашения в эксперты именно этих личностей.

Жюри нынешней «Маски» принципиально отличалось от всех предыдущих. В него не попали медийные персоны, всем известные «звезды». Экспертами стали профессиональные театральные критики. Причем для большей объективности кого приглашать впервые выбирали не театры и не департамент по культуре.

 
Мнение эксперта
Павел Волк
начальник департамента по культуре и туризму  — Главная цель «Маски» — получить оценку, советы, критику от серьезных профессионалов. Для формирования жюри мы впервые обратились за помощью в министерство культуры, в департамент поддержки персонального искусства и народного творчества, они порекомендовали нам специалистов. Наш департамент, в отличие от прежних «Масок», никак не участвовал в работе экспертов, какие решения они приняли, мы узнали только перед самой церемонии награждения. Мы сразу решили, что согласимся с любыми результатами фестиваля, будем их анализировать, и принимать решения для дальнейшего развития нашего театрального дела. Уверен, Томск — город театральный, что бы мы ни говорили про наши театры и про публику. Достаточно посмотреть на наполняемость залов. Томичи любят театры. Театры стараются отвечать им тем же, иногда получается, иногда нет. «Маска» важна для совершенствования нашего театрального процесса.
 

Председателем жюри стал москвич Александр Вислов, театральный критик, руководитель курса в ГИТИС и член экспертного совета Национальной театральной премии «Золотая маска». Также в группу экспертов вошли Владимир Спешков из Челябинска, театральный критик, участвующий в работе огромного количества фестивалей, Оксана Кушляева, театровед из Петербурга и специальный корреспондент «Петербургского театрального журнала» и Александр Колесников, театровед, критик музыкального театра из столицы. Они увидели все заявленные на конкурс работы и провели подробные разборы спектаклей в каждом из театров.

— Никто не вмешивался в нашу работу, это поразительно! — отметил Александр Вислов. — Однажды я работал на фестивале в городе N, и там директор одного тетра приставал чуть ли ни с ножом к горлу и требовал от экспертов номинаций своему коллективу. Жюри дрогнуло и в итоге приняло, на мой взгляд, не самое объективное решение. Такое бывает, на экспертов часто в той или иной форме оказывается давление. Но могу заверить, что во время томской «Маски» мы не сталкивались с подобными проблемами и решения принимали совершенно самостоятельно.

 

Спектакли

 

Эксперты обратили внимание на то, что Томск находится несколько в стороне от соседних городов, где в театрах в последние годы происходит много серьезных событий всероссийского уровня. Так, Александр Вислов отметил, что уже 14 лет не бывал в нашем городе, но сегодня жюри увидело «ростки нового театра» в регионе после периода сбора новых сил.

Яркие впечатления от просмотра спектаклей «Маски» у критиков были, причем как радостные, так и негативные. Начнем с хорошего.

«Саня, Ваня, с ними Римас»

Спектакль по пьесе Владимира Гуркина. Северский театр для детей и юношества, постановка Сергея Андреева из Кудымкара.

Владимир Спешков:

— Это настоящий «театр для людей». В спектакле прекрасный актерский ансамбль, такой редко удается увидеть. Получился сердечный, глубокий спектакль с великолепными актерскими работами, важная история о нашем прошлом.

«Колыбельная ангелу»

Камерная опера по произведению композитора Владимира Ребикова. Северский музыкальный театр.

Владимир Спешков:

— Это просто открытие забытого чудесного произведения, написанного еще в начале ХХ века. Удачная культурная работа, знаю, что ее заявили на национальную премию для лучших спектаклей для детей «Арлекин» в Петербург. Могу сказать, что как член экспертного совета «Арлекина» я буду за то, чтобы «Колыбельную ангелу» взяли на фестиваль, она достойна того, чтобы быть вписанной в общероссийский контекст театра для детей. Прежде незнакомый северский молодежный театр «Наш мир» стал для нас неким открытием. В Северске я вижу движение творческое и интересное. Что до Томска, то заметно: пришел новый творческий лидер в ТЮЗ. Театр ведет поиски и на территории новой драмы, и среди не слишком знакомой классики, и его поиск интересен. И нам осталось неясно, есть ли какое-то движение в областном драматическом театре.

