18+
18+
РЕКЛАМА
Книги, Принцип чтения, Принцип чтения. Артём Шаев: «Я просто живу и читаю» Принцип чтения. Артём Шаев: «Я просто живу и читаю»

Принцип чтения. Артём Шаев: «Я просто живу и читаю»

Артём Шаев — журналист, ведущий утреннего шоу и спортивных программ «Радио Сибирь», человек, которого узнают по голосу все без исключения болельщики «Томи».

Новый герой "Принципа чтения" рассказал о главных для себя книгах, о романе, перед которым меркнет «Ромео и Джульетта», о лучшей прозе о Гражданской войне и о том, почему не стоит перечитывать любимые детские книжки.

 

— Так совпало, что одной из двух важнейших для меня книг стала первая, которую я самостоятельно прочитал от корки до корки. Научился я читать в четыре года. Первое время мог прочесть только вывески и заголовки в газетах. Желтую, с большими картинками книжку «Приключения барона Мюнхгаузена» Рудольфа Распе начал перед тем, как пойти в школу. Читал ее долго, тогда еще не умел «съедать» книги быстро. Впечатление было столь мощным, что я стал читать книгу за книгой. Думаю, интерес к чтению у меня появился именно благодаря «Мюнхгаузену». Попалось бы мне другое произведение, возможно, все было бы иначе. Например, сочинения Бажова меня абсолютно не привлекли, но поскольку до них я уже прочитал множество хороших книжек, то понимал, что мне просто попалась неудачная книга.

«Приключения барона Мюнхгаузена» я отметил особо не из-за их художественных достоинств. Сегодня я из того, что случалось с Бароном, вспомню немногое. Да, он летал на ядре, а моя любимая история — о том, как Мюнхгаузен приехал в Россию, лег спать в поле, а утром оказалось, что снег растаял, и Барон находится в городе. Но главное в этой книге то, что она стала для меня «дверью», через которую я вошел в мир книг, всерьез полюбил чтение.

На ее месте могла бы быть и другая книга. Например, «Приключения капитан Врунгеля», произведения Кира Булычева или другие любимые с детства вещи, которые я боюсь перечитывать. Однажды уже совершил такую ошибку — во взрослые годы взялся за «Вокруг света за 80 дней» Жюля Верна. Было ощущение, что меня обманули, и вместо оригинала я читаю краткое содержание. Уже потом прочел «Защиту Лужина» Владимира Набокова и удивился совпадению: ее герой перечитывает Жюля Верна с теми же эмоциями.

Теперь за важные для меня детские книжки я берусь, только если читаю их своему ребенку. У современных детей отношения с литературой складываются сложнее, чем у нас. Помню, мы с одноклассниками считали книги, даже соревновались, кто прочтет больше.

 

В нашем поколении было много читающих детей, поскольку это было равнозначным развлечением с игрой в футбол или мультфильмами, которые по телевизору показывали раз в сутки. Планшетов не было.

 

Сейчас у детей больше вариантов, но, уверен, без книг они все равно не обойдутся. Да, мой сын, в отличие от меня в раннем детстве, не бегает за родителями с просьбой почить ему книжку. Иногда приходится с ним договариваться, объяснять, что пришло время почитать. А порой он сам берет книгу, начинает вспоминать, на какой странице мы остановились. Полагаю, что чтение — это нормальная врожденная потребность человека. У нас она в силу обстоятельств развивалась быстрее. У нынешних детей она тоже разовьется, но медленнее и в этом нет ничего трагичного.

Вторая книга, сыгравшая большую роль в моей жизни, — это «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова. Она заставила меня многое пересмотреть и начать по-другому себя вести. Роман я впервые прочел в 9-м классе. И обнаружил там прекрасное правило. Его, думаю, удалось вынести оттуда не мне одному. Идея о том, что «каждый получит по вере своей» заставила меня серьезно над ней задуматься. Для меня ее главный смысл в том, что человек не должен врать самому себе. Тот, кто честен с собой, получает по своей вере. Я говорю не о религии, а о вере в то, что в определенной ситуации надо вести себя особым образом. И нарушение своих правил становится грехом перед собой. Мне это правило — не врать самому себе и получать по своей вере — помогло уже много раз. Да, бывали ситуации, когда случалось самому себе врать, что для меня в итоге плохо заканчивалось, а бывало и с точностью наоборот.

Конечно, эту идею о том, что каждый получит по своей вере, можно было бы почерпнуть и не из романа. «Человек причина своих несчастий», «Надо учиться искать причины своих проблем в себе, а не в окружающих» — это известные истины. Но для меня «дверью» к ним стал именно роман Булгакова.

Остальная литература не оказала на меня такого влияния. Но любимых писателей у меня много. Один из них — Василий Шукшин. Я вырос в Бийске, на Алтае, там все знают этого автора. Еще школьником увлекся его книгами, потом не раз перечитывал. Хотя уже не осталось произведений Шукшина, которых я не читал, но как здорово к ним возвращаться! Они не устаревают. Особенно меня впечатляют рассказы. В них с таким мастерством выведен человек! Читаешь рассказ и словно в нем находишься, переживаешь вместе с героями, а потом задумываешься: что за история-то была? Одинокая пожилая женщина и сторож беседовали, вспоминали молодость, вели разговоры, казалось бы, ни о чем. И какой в итоге потрясающий рассказ получился!

