18+
18+
РЕКЛАМА
Архитектура и дизайн, Городские истории, Истории томских зданий, Краеведение, Из прошлого Томска. Здание тяговой подстанции или бывший церковный склад Из прошлого Томска. Здание тяговой подстанции или бывший церковный склад

Из прошлого Томска. Здание тяговой подстанции или бывший церковный склад

В самом начале XIX века на современной площади Батенькова был построен один из красивейших соборов Томска — Благовещенский. Здесь хранилась главная городская святыня — икона Троица Ветхозаветная. Согласно легенде, именно этой иконой Борис Годунов благословил основателей Томской крепости.

Икона хранилась в городе с момента его основания и бесследно исчезла после Революции. Давно нет и собора. Сохранилось лишь небольшое здание в самом начале улицы Советской, которое продолжает служить городу.

Благовещенский собор был построен в 1806 году в центральном районе Томска, получившем название «Уржатка». Ранее на этом месте размещался деревянный храм, первые упоминания о котором датированы еще 1639-м годом.

Благовещенский собор, фото из набора открыток «Храмы Томска»

В 1864 здесь разместили кафедру архиерея, и в течение более чем 30 лет Благовещенский собор был главным собором города. В его честь даже был назван проходящий неподалеку переулок.

В 1900 году архиерейская кафедра переехала в новый Троицкий кафедральный собор, который был построен в центре современной площади Новособорной.

Внутренний вид Благовещенского собора

Слева на фото — наводнение 1907 года, затопленные улицы в районе Благовещенского собора, справа — иконостас

После установления советской власти в Томске, как и по всей стране, развернулась активная борьба с «пережитками царизма». Со временем очередь дошла и до Благовещенского собора. В 1926 году Благовещенский переулок получает новое имя — в честь декабриста Гавриила Батенькова. А еще через четыре года исчезает и сам собор. Единственное, что от него осталось, это здание церковного склада.

К середине XX века большой проблемой для Томска стал транспортный вопрос: автобусное сообщение, которое открыли в середине 20-х годов, явно не справлялось с возросшими потребностями города. Машин не хватало, на линии они выходили нерегулярно. Для решения проблемы было решено запустить в городе принципиально новый вид транспорта — трамвай.

Подробнее о запуске трамвая в Томске читайте в материале: История томского трамвая. Часть первая. От конки до городских линий

И вот тут уцелевшее здание церковного склада оказалось очень кстати — в нем решили разместить тяговую подстанцию, предназначенную для преобразования переменного тока в постоянный и понижения напряжения.

В 1948 году сюда привезли оборудование; монтировали его специалисты из Свердловска (Екатеринбурга), Сталинска (Новокузнецка) и Новосибирска. Первоначально оно представляло из себя мотор-генератор, который понижал и выпрямлял напряжение при помощи высоковольтного двигателя, вращающего вал генератора постоянного тока напряжением.

7 ноября 1948 года по Томску прошел первый трамвай. Однако в виду большего количества недоработок и недоделок движение решили не открывать. Долгожданный момент было решено перенести на 1 мая 1949 года — к этой дате в теперь уже бывшем церковном складе смонтировали ртутные выпрямители.

А в конце 60-х устаревшие выпрямители, которые помимо всего прочего снабжали машинный зал парами ртути, были демонтированы и заменены новым, современным оборудованием.

Сегодня в здании возрастом более 200 лет по-прежнему размещается тяговая подстанция №1, которая питает электричеством контактную сеть трамвая и троллейбуса в центральной части Томска. На втором этаже здания находится диспетчерский пункт, отвечающий за обеспечение регулярности движения трамваев.

Текст: Олег Асратян

Фото: Олег Асратян, Фотофонд Томского областного краеведческого музея