18+
18+
РЕКЛАМА
Как это работает, Томск-I: как живет современный вокзал Томск-I: как живет современный вокзал

Томск-I: как живет современный вокзал

Вокзал встречает и провожает гостей любого города. От его вида и профессионализма работников зависят первые впечатления о городе, а, может быть, и обо всей поездке. Есть даже такое выражение: «Вокзальные стены видели больше искренних поцелуев чем стены ЗАГСа».

Современный вокзальный комплекс — это сложный механизм, который предоставляет гостям большое количество услуг. Как и чем живет современный железнодорожный вокзал мы решили разобраться на примере старейшего вокзала нашего города — Томск-I.

 

Современное здание вокзала на станции Томск-I служит городу уже около сотни лет. Принято считать, что его построили в 1916 году и открыли для пассажиров 1 января 1917 года. Первое здание было деревянным.

С того времени вокзал пережил две значительные перестройки, в ходе которых облик его менялся, а площадь увеличивалась. К вокзальному комплексу помимо самого здания относятся две посадочные платформы и пешеходный тоннель, служащий для безопасного перехода через пути, а также багажное отделение.

Вокзал сегодня:

В настоящее время в крупных городах пассажиров поездов дальнего следования и пригородных разделяют по разным зданиям. Для этого специально строятся отдельные пригородные вокзалы. Так, к примеру, было сделано на станциях Новосибирск-Главный и Омск-Пассажирский.

В нашем городе вокзал один для всех, однако пассажиры «разведены» по разным частям здания. Пригородные кассы и зал ожидания размещены в левом крыле здания, а пассажиры поездов дальнего следования — в его центральной части. Это позволяет избежать лишних затрат при ремонте здания, избавиться от толчеи и оптимизировать потоки пассажиров.

Денис Пятков, начальник вокзала Томск-I: «Если посчитать среднее количество пассажиров, которые пользуются услугами нашего вокзала за последние 11 месяцев, то получится, что в сутки мы принимаем и отправляем 1070 человек. 750 человек — это пассажиры пригородных электропоездов, 320 — дальних направлений. Из последних самыми популярными у томичей являются поезда на Москву и Адлер, а также прицепные вагоны на Читу и Владивосток».

 

В структуре «Российских железных дорог» за обслуживание вокзалов и станций отвечают два подразделения: Дирекция железнодорожных вокзалов, к которой относятся крупные вокзальные комплексы (в их числе и Томск-I), и Дирекция пассажирских обустройств, которая обслуживает вокзалы на маленьких станциях и посадочные платформы.

Главный вокзал Томска обслуживают около сотни человек. Среди них кассиры, сотрудники охраны, камеры хранения. Помимо продажи билетов для пассажиров предусмотрен большой набор услуг — комнаты отдыха, пункт общественного питания, медпункт, камеры хранения.

Кстати, комнаты отдыха на вокзале по цене сравнимы с номерами в гостиницах. К примеру, размещение в комнате отдыха одного человека (без подселения) обойдется в 1 700 рублей в сутки. При этом в вашем распоряжении будет кровать, холодильник, микроволновая печь. Кроме того, оплата за размещение вносится не посуточно как в гостинице, а по часам — при определённых обстоятельствах это также позволяет экономить средства.

Сегодня вокзалы по всей стране активно модернизируются, перестраиваются, вводят новые услуги. Например, сейчас на вокзалах практически всех крупных городов появился беспроводной доступ в Интернет. Томский вокзал не стал исключением: бесплатный доступ в Интернет по технологии Wi-Fi есть и тут и, отличие от многих других российских вокзалов, охватывает территорию всего вокзального комплекса, а не только зал ожидания.

В ближайшем будущем планируется обновить информационные указатели для пассажиров. Они будут выполнены в соответствии с новыми требованиями «Российских железных дорог», которые в скором времени станут обязательными для всех вокзалов страны.

Большая советская энциклопедия пишет: «Вокзал (от англ. Vauxhall) — название парка и увеселительного заведения в пригороде Лондона (ныне — в черте города), принадлежавшего в XVII веке Джейн Вокс». В русском языке слово «вокзал» стало нарицательным благодаря одному из первых вокзалов, построенных на Царскосельской железной дороге в городе Павловске. Строитель линии Франц фон Герстнер предполагал, что здание будет служить «для пристанища и удовольствия публики». И действительно долго время там проводились концерты и даже балы.

Позднее с развитием железнодорожного транспорта здания вокзалы превратились стали служить только для ожидания поездов и покупки билетов. В наши дни «культурные функции» к вокзалам возвращаются: в частности, в прошлом году в Томске проходил Фестиваль короткометражной оперы, место для одного из концертов стал зал ожидания на втором этаже вокзала Томск-I.
 

От автора

 
 
Олег Асратян
Историк, краевед, научный сотрудник Томского областного краеведческого музея«Считается, что человек живёт опираясь на стереотипы. Некоторым предприятиям они могут помогать в работе, а другим — наоборот, мешать. В случае с вокзалами стереотипы вредят: многие люди думают, что вокзал — это сборище торгашей, бомжей и воров-карманников. Что это место, где вечная вонь и смрад. Действительность опровергает эти стереотипы: современный вокзал, как правило, — это большое, чистое светлое и просторное здание, где помимо покупки билета можно еще и время от времени даже приобщиться к прекрасному.

Томский вокзал провожал томичей на фронт, принимал эвакуированных из центральных регионов и встречал победителей. После войны он принимал студентов и туристов, отправлял горожан в командировки и на отдых. Спустя 97 лет службы Томск-I продолжает обслуживать пассажиров, то есть, нас с вами. И от того какой он сейчас и каким будет завтра, будет зависеть что подумают о нашем городе его гости, и с каким настроением мы отправимся в путь».