18+
18+
РЕКЛАМА
Жизненное пространство, «Не хочется, чтобы Томск превратился в Лос-Анджелес». Двое томичей проводят самостоятель «Не хочется, чтобы Томск превратился в Лос-Анджелес». Двое томичей проводят самостоятельное исследование городской системы общественного транспорта

«Не хочется, чтобы Томск превратился в Лос-Анджелес». Двое томичей проводят самостоятельное исследование городской системы общественного транспорта

Двое молодых томичей по собственной инициативе проводят исследование системы общественного транспорта в Томске. Алексей занимается маркетингом в IT-компании, Андрей работает инженером-наладчиком оборудования на заводе.

Они не являются специалистами дорожно-транспортной сферы. И говорят, что смотрят на эту проблему исключительно с точки зрения обывателей: Алексей — с точки зрения водителя автомобиля, Андрей — пассажира общественного транспорта.

Они начали эту работу три месяца назад, независимо друг от друга, будучи еще не знакомы. Тогда Алексей Козявкин задался вопросом: почему город стоит в пробках? И стал изучать мировой опыт: искал в интернете книги и статьи по урбанистике. Андрей в это же время изложил несколько идей по улучшению работы общественного транспорта и разместил их на сайте микрорайона «Солнечная долина». Так они и познакомились и выяснили, что одно является следствием другого.

Что заставило вас заняться исследованием?

Ал.: — Моя работа находится в десяти минутах езды от дома. Но часто пешком этот путь занимает времени меньше, чем на автомобиле — с учетом заторов и поиска места для парковки. Конечно, томские «пробки» еще не эволюционировали до масштабов московских, но, учитывая размеры нашего города, водители и пассажиры не должны тратить на них столько времени, сколько тратят сейчас.

Ан.: — Я живу в отдаленном районе, откуда могу добраться до работы только на одном автобусе. Часто по утрам мне не удается в него попасть из-за переполненности, по вечерам его приходится подолгу ждать, а недавно у меня появился ребенок, и стало еще больше конфликтов с водителями из-за курения и неаккуратной езды.

Как связаны между собой «пробки» и общественный транспорт?

Ал.: — Транспортная система, по сути, является определяющей, «кровеносной» системой города. Если она работает плохо, а в Томске это так, то и весь «организм» будет плохо функционировать. Чем ниже качество перевозок общественным транспортом, тем больше становится автомобилистов, тем больше образуется «пробок», тем сильнее, в свою очередь, деградирует общественный транспорт, и снова часть людей пересаживается на автомобили. Хороший город должен управлять спросом на общественный транспорт, а не превращать ситуацию в безальтернативную.

Удобно должно быть всем: и водителям, и пассажирам общественного транспорта. И пешеходам тоже.

Ан.: — Есть два вида поездок по городу: нерегулярные, например, по магазинам, и «маятниковые» — дом-работа-дом. Последние совершает 90% населения. Никто не говорит, что нужно отказываться от автомобиля полностью. Но зачем каждый день стоять в пробках, чтобы оставить автомобиль просто стоять на парковке в течение целого рабочего дня? Он создает переполненность на дороге, мешает пройти пешеходам, проехать другому транспорту (нередко припаркованные автомобили занимают часть полосы движения) и мешают работе уборочной техники. Задача качественного общественного транспорта — автоматизировать эти регулярные поездки, сделать их конкурентными. Речь, естественно, не идет о людях, чья работа связана с разъездами по городу.

Строительство развязок и расширение дорог, по-вашему, может избавить город от «пробок»?

Ал.: — Урбанисты шутят, что строительство развязки — это самый дорогой способ сдвинуть «пробку» на пятьсот метров дальше. Лет шесть назад, когда я только купил автомобиль, я с нетерпением ждал строительства развязки на Пушкина. Но, посмотрите, сегодня близлежащие к Пушкина перекрестки — Яковлева, Сибирская, Суворова — в часы пик отмечены красным на «Яндекс. Пробках».

Ан.: — Сегодня «стоят» даже самые приспособленные, самые автомобилизированные города: Лос-Анджелес, Филадельфия, Детройт. Чем больше дорог, тем больше на них становится машин и тем больше возникает «пробок». И, кстати, тем быстрее «убивается» дорожное покрытие. К тому же, для всех этих машин нужно все больше и больше парковок. Не хотелось бы, чтобы Томск превратился в Лос-Анджелес.

