18+
18+
РЕКЛАМА
Креативные индустрии, New F: фестиваль, объединяющий профи и любителей New F: фестиваль, объединяющий профи и любителей

New F: фестиваль, объединяющий профи и любителей

Нынешний ноябрь выдался для Томска непривычно богатым на театральные события. Обычно весеннюю областную «Маску» перенесли на конец октября. А через пару дней после того, как подвели итоги этого конкурса, начался традиционный ноябрьский New F - фестиваль новых, ищущих, не боящихся экспериментов театров.

Он проходил в зрелищном центре «Аэлита» уже в девятый раз - такая стабильность достойна восхищения.

 

Фестивальное постоянство

 

Первое, что узнали зрители очередного New F – оригинальный ведущий фестиваля, Константин Данченко, вернулся к своей привычной роли. В прошлом году эта большая ироничная кукла, благодаря артисту Юрию Орлову оживающая на открытии и закрытии каждого New F, внезапно влюбилась и со зрителями общалась по skype. А вел тот праздник театров некий безымянный персонаж. Он не прижился, и в «Аэлите» решили вернуться к традициям.

Правда, сделать это было нелегко: Юрий Орлов недавно перебрался в Москву. Но пригласить его в Томск на фестиваль, который всегда нравился актеру, все же удалось:

- Я за любое движение, особенно если оно связано с театром, - говорит Юрий. - Если бы New F не нравился большей части публики и участников, он не был бы таким "живучим". Уверен, фестиваль пусть медленно, но набирает обороты. Я со своей стороны при случае с удовольствием выступаю в роли его популяризатора. Мне очень нравится, что в New F на сцену выходят многие непрофессиональные театры. Для меня это важно. Личная заинтересованность в этом фестивале у меня тоже есть, ведь его придумал мой друг Артем Банников.

У фестиваля не только постоянный ведущий. Некоторые коллективы приезжают на этот театральный «слет» с завидным постоянством. Спасибо New F за то, что открыл Томску новосибирский театр-студию «1 театр».

Они дебютировали два года назад с трогательным моноспектаклем артиста Артема Находкина «Армандир», где повествование ведется от лица мухи.  История о силе творчества и фантазии сразу запомнилась зрителям. В прошлый раз гости представляли «Убийцу», постановку того же Находкина по пьесе современного автора Александра Молчанова. Ее герои предстали «людьми в спортивных костюмах». Спектакль заставил задуматься на тем, можно ли считать убийцей того, кто мысленно «прихлопнул» мешающих ему людей или того, кто ничего не предпринимает для развития отношений, игнорирует свалившуюся на него удачу в виде только-только зародившихся чувств.

Новосибирцы открыли фестиваль спектаклем своего художественного руководителя Павла Южакова. Философская притча «Прекрасное далеко» по пьесе Данилы Привалова (под этим именем скрывается известный молодой петербургский режиссер и драматург Дмитрий Егоров) создавалась почти на глазах новосибирских зрителей в рамках лаборатории «Кухня». Эта история о жизни ангелов, постоянно вспоминающих в раю свою жизнь и мечтающих вернуться на землю, о быстротечности времени, о тех прекрасных будничных вещах, которые мы не замечаем.

Сложно было не проникнуться желанием ценить каждый день своей жизни и ничего не откладывать «на потом». И не восхититься тем, насколько настоящими, живыми получаются у артистов все герои.

Всего один раз за девять лет пропустил New F мариинский театр «Желтое окошко». Этим давно любимым в Томске актерам не раз удавалось выигрывать на фестивале гран-при (когда такой приз еще был не отменен). В нынешнем году нашим зрителям в рамках фестиваля впервые представили комедию «Шутки плохого драматурга - постановку Петра Зубарева, объединившую две знаменитые истории Чехова «Предложение» и «Медведь». Спектакль получился колоритным и эмоциональным.

Над необычной постановкой работает актриса ТЮЗа Ольга Райх. Она пригласила зрителей в крошечную гримерку «Аэлиты» на закрытый показ спектакля «Вязаный человечек». Вместе с помощниками она связала целый маленький мир. Как будет развиваться действие, решали с помощью публики.

Семейный театр, дуэт Ольги и Федора, «Трехмерные самоформирующиеся наноструктуры» ярко проявил себя еще летом на фестивале «Театр в кармане», где занял первое место. Тогда дуэт показывал отрывок своей постановки «Законы природы» по трем мини пьесам Ильи Члаки. На New F работу представили целиком. В краткой версии минималистская эстетика смотрелась выигрышнее, но определенной трогательности и, главное, искренности, история о взаимоотношениях, где два вечных героя - Он и Она - не потеряла.

New F – это не только спектакли, но еще и другие события, происходящие в фестивальные дни в фойе. На сей раз темой были выбраны «Оптические иллюзии». Именно ей была посвящена фотовыставка. Загадочные «врачи», снующие по коридорам и залам «Аэлиты», делали для гостей очки из проволоки.

Самые отважные посетители зрелищного центра рискнули и побывали в подвале в темной комнате. И не пожалели, поскольку увидели эффектный и даже завораживающий перформанс: Полина Дамм и ее коллеги-файерщики в полной темноте демонстрировали виртуозное владение светящимися предметами.Необычным выглядел обновленный приз для каждого коллектива-участника (в этом году его создавал скульптор Дмитрий Курамшин): им стал красивый монокль с увеличительным стеклом.
 

