18+
РЕКЛАМА
Здесь есть, что ловить!, Краеведение, Здесь есть, что ловить! «Двухколёсное» краеведение в Томске: Синий Утёс и Коларово-С Здесь есть, что ловить! «Двухколёсное» краеведение в Томске: Синий Утёс и Коларово-Спасское

Здесь есть, что ловить!
«Двухколёсное» краеведение в Томске: Синий Утёс и Коларово-Спасское

Краеведческие велопоходы — что может быть лучше для знакомства с местными достопримечательностями!

На велосипеде можно преодолеть любые расстояния, легко менять маршрут, места и время остановок и не ограничивать свои контакты с миром салоном автомобиля.

Это не просто перемещение из точки А в точку Б и не тупо физическая тренировка. Это твоё индивидуальное движение в пространстве и времени с целью.

В нашем случае целью было узнать что-то новенькое из истории села Спасского или что более привычно, Коларово и понять, чего хорошего может найти велопутешественник в районе Синего Утёса.

«Томский Обзор» и компания Tele2 запускают новый совместный проект по внутреннему туризму в Томской области. Участники проекта «Здесь есть, что ловить!» - томичи, являющиеся абонентами Tele2, будут путешествовать по необычным, живописным, исторически важным местам и рассказывать интересное о привычном. Маршруты путешествий (велосипедные, автомобильные, пешие и автобусные) будут подробно описаны и позволят каждому читателю их повторить.

По маршруту отправились
Анна Кузнецова
руководитель отдела продаж в одной из томских компаний
и её сын Лев
«Маршрут Томск — Коларово отлично подходит для тех, кто только начинает открывать для себя велотуризм — как мы с Лёвой. Около 20 километров довольно безопасной дороги, с возможностью свернуть к прибрежью и отдохнуть на правом берегу Томи, увидеть что-то интересное, поснимать и провести летний выходной не в городской квартире. Еще одной нашей задачей было проверить — есть ли мобильная связь в пригороде, и можно ли рассчитывать на ее качество»

Говорят, по Коларовскому (тогда — Спасскому) тракту проходил мирный караванный путь из Китая и Монголии в Москву, а на Синем Утёсе стояла сторожевая башня, с которой караульщики передавали сигналы сторожам Лагерного сада, а оттуда вести попадали защитникам Томской крепости. Так ли это или нет, пусть разбираются историки, нам же вполне достаточно любопытного факта для того, чтобы отправиться в путь.

Я вышла из дома в самое жаркое — дневное — время. С горным велосипедом и шестилетним сыном на его покатой раме. Наверно, мы выглядели довольно экзотично со стороны: сейчас детей на раме не возят. Есть всевозможные велокресла, трейлеры, в конце концов, багажник самого велосипеда. Но Лёва хочет быть у руля, а я не хочу спорить. Так что — в путь.

По дорожкам «Буревестника» мы доехали до «второго переезда». Это приятная часть пути, прелесть которого особенно ощущаешь на обратной дороге: свежий воздух, удобные дорожки и никаких автомобилей.

Аникинские спуски и подъёмы — отличные тренажёры для новичков в велодвижении. Здесь, главное, не сдаваться, медленно, но верно любой подъём можно преодолеть, не бросая педалей. Нам даже удалось сорвать аплодисменты группы велосипедистов, наблюдавших за нашими «карабканьями».

Вертолётная площадка

Первую остановку мы сделали на вертолётной площадке. Об этом месте я знаю только то, что именно здесь приземлилась канцлер Германии — Ангела Меркель — для участия в саммите 2006 года.

В отсутствии Меркель и вертолётов площадка тоже не бездействует. Как оказалось, это удобная «солнечная ванна» для девушек, ждущих своих кавалеров, рассекающих по окрестностям на квадроциклах:

Бассейн, санаторий, коктейль

Мы не стали сворачивать к Лучаново, несмотря на рвущийся в сторону живописных полей цветущего льна фотоаппарат. Следующей нашей остановкой стал санаторий «Синий утёс». Здесь мы провели четыре часа.

Сначала зашли в бассейн, в котором раньше бывали очень часто. Попили кислородный коктейль:

Лёва упрашивал пойти искупаться, но оказалось, что сейчас для посещения бассейна детьми в обязательном порядке требуется справка (соскоб на энтеробиоз). С ней незапланированный заплыв легко можно было бы осуществить — администратор продаёт абсолютно всё для этого необходимое. Но ввиду отсутствия справки, пришлось ограничиться променадом по территории.