На ваш взгляд, можно ли ограничить пользование личным транспортом в центре города за счет платных парковок?

Ал.: — Их можно организовывать только тогда, когда будет создана альтернатива автомобилю. Если сейчас резко ввести плату за парковку, это будет попросту нелогично и вызовет массовый протест. Что и происходит уже сейчас, когда автомобилями забиты близлежащие к платным парковкам дворы, как, например, на Трифонова.

Что же нужно изменить в системе общественного транспорта, чтобы люди пересели в него из автомобилей?

Ал.: — Город сегодня старается решить мелкие локальные проблемы, например, заставить «маршрутников» перестать курить во время рейсов. Хотя гораздо эффективнее было бы задуматься: а нужна ли Томску система общественного транспорта в том виде, в котором она существует сейчас?

Ан.: — Самый не зависящий от пробок и стабильный вид общественного транспорта — это трамвай. Но Томск постепенно избавляется от трамвайных путей (их ликвидировали на Дальне-Ключевской и Пушкина), у трамваев нет приоритета на дороге, часто они вынуждены стоять из-за того, что автомобили ездят по рельсам. Трамвай в Томске деградирует, а у пассажиров сложилось твердое убеждение, что трамвай — это то, что грохочет и медленно ездит. Хотя в Европе трамвай — это современный тренд: это модно, экологично и, главное, предсказуемо. Если проложить крупные трамвайные магистрали, а автобусы превратить в подвозной транспорт (пустить их курсировать от трамвайных узлов до отдаленных районов), город смог бы вздохнуть.

И главное — весь общественный транспорт должен быть муниципальным, должны дотироваться убыточные рейсы и управляться централизованно.

Ал.: — Для прокладки таких магистралей нужно знать не только суточный пассажиропоток, но и уровень загрузки направлений в часы пик. Поэтому мы стали изучать пассажиропоток. Мы обращались за этой информацией в профильные департаменты, но выяснилось, что в их ведении сейчас — только локальные изменения, например, продлить или скорректировать один маршрут, и то, если поступит достаточное количество обращений от пассажиров.

В последний раз исследования пассажиропотока в Томске проводились в середине 80-х годов. В начале ноября мы составили опрос для жителей нашего города и разместили его в интернете. В нем есть такие, например, вопросы: какой вид транспорта вы предпочитаете, по какому маршруту передвигаетесь каждый день от дома до работы или учебы, сколько времени занимает поездка. Есть также просьба оценить качество общественного транспорта по десятибалльной шкале и возможность высказать свои предложения по его улучшению. Многие тоже пишут о развитии трамвая и троллейбуса. Кто-то писал, что купил машину только потому, что не мог добраться до дома в десять вечера, а если бы транспорт ходил исправно, то пользовался бы им вместо автомобиля.

Принять участие в опросе

Но вы же не сможете опросить весь город. Что вам даст эта информация?

Ал.: — Если ответит хотя бы тысяча человек, уже можно будет усреднить и определить самые загруженные направления. За три недели мы получили около девяноста ответов. Затем мы скомпонуем все результаты опроса, проанализируем и сделаем презентацию. В первую очередь, для жителей города, конечно. Необходимо по новой запустить виток обсуждений, но на ином уровне: с конкретными данными, цифрами и реальными вариантами решения проблемы, адаптированными именно к нашим условиям. Конечно, мы не профессионалы в этой сфере и вопрос должен быть проработан более глубоко с участием специалистов.

Ан.: — Свои предложения о развитии трамвайных магистралей я отправлял в мэрию. Мне ответили: для того, чтобы в Томске произошло нечто подобное, необходимо событие на уровне Олимпиады в Сочи. Я все же считаю, что это вопрос не столько финансовый, сколько организационный. Если составить грамотный проект, можно попасть в какую-нибудь федеральную целевую программу и получить финансирование.

Ал.: — Само собой, все это — дело не одного года. Но городу нужно разработать долгосрочный план и двигаться в этом направлении. Рано или поздно это придется делать, но чем позже, тем это будет сложнее и дороже.

Вторичных экономических эффектов от хорошей транспортной системы очень много. Это не только возможность добраться из пункта «А» в пункт «Б». И главная из них — создать комфортную городскую среду, чтобы люди не хотели отсюда уезжать.

Текст: Анна Котова

Фото: Мария Аникина