«Не хочется, чтобы Томск превратился в Лос-Анджелес». Двое томичей проводят самостоятельное исследование городской системы общественного транспорта
Двое молодых томичей по собственной инициативе проводят исследование системы общественного транспорта в Томске. Алексей занимается маркетингом в IT-компании, Андрей работает
Они не являются специалистами
Они начали эту работу три месяца назад, независимо друг от друга, будучи еще не знакомы. Тогда Алексей Козявкин задался вопросом: почему город стоит в пробках? И стал изучать мировой опыт: искал в интернете книги и статьи по урбанистике. Андрей в это же время изложил несколько идей по улучшению работы общественного транспорта и разместил их на сайте микрорайона «Солнечная долина». Так они и познакомились и выяснили, что одно является следствием другого.
Что заставило вас заняться исследованием?
Ал.: — Моя работа находится в десяти минутах езды от дома. Но часто пешком этот путь занимает времени меньше, чем на автомобиле — с учетом заторов и поиска места для парковки. Конечно, томские «пробки» еще не эволюционировали до масштабов московских, но, учитывая размеры нашего города, водители и пассажиры не должны тратить на них столько времени, сколько тратят сейчас.
Ан.: — Я живу в отдаленном районе, откуда могу добраться до работы только на одном автобусе. Часто по утрам мне не удается в него попасть
Как связаны между собой «пробки» и общественный транспорт?
Ал.: — Транспортная система, по сути, является определяющей, «кровеносной» системой города. Если она работает плохо, а в Томске это так, то и весь «организм» будет плохо функционировать. Чем ниже качество перевозок общественным транспортом, тем больше становится автомобилистов, тем больше образуется «пробок», тем сильнее, в свою очередь, деградирует общественный транспорт, и снова часть людей пересаживается на автомобили. Хороший город должен управлять спросом на общественный транспорт, а не превращать ситуацию в безальтернативную.
Удобно должно быть всем: и водителям, и пассажирам общественного транспорта. И пешеходам тоже.
Ан.: — Есть два вида поездок по городу: нерегулярные, например, по магазинам, и «маятниковые» —
Строительство развязок и расширение дорог,
Ал.: — Урбанисты шутят, что строительство развязки — это самый дорогой способ сдвинуть «пробку» на пятьсот метров дальше. Лет шесть назад, когда я только купил автомобиль, я с нетерпением ждал строительства развязки на Пушкина. Но, посмотрите, сегодня близлежащие к Пушкина перекрестки — Яковлева, Сибирская, Суворова — в часы пик отмечены красным на «Яндекс. Пробках».
Ан.: — Сегодня «стоят» даже самые приспособленные, самые автомобилизированные города:
На ваш взгляд, можно ли ограничить пользование личным транспортом в центре города за счет платных парковок?
Ал.: — Их можно организовывать только тогда, когда будет создана альтернатива автомобилю. Если сейчас резко ввести плату за парковку, это будет попросту нелогично и вызовет массовый протест. Что и происходит уже сейчас, когда автомобилями забиты близлежащие к платным парковкам дворы, как, например, на Трифонова.
Что же нужно изменить в системе общественного транспорта, чтобы люди пересели в него из автомобилей?
Ал.: — Город сегодня старается решить мелкие локальные проблемы, например, заставить «маршрутников» перестать курить во время рейсов. Хотя гораздо эффективнее было бы задуматься: а нужна ли Томску система общественного транспорта в том виде, в котором она существует сейчас?
Ан.: — Самый не зависящий от пробок и стабильный вид общественного транспорта — это трамвай. Но Томск постепенно избавляется от трамвайных путей (их ликвидировали на
И главное — весь общественный транспорт должен быть муниципальным, должны дотироваться убыточные рейсы и управляться централизованно.
Ал.: — Для прокладки таких магистралей нужно знать не только суточный пассажиропоток, но и уровень загрузки направлений в часы пик. Поэтому мы стали изучать пассажиропоток. Мы обращались за этой информацией в профильные департаменты, но выяснилось, что в их ведении сейчас — только локальные изменения, например, продлить или скорректировать один маршрут, и то, если поступит достаточное количество обращений от пассажиров.
В последний раз исследования пассажиропотока в Томске проводились в середине
Но вы же не сможете опросить весь город. Что вам даст эта информация?
Ал.: — Если ответит хотя бы тысяча человек, уже можно будет усреднить и определить самые загруженные направления. За три недели мы получили около девяноста ответов. Затем мы скомпонуем все результаты опроса, проанализируем и сделаем презентацию. В первую очередь, для жителей города, конечно. Необходимо по новой запустить виток обсуждений, но на ином уровне: с конкретными данными, цифрами и реальными вариантами решения проблемы, адаптированными именно к нашим условиям. Конечно, мы не профессионалы в этой сфере и вопрос должен быть проработан более глубоко с участием специалистов.
Ан.: — Свои предложения о развитии трамвайных магистралей я отправлял в мэрию. Мне ответили: для того, чтобы в Томске произошло нечто подобное, необходимо событие на уровне Олимпиады в Сочи. Я все же считаю, что это вопрос не столько финансовый, сколько организационный. Если составить грамотный проект, можно попасть в
Ал.: — Само собой, все это — дело не одного года. Но городу нужно разработать долгосрочный план и двигаться в этом направлении. Рано или поздно это придется делать, но чем позже, тем это будет сложнее и дороже.
Вторичных экономических эффектов от хорошей транспортной системы очень много. Это не только возможность добраться из пункта «А» в пункт «Б». И главная из них — создать комфортную городскую среду, чтобы люди не хотели отсюда уезжать.
Текст: Анна Котова
Фото: Мария Аникина