Трубный вопрос: Как в «Томскнефти» следят за надежностью трубопроводов
Трубопроводы — важная часть нефтепромысловой инфраструктуры, в безопасность которой необходимо регулярно и планомерно инвестировать силы и средства. В
С этой целью выделяются инвестиции, обеспечивается регулярная диагностика, развивается система телеконтроля и телемеханики, используются новые разработки, периодически проводятся учения, нацеленные на то, чтобы добиться от специалистов максимально слаженных действий в случае возникновения аварийных ситуаций. Как это выглядит непосредственно на промысле, узнавали наши корреспонденты.
Обслуживание
За состояние трубопроводов «Томскнефти» отвечают специалисты цеха текущего обслуживания, ремонта трубопроводов и ликвидации последствий аварии № 2. Сегодня в их ведении находятся порядка двух тысяч километров трубопроводов. Цех обслуживает все трубное хозяйство Первомайского участка Васюганской группы месторождений компании.
Это единственный сварочный цех в Васюганском регионе, поэтому в любой день на работу готовы выехать шесть сварочных экипажей — для проведения работ на промыслах. Кроме них, в распоряжении специалистов цеха два болотохода «Витязь», способных преодолеть практически любые труднопроходимые участки болотистой местности:
Специалисты цеха ежедневно проводят осмотр своих «владений» — участки, расположенные вблизи от дороги проходят пешком или проезжают на машинах. Но поскольку большая часть трубопроводов пролегает по глухой тайге, четыре раза в месяц организуется осмотр с вертолета. Кроме того, работники цеха следят и за состоянием трасс трубопроводов и при необходимости борются с разбушевавшимся лесом. Говорят, часто встречают медведей.
Предупредительный ремонт — важнейшее направление работы цеха. В распоряжении специалистов сегодня имеется специальное оборудование для замены вышедших из строя участков трубопроводов. Оно представляет собой комплекс задвижек и перекрывающих устройств и позволяет заменить необходимый участок без остановки потока жидкости.
Для борьбы с внутренней коррозией применяется специальная технология: в трубопроводы, где происходит наибольшее количество порывов, осуществляется спуск образцов коррозии. Приблизительно через месяц специалисты определяют степень износа металла, скорость распространения коррозии, выясняют необходимое количество ингибитора для ввода в трубопровод.
В цехе текущего обслуживания, ремонта трубопроводов и ликвидации последствий аварии
Виктор Андреев, заместитель начальника цеха текущего обслуживания, ремонта трубопроводов и ликвидации последствий аварий:
Учения
В мае на нефтепроводе Крапивинское —
По легенде, на центральном нефтепроводе произошел порыв, в результате которого порядка 150 кубометров нефти попало в реку Васюган. При этом «сценарий» учений до последнего момента держался в секрете — перед ликвидаторами была поставлена задача провести работу в реальных условиях.
К месту аварии, обнаруженному с вертолета, было направлено порядка 100 специалистов и около 20 единиц техники. Роль нефти во время учений «сыграл» специальный реагент.
В первую очередь отряд по ликвидации аварии разворачивает на реке боновые заграждения, поскольку главная задача — предотвратить распространение нефти в воде. Три заграждения устанавливают каскадом, чтобы не перекрывать русло реки. Количество боновых заграждений меняется по ситуации, в зависимости от масштабов загрязнения. Его определяет специальная группа, которая ходит по реке на катере. На непредвиденный случай у специалистов всегда есть в запасе дополнительные боны.
Существуют 4 вида боновых заграждений, в зависимости от назначения: для установки на реках, озерах, морской воде и наземные. Последние особенно актуальны в условиях болотистой местности. Они достаточно легкие, но, наполненные водой, они придавливают своим весом грунт и хорошо «держат» нефтяное пятно.
Масштабная работа одновременно происходит и «на суше». Здесь развернут штаб, куда поступает и обрабатывается информация о ходе ликвидации.
На месте предполагаемого порыва с помощью экскаватора вырывается котлован. Поскольку труба (в данном случае не действующий нефтепровода, а дубликат) находится на глубине 2–3 метров, в котловане устанавливают специальные крепи, чтобы предотвратить сползание грунта и дальнейшее распространение нефти.
После этого начинается непосредственно локализация разлива: с помощью трубореза вырезается «дырявый» участок, а на его место приваривается цельная катушка.
На пожарных, принимающих участие в учениях, специальные теплоотражательные костюмы
Возгорания, которые могут возникнуть в ходе аварии, тушат специальной пеной. Она плотным слоем покрывает нефтяное пятно, предотвращая тем самым поступление воздуха и распространение огня.
Нефть с поверхности воды собирают при помощи американского нефтесборного оборудования «Эластик», способного за час собрать 4 кубических метра нефтяной жидкости. Собранная нефть с водного объекта помещается в разборную емкость. По мере ее наполнения, нефтесборщик откачивает нефть и вывозит ее на пункт приема, откуда она снова пускается в производство. Так же поступают и с нефтью, собранной с грунта.
Егор Борщ, заместитель главного инженера, начальник центральной инженерно-технологической службы ОАО «Томскнефть» ВНК:
Фото: Роман Сусленко