18+
18+
РЕКЛАМА
Слова, Профессор Йорг Гляйтер: «Прошлое и будущее города неотделимы друг от друга» Профессор Йорг Гляйтер: «Прошлое и будущее города неотделимы друг от друга»

Профессор Йорг Гляйтер: «Прошлое и будущее города неотделимы друг от друга»

Йорг Гляйтер — практикующий архитектор, профессор кафедры теории и истории архитектуры Института архитектуры в Техническом университете Берлина. На прошлой неделе Йорг в составе группы немецких специалистов по вопросам визуализации городской среды побывал в Томске.

Гости из Германии приехали в наш город с ответным визитом, по приглашению кафедры социальных коммуникаций факультета психологии ТГУ. Представители последней в свое время ездили в Берлин на конференцию, организованной кафедрой профессора Гляйтера.

Как признался сам профессор, в Сибирь он приехал не только с целью наладить партнерские связи между двумя университетами, но и для того, чтобы разрушить некоторые из стереотипов, сложившихся вокруг Томска:

— Оказаться в Томске — очень важное событие для меня. И в этом плане значительную роль играет именно персональное общение между людьми, а не, например, виртуальное. В сети практические невозможно показать и доказать, что этот или другой город — нормальный, и в нем живут нормальные люди, и что здесь действительно есть, на что посмотреть и узнать что-то новое. Я уверен, что живые беседы никогда не заменят интернет-общение.

 

Неужели до сих пор кто-то говорит о медведях, разгуливающих по улицам сибирских городов?

— Да, действительно у многих людей до сих пор есть такой стереотип, что Сибирь — это медвежий угол и шапки-ушанки. Поэтому для нас важно личное общение и присутствие. Мы хотим рассказать, что Томск — действительно большой и живой, здесь есть университеты и много молодых людей с красивыми и умными лицами. Это университетский город, как и Берлин, где находится пять университетов, а Томске — семь. У нас много общего, и поэтому развивать отношения просто необходимо, ведь это братские города.

Что удалось посмотреть в Томске, на что вы обратили особое внимание?

— У меня было несколько дней на то, чтобы посмотреть Томск, и могу сказать, что меня, безусловно, очень впечатлило архитектурное и культурное наследство. Я увидел чудесные старинные здания, которые сохранились еще со времен основания города. Все они построены из различных материалов, деревянные, или каменные, как, например, главное здание Томского госуниверситета. Понравилось, что в архитектуре также представлено и советское наследство, в том числе последних десятилетий — все это есть в вашем городе, и это удивительно! Могу сказать, что архитектура — это не просто какие-то отдельные объекты, это отражение души. Разрушая здания, люди разрушают собственную душу, поэтому их нужно сохранять, и это очень важно.

Виктор Гюго сравнивал архитектуру города с книгой, которую человек читает каждый день, выходя на улицу. Что вы успели узнать о Томске?

— Как архитектор, я могу действительно читать город как открытую книгу. Мы ходили по городу, заходили в учебные заведения, общались, и я старался внимательно рассматривать то, что мне показывали. И, знаете, что самое интересное? Это то, что сами книги, которые также как и различные архитектурные строения, могут многое рассказать о городе. Например, мы побывали в Научной библиотеке ТГУ, в отделе редких книг, где представлены уникальные издания, и это произвело очень большое впечатление на всю нашу делегацию. А еще мы побывали в воскресение на Масленице, а также на вашем горнолыжном курорте (в Академгородке — прим. ред.), и нас это очень впечатлило. Могу сказать одно: Томск — это очень живой и динамичный город.

Одна из главных достопримечательностей Томска — это наше деревянное зодчество. Но таких домов с каждым годом становится все меньше. Как вы считаете, важно ли современному городу сохранять свою старую архитектуру, или же сегодня на первый план выходят широкие дороги, бизнес-центры и высотные дома?