 

Критики не пришли к единому мнению по поводу отбора спектаклей для участия в «Маске». Что лучше: сторонний взгляд экспертного совета, определяющий лучшие постановки, или личный выбор самих театров? Если бы такой совет был, то жюри уверено, что оно бы не увидело в томской Драме «Дожить до премьеры», постановку Сергея Куликовского. С другой стороны, жесткий и подробный анализ этого спектакля, может стать важным фестивальным уроком для самого театра.

 

«Дожить до премьеры»

Спектакль по пьесе Николая Рудаковского. Томский областной театр Драмы, постановка Сергея Куликовского.

Александр Вислов:

— Правильно, что мы посетили «Дожить до премьеры». На наш взгляд этот спектакль — нечто антихудожественное. На обсуждении я даже в несвойственной мне резкой манере сказал, что не играл бы его больше никогда. Понимаю, что театр не хотел такого результата, но иногда благими намерениями вымощена дорога в ад. Получился кощунственный спектакль, и страшно, что люди в зале говорят «Круто! Здорово!». Конечно, театр вправе поднимать любые проблемы и как угодно их интерпретировать. Да, нас всех раздражает бессмысленная пустопорожняя свистопляска вокруг 9 Мая, ранят формальные, бессмысленные ритуалы, посвященные этому празднику. Они могли спровоцировать режиссера. Но есть же масса других пьес на военную тему. Нашли же Северский театр для детей и юношества и «Наш мир» в разговоре о войне разные и убедительные ходы. А в постановке «Дожить до премьеры» все недостатки пьесы усугубились. Разговор идет о серьезных вещах, но спектакль сделан режиссером в манере комедий Рея Куни. Главной задачей становится развлечь зрителя, что читается во всем: в музыке (звучат проверенные хиты), в нарочито эстрадной, КВН-подаче всех актерских образов. По-моему, некоторым артистам просто неудобно находится в этом спектакле. Эстетика бесконечных комических телешоу невозможна в постановке, где речь идет о блокаде, о такой молитве, как стихотворении «Жди меня». Да, над всем можно стебаться, но только делать это так, чтобы зритель возмутился, его зацепило. А не лягать походя. В спектакле то между делом вспомнили про евреев, то осмеяли партизан… Эта история в итоге вливается в ряды пошлых отмечаний 9 мая. Другая линия «Дожить до премьеры», связанная с театром, тоже поражает. Как можно не любить и представлять в таком карикатурном виде дело, которому ты служишь? В этой постановке люди, которые работают в театре — это девушки легкого и очень легкого поведения и молодые люди, кому постоянно хочется скинуться на выпивку и поскорее уйти с репетиций. И репетирует этот театр бессмысленную патриотическую «фигню»…

Владимир Спешков:

— «Дожить до премьеры» — это разговор о безобразном в категории безобразного, а надо быть художественно убедительным, если ты делаешь провакативное зрелище. Что касается любви публики к таким спектаклям, то могу отметить, что всякий театр, работающий долго, имеет тот зрительный зал, который сам себе формирует. Известный театральный эксперт Олег Лоевский обычно напоминает режиссерам в ответ на заверения «А публика в восторге!» о том, что аргумент «Моей клиентуре нравится» очень любим наркодиллерами.

 

Живое закрытие

 

Церемония закрытия XI «Маски» получилась веселой и лишенной какого ды то ни было официоза. Никаких длинных пафосных речей! Часть номинаций вручали не почетные гости, а зрители — ведущие церемонии по жребию определяли, кому из зала доведется открывать конверты с именами победителей.