На «Шукшинских чтениях» в детстве я бывал не раз. Они проходят в 40 километрах от Бийска. Мы ездили всей семьей, посещали музей, слушали местных авторов. Каждый год приезжали и знаменитости — Валерий Золотухин, Алексей Булдаков, до того, как стал губернатором края, бывал Михаил Евдокимов. Через несколько лет я перестал выбираться на чтения, поскольку они проходили довольно однообразно, были похожими друг на друга.

Особая для меня книга — «Дети Арбата» Анатолия Рыбакова. Она попала мне в руки случайно. В студенчестве приехал домой в Бийск на каникулы, подошел к шкафу, взял книжку, открыл… И, не отрываясь, прочел первый том. Следующие два срочно купил в магазине, к счастью, они были в продаже. За месяц дочитал весь роман. Многие, с кем я обсуждал этот роман, считают его политическим произведением, такой литературной «бомбой» против Сталина. А я воспринимаю его как одну из самых трагических историй любви. Действие происходит в эпоху Сталина, но это для меня в книге не главное. Жутко, когда ты понимаешь, что на протяжении второго и третьего тома герой и героиня находятся на расстоянии тысячи километров друг от друга. За 10 лет они ни разу не виделись, только один раз поговорили по телефону. И все это ради того, чтобы встретиться за пять минут до гибели и быть похороненными в одной могиле.

 

По-моему, «Ромео и Джульетта» Шекспира меркнут перед «Детьми Арбата» Рыбакова.

 

Нельзя не сказать о Михаиле Зощенко. Он шикарен, одна его фраза «Все-таки, думаю, женщина играет некоторую роль в личной жизни» чего стоит! Этот его фантастический юмор… Элементарную ситуацию Зощенко умел сделать безумно смешной. И я до сих пор поражаюсь: неужели люди в 1920-е годы правда говорили именно так, как его герои?!

К стихам я отношусь спокойно, хотя некоторые знаю наизусть. Мои однокурсники на историческом факультете ТГУ сами баловались, любили рифмовать. Писали колко и нецензурно. Назывались эти сочинения между собой «Поэзией бронзового века», она шла под девизом «еще не каменный, уже не золотой». Одно время это было трендом в нашей компании. Сам я стихов не сочинял, но помню, что на посиделках рождались и стихи на смерть Папы Римского, и какие-то мрачные фантазии про захват мира китайцами. Было весело.

Если говорить об исторических романах, то я люблю произведения Акунина. Не знаю, насколько их можно считать таковыми (хотя я как выпускник истфака не нашел вопиющих несовпадений). Думаю, книги о Фандорине — это прекрасный вариант для школьников в доступной форме получить представление о том, как в конце XIX века жила Российская империя. Я только в 2012 году взялся за "Фандориану". Начал с романа «Азазель» и закончил «Черным городом», на сегодня последней книгой об Эрасте Фандорине. Акунин захватил меня целиком и полностью. Больше всего меня восхитил роман «Смерть Ахилесса». Как здорово там старая Москва обрисована, ты словно гуляешь по ней! И главный герой в книге идеально сочетает в себе черты детектива и супермена. В первый книгах он таким не был, там он просто умный детектив. В «Смерти Ахилесса» Фандорин — это Шерлок Холмс и Джеймс Бонд в одном лице. Затем детектив в нем начал постепенно умирать. Читать «Черный город» мне было очень грустно, чуть ли не слезы текли.

«Тихий Дон» Михаила Шолохова я перечитывал раза четыре. Удивительно, но все мои друзья его не любят, считают слишком мрачной книгой, где много крови. Я однажды пытался высчитать, сколько народу погибло на страницах романа. Понял, что это невозможно, слишком уж много жертв. Но, на мой взгляд, это лучшая на сегодняшний день реконструкция Гражданской войны, в то время, как современный фильм «Адмирал» и большинство советских фильмов о том периоде никуда не годятся.

Любимых книг, связанных со спортом, у меня нет. Хотя «Защита Лужина» мне понравилась. Мне ее порекомендовали, когда я стал играть за университетскую сборную по шахматам (поскольку ее герой - шахматист). Но серьезных мыслей у меня с ней не связано. Иногда читаю автобиографии известных людей из спорта — в основном ради того, чтобы почерпнуть факты.

Сейчас понимаю, что по хорошему надо бы перечитать классику — ради выбранной профессии, радиожурналистики, чтобы лучше говорить. «Войну и мир», например, прочесть, хотя в школе читал ее, другие книги Толстого. Но только не Достоевского. Я его просто не могу читать. По-моему, люди вообще делятся на две группы: есть те, кто может читать его романы и те, кто не в силах этого делать. Причем первые обычно без ума от его книг, а вторые уже не полюбят его никогда. У меня с этим писателем не сложилось, и, думаю, уже не сложится. Как-то был порыв попробовать перечитать, но не вышло. Не стал себя насиловать.

Решение взяться за классику — это редкий для меня случай чтения ради чего то, ради профессионального развития. Обычно я просто живу и читаю. Не помню, когда у меня в последний раз был период, когда я бы долго не открывал книгу. Такое случается со мной очень редко.

 

Текст: Мария Симонова

Фото: Мария Аникина

Редакция «Томского Обзора» выражает благодарность Томской областной библиотеке им. А. С. Пушкина за помощь в проведении съемки