Обсуждения

 

Одного победителя на фестивале в последние годы уже не выбирают: слишком сложно сравнивать сильно отличающиеся и по стилистике, и по уровню постановки. Но зато приглашают экспертов для профессионального разбора работ участников. В этом году такими профессиональными зрителями стали театральный критик Оксана Кушляева и художественный руководитель новосибирского театра-студии «1 театр», педагог Павел Южаков. Они анализировали постановки за закрытыми дверями, только в присутствии коллектива.

 
Оксана Кушляева
Театральный критик «На обсуждениях мы встречали разные реакции: от сопротивления и закрытия от нашей информации до совместного разговора, нахождения альтернативных вариантов. В некоторых случаях после странных пластических спектаклей, мы стремились понять зачем человек их делает, что он ими хочет сказать, и часто не получали ответы на эти вопросы».
 
 
павел Южаков
Художественный руководитель 1 "театра" «Молодежь привлекают все более экстремальные формы, любительское творчество тяготеет именно к ним. Во многих работах начинает появляться непонятно с чем связанная агрессия, причем люди не могут сформулировать, почему и с чем они борются. Все стремятся что-то сломать, разрушить. Это настораживает. Раньше разрушение было альтернативой, а теперь оно вышло на первый план. Причем не может быть разрушения, если ты еще сам ничего не создал, не изучил, что разрушаешь... Меня беспокоит этот нездоровый перекос в равновесии между созидающей и разрушающей энергией. И я понимаю, что любительский театр - это отражение театра профессионального».
 
 

Обжигающая деструктивная энергия в моноспектакле из Кирова «4.48 Психоз», истории о самоубийстве. Странное вторжение в зал с буквальным хождением по зрителям в «Колыбелочках» томской лаборатории перформанса «Сон Кекуле», бессмысленная и не поражающая пластическими возможностями бессловесная история о нарциссе томского проекта Т.эксТ… Впечатления от нынешнего фестиваля получились противоречивые.

 
 
Татьяна Гришаева
директор ЗЦ «Аэлита»«Раньше я всегда была за эксперименты, а сейчас заметила, что стала внутренне тяготеть к традиционной театральной школе. Одно дело, когда агрессия на сцене приводит к тому, что в итоге со зрителем что-то произойдет, тот самый банальный катарсис, и после спектакля в душе останется свет и тепло. А если речь идет только об эпатаже? В чем смысл таких работ? Вероятно, время поменялось. Когда в 2005 году мы задумывали фестиваль, многие любительские театры не могли выйти к зрителю, у них не было площадок, ребята репетировали в гаражах. Была нужда им помогать, и Тема Банников придумал такой проект. Сегодня все наоборот. Есть условия, мы приветствуем ребят, приходите, вот вам площадка, но мыслей-то у новых коллективов нет. Мы когда-то хотели, чтобы молодые люди ставили классику на своем языке, без декораций и костюмов. Та же «Таганка» с «Гамлетом» в свитере, с гитарой, с цепями - это был как раз подобный подход к классике. Но мы не предполагали, что люди будут выходить на сцену и делать там что-то безо всякого смысла. И никогда не будем это приветствовать на New F.».
 
 

Немного итогов

 

Измениться ли что-то принципиально в фестивале к следующему году, организаторы решат уже позже. В любом случае, New F остается самобытным и полезным для участников фестивалем:

- Это неожиданный проект, объединяющий и профессиональных актеров, которые что-то «не доиграли» в своих театрах, и любителей, которые не могут жить без творчества, ни в одном городе, где я бывала, не встречала подобного объединения, - признается Оксана Кушляева. - Обычно очень отгорожено существуют профессионалы и любители, они даже сторонятся друг друга. Для меня важно, что такой фестиваль есть. Это «воздух», не позволяющий актерам застыть в штампах. Программа в зависимости от года может быть слабее или сильнее, но в целом New F все равно интересен.

- Нам было важно услышать мнение профессионалов, полезным стало и то, что своими впечатлениями от спектакля на открытом обсуждении делились зрители, - считает Федор из коллектива «Трехмерные самоформирующиеся наноструктуры».

По итогам фестиваля в номинации «Ролевые игры» был отмечен томский проект «Трехмерные самоформирующиеся наноструктуры».
Номинацию «Хорошее радует» получил Новосибирский театр-студия «Первый театр».
Участница закрытого показа Ольга Райх удостоилась диплома в номинации «Вязаное искусство».
Проект « Т.экс.Т.» (г. Томск) были отмечены номинацией «Взгляд в себя».
Екатерина Черезова («Драматической лаборатории Бориса Павловича»,г. Киров) получила диплом в номинации «Спасибо, что жива».
Номинация «Любовь. Морковь. Просветление» досталась «Новому театральному товариществу в «Аэлите» (г. Томск)
Марат Вафин за свой спектакль получил диплом в номинации «Человек - оркестрик».
Индивидуальные номинации получили Денис Егоров («НТТ», Т.экс.Т.», номинация «За творческую жадность») и гость из Новосибирска Илья Шабельников («Первый театр», номинация «За глубинное слияние с образом»).
Театр «Желтое окошко» был удостоен номинации «Рыжее счастье».
Победителем фотоконкурса «Аномальное зрение» стал Владимир Костенков.

Итак, New F завершился. Впечатления от него остались разные, но яркие. Теперь можно начинать ждать нового фестиваля, который будет уже юбилейным, десятым.

 

Текст: Мария Симонова

Фото: Анна Афанасьева