— Я абсолютно убежден в том, что должен быть баланс и того и другого. Нельзя придавать большое значение одному и просто игнорировать другое, пускать все на самотек. Нужно прошлое брать с собой в будущее, и развивать город, создавая для людей все условия. Сегодня города вообще имеют тенденцию становиться многослойными, где старое и новое перемежается. Нет таких городов, которые сегодня были бы полностью законсервированы. Ну, разве что в этом плане уникален Санкт-Петербург. В основном же тенденция сводится к тому, что прошлое и будущее тесно связано друг с другом.

То есть, гармоничное сосуществование старых и новых построек — это вполне приемлемая тенденция для современных городов?

— Да, безусловно. Это нормальное явление, когда древнее здание соседствует с современными строениями, небоскребами, и так далее, потому что все они отражают историю. И даже тот факт, что это могут быть контрастные сочетания не должен смущать, это нормальные вещи. Не нужно их так резко разграничивать — вот старое, а вот новое, все это действительно можно гармонично сочетать.

Какую оценку Вы можете дать городу Томску с точки зрения взаимодействия архитектуры, инфраструктуры и комфорта?

— В определенном смысле Томск — это очень открытый город, в котором можно прекрасно ориентироваться. В этом плане его можно даже сравнить с некоторыми канадскими городами. Город построен так, что в нем невозможно заблудиться, он очень хорошо структурирован, и поэтому с точки зрения комфорта и удобства Томск очень хорошо развит.

Существует мнение, что архитектура напоминает другие проявления культуры человека. Согласны ли вы с этим, и можно ли в этом плане вообще сравнить ее, например, с музыкой или живописью?

— Возможно. Но самое важное отличие состоит в том, что архитектурные строения находятся в определенном месте, и их невозможно сдвинуть. Можно выключить и включить музыку, можно смотреть на картину или отвернуться от нее. Но с архитектурой ничего нельзя сделать, это стабильная, неменяющаяся часть жизни людей. Каждое архитектурное сооружение не может быть настолько впечатляющим, чтобы захватывало дух. Мы живем среди всего этого, что в каком-то роде является фоном нашей жизни. В отличие от той же музыки или искусства, которое впечатляет, но ты не можешь постоянно на это смотреть.

А вообще, искусство находится внутри вас самих, внутри вашей комнаты или дома. Взять, к примеру, блочные типичные дома: эти здания вовсе не скучные или некрасивые, это не так. Нет ничего страшного в том, что они одинаковые, ведь это наша повседневность. Просто люди могут создавать внутри своей квартиры что-то для себя, а все остальное — это фон для повседневной жизни.

Йорг Гляйтер — один из учеников Роланда Познера, профессор кафедры теории и истории архитектуры Института архитектуры в Техническом университете Берлина. Работал в городах Германии, а также в Венеции, Нью-Йорке и Токио. Организатор нескольких крупных международных научных форумов ("Дизайн как симптом. Вещи, знаки и их эффект", "Философия электронной архитектуры", "Искусство и наука"). Автор книг "Предыстория современной архитектуры", "Ницше и архитектура", "Архитектурная теория сегодня".
Профессор-хабилитатус (полный профессор). Область научных интересов: философия и теория архитектуры, семиотика, теория социальных коммуникаций, визуальная экология. Свободно владеет английским языком, хорошо знает итальянский.
Окончил Технический университет Берлина (бакалавриат), Венецианский международный университет (магистратура), второе высшее образование — Колумбийский университет (Нью-Йорк, США). Тема докторской диссертации: "Ницше и физиология архитектуры" (2007). Автор четырех монографий и нескольких десятков научных статей; научный редактор серии книг по философии архитектуры; член редколлегии международного научного журнала по философии и теории архитектуры и социальных коммуникаций 'Cloud-Cuckoo-Land'. Работал приглашенным профессором в университетах Токио, Веймара, Инсбрука, Венеции.
 

Текст: Екатерина Сутормина

Фото: Мария Аникина