Прогулка по территории санатория — отдельное мероприятие. Повсюду стоят таблички с пронумерованными маршрутами, где указано время их прохождения, посчитано сколько сил на это может уйти и на что всё это повлияет…

Никогда не думала, что «прогулку по лестнице» лучше осуществлять в утренние часы, «в медленном и среднем темпе», не забывая про «возможность отдыха на скамейках».

Мы пристегнули велосипед к перилам смотровой площадки, а сами спустились к реке. Лёва отправился «зализывать раны», нанесённые отсутствием справки для бассейна, а я — рассматривать сланцевые обнажения:

«Синий Утёс» — это памятник природы, представляющий собой выход коренных пород протяженностью до 3 км, высотой в 40 м. Породы утёса — глинистый сланец сизоватого цвета.

В этих сланцах совсем недавно находили минеральные окаменелости — конкреции — ископаемые органические остатки древних моллюсков, которым 330 миллионов лет.

На основании этих находок можно предполагать, что 330 миллионов лет назад на территории Томской области плескались воды тёплого мелкого моря.

Про то, что нам нужно протестировать связь, мы вспомнили уже на берегу, когда пиликнуло пришедшее сообщение. Связь была на месте:) Забегая вперед, скажу, что на оставшейся части маршрута проблем с ней тоже не возникло.

На берегу

Вернувшись к велосипеду, мы поехали в конечный пункт нашего назначения.

Коларово — живая история

Спасская волость переименована в Коларово в 1923 году — в честь болгарского коммуниста Васила Коларова.

В Фондах Государственного архива Томской области можно найти обоснование такого переименования: «Признавая, что приезд в Москву вождя болгарского рабоче-крестьянского фронта т. Коларова послужит закреплением единой линии коммунистического движения соединенных социалистических советских республик и трудящихся Болгарии, а потому считаем необходимым в ознаменование такого факта Спасский волисполком переименовать в Коларовский».

Сейчас в Коларово обитают в основном дачники, мало осталось местных жителей, но дворы, держащие хозяйство, есть, а поэтом прикупить настоящее молоко, сметану, творог, овощи с огорода — можно.

Мы снова разделились: Лёва пошёл плескаться в фонтане у белого храма:

А я зашла в «социальную комнату», которая, как мне сообщили в местном магазине, вполне может считаться музеем:

Вера Васильевна Листова — специалист по социальной работе, по совместительству председатель совета ветеранов СК «Милосердие» села Коларово и деревни Казанки — оказалась большим любителем истории. Благодаря её интересу появилась целая экспозиция — «Спасская старина». Правда, из-за недостатка места, предметы экспозиции хранятся по разным домам, но если обговорить визит заранее, то вам подготовят и представят интереснейшие экспонаты.

Так как мой визит был случайным и скорым, я ограничилась лишь знакомством и безуспешными попытками угадать назначение большого рога с дырочкой и «держалкой». Рог оказался пороховницей, а Вера Васильевна — интереснейшим рассказчиком:

«Я немало времени провела в архивах, накопила много интересной информации по истории. В своё время я была главным архитектором Томского района, потом работала учителем, поэтому говорить люблю и умею. Сейчас у всех популярна старина. Конечно, это интересно, но не стоит обходить вниманием и советский период. Становление Советской власти в Спасской волости — это богатое событиями, героями, сюжетами время.
Период Первой мировой войны — это тоже очень интересно. У меня есть газета за 1916 год, она называется „Иллюстрированный художественно-литературный журнал „ИСКРЫ“ с карикатурами“. Обратите внимание на качество фотографий в — это потрясающе! Вот, смотрите, фото „дубины для добивания воинов после газовой атаки“.
Насчёт того, что именно здесь проходил торговый путь из Москвы в Монголию, Китай, я не уверена — низина же. Думаю, путь шёл по другую сторону реки. Так и на картах обозначено, которые я, кстати, тоже собираю».

Вера Васильевна рада поделиться своими знаниями с любопытствующими краеведами, рассказать о своих находках. Но так как на месте она не сидит, о встрече надо договариваться заранее, если не рассчитываете на своё везение.

Обратный путь

В восьмом часу вечера мы отправились в обратный путь, который мне всегда кажется короче.

По дороге мы делали небольшие остановки, в одном месте, например, попалась сбитая машиной животина, кажется, лисица. На Южной мы были часа через полтора. И чувствовали себя героями.

Поедем ли мы в следующий раз в том же направлении, например, до Ларинского заказника (25 км) или села Ярского (40 км) или отправимся на север — пока не знаю. Томский велофорум богат заманчивыми вариантами. Вопросы краеведения остаются на самоподготовку. Они-то и помогут определить следующее направление.