«Лучшим дебютом» была признана работа Лидии Поляковой в спектакле «Колыбельная ангелу» (Северский музыкальный театр).
Лучшая мужская роль второго плана досталась Евгению Макарову сразу за два спектакля: «Ромео и Джульетта» (Северский театр для детей и юношества) и «Прежде чем пропоет петух», театр «Наш мир».
Лучших женских роли второго плана вручили две: Ирине Маркиной (за спектакль «Прежде чем пропоет петух») и Евгении Парфеновой («Заговор чувств», ТЮЗ).
В номинации «Лучшая мужская роль» уже третью «Маску» подряд взял заслуженный артист РФ Евгений Казаков («Саня, Ваня, с ними Римас», роль Вани, Северский театр для детей и юношества).
Премии за «Лучшую женскую роль» получили две заслуженные артистки РФ: Ольга Мальцева («Деревья умирают стоя», роль Бабушки, Томский театр Драмы) и Татьяна Угрюмова («Саня, Ваня, с ними Римас», роль Сани).
Вернулась номинация «Лучший музыкальный спектакль» — им критики признали «Колыбельную ангелу» Северского музыкального театра. Он же был награжден за лучшую работу дирижера-постановщика Владимира Сапожникова.
За лучшую сценографию отметили Константина Соловьева (спектакль «Язычники», ТЮЗ). Лучшим драматическим спектаклем фестиваля эксперты назвали «Саню, Ваню, с ними Римас», работу Северского театра для детей и юношества.
Гран-при фестиваля, трехкомнатная квартира, также досталась этому театру, поскольку больше всего побед, причем в ключевых номинациях на XI «Маске» было одержано именно этим коллективом.
Спецпризы фестиваля получили театр «Индиго» (за социо-культурную миссию), Иван и Вера Тютрины (за расширение театрального пространства), «Скоморох» (за лучший ансамбль в спектакле «Про Федота-стрельца».

Важным событием «Маски» стало вручение первой премии «За честь и достоинство». Ее получила Любовь Петрова, заслуженный работник культуры РФ, театральный художник, оформивший множество блистательных спектаклей, не раз побеждавшая на «Маске» в номинации «Лучшая сценография». В репертуаре ТЮЗа, Драмы, Северского музыкального театра, Северского театра для детей и юношества и «Скомороха» сегодня идут спектакли, созданные художником Петровой.

 

Перед занавесом

 

Итак, победители названы. «Маска» миновала, можно начинать готовиться к следующему фестивалю, необходимому для всех его участников. Хотя новых коллективов на областном фестивале, в отличие от всероссийских и международных, не увидишь, но без профессионального разбора спектаклей театрам тоже нельзя:

— Безусловно, «Маска» нужный фестиваль, — уверен Владимир Казаченко, директор томского ТЮЗа. — Нам требуется объективная оценка работ, мнения экспертов, обсуждение того, что создано.

— У театров, как правило, нет средств для приглашения профессиональных критиков, которые отсматривали бы все спектакли прошедшего сезона, — объясняет Наталья Корлякова, заслуженный деятель искусств РФ, главный режиссер Северского театра для детей и юношества. — Без оценки экспертов театр рискует погрязнуть в междусобойчиках или увлечься драматургии низкого уровня. Приезд критиков — это стимул тянуться вверх и возможность понять, какую нишу мы занимаем в театральном пространстве России, театр же не стоит на месте, он находится в постоянном развитии. И неважно, хвалят тебя или ругают: критика всегда дело субъективное. Главное, чтобы при разборе постановок не было унижений, уничтожения, критик должен оставаться профессионалом. По-моему, эксперты прошедшей «Маски» вели разбор очень грамотно.

Областной фестиваль дело хорошее, но только ими лучше не обходиться. Об этом говорили и эксперты «Маски»:

— Надо ездить на фестивали и приглашать другие театры к себе, тогда удастся почувствовать себя в контексте общего театрального процесса, — уверен Александр Вислов. — Успехи театров Красноярска, Омска, Новосибирска во многом связаны с тем, что этих городах проводятся серьезные фестивали.

 

Крупного, не областного масштаба, фестиваля профессиональных театров Томску действительно не хватает.

 

Впрочем, развитие театрального искусства в регионе напрямую зависит от финансирования:

— Театры из регионов, где есть внимание власти к культурному процессу, где достаточно денег, рождают неких лидеров. Это видно на примере Екатеринбурга, Перми, Красноярска, — поясняет Владимир Спешков. — Там проводятся фестивали и события, сопоставимые со столичными. Конечно, есть люди, вопреки всему совершающие подвиги, требующие огромных усилий, но это только единичные случаи…

Правда, с 2000 по 2007 в наших краях не находилось денег и на областной фестиваль. Но теперь «Маска» вернулась и снова стала традиционной. А это дает шанс на дальнейший рост.

 

Текст: Мария Симонова

Фото: Мария Аникина, Сергей Захаров, Северский театр для детей и юношества, Северский музыкальный театр