18+
18+
РЕКЛАМА
Как это работает, На городских волнах. Как работает томский радиохолдинг На городских волнах. Как работает томский радиохолдинг

На городских волнах.
Как работает томский радиохолдинг

Серую девятиэтажку на Елизаровых с котиком на крыше по праву можно считать медийным центром Томска, хоть и находится она почти на окраине города.

Здесь под одной крышей работают журналисты телеканала ТВ-2, отсюда день изо дня по всему городу расходятся новости. А еще здесь сосредоточена внушительная часть радийного рынка Томска: пять известных каждому станций, входящих в радиохолдинг Медиа FM.

Что представляет собой холдинг внутри холдинга, на чем держится вещание и зачем радийщикам «бантики», выяснял «Томский Обзор».

 

О холдингах, истории и трафик-менеджерах

 

Радиохолдинг Медиа FM появился внутри Томской Медиа Группы в 2003 году, однако самая старшая станция, «Европа Плюс», здесь еще с 1997 года. Помимо нее в холдинге еще четыре станции: Ретро FM, Шансон, Русское Радио и Спорт FM — самое недавнее приобретение. Все радиостанции хоть и входят в один холдинг и живут вместе на двух этажах, тем не менее обособлены и работают вместе только над большими общими проектами. У каждой станции свой редактор.

Павел Коханенко — редактор Русского Радио. Павел начал свою работу на радио еще до появления Медиа FM.

— Начинал с технического персонала, пробовал себя в диджействе. Потом, когда стали появляться свои идеи, сказали «Давай попробуй, реализуй». В итоге я стал главным редактором Русского Радио, — рассказывает Павел. — Классическая такая схема, как в учебниках.

Сегодня в холдинге работают около 60 человек. Условно всех можно разделить на два «лагеря»: те, кто занимается бумагами и те, кто несет ответственность за эфир. Так они, кстати, и размещаются на этажах: на пятом обитает отдел продаж и редакторы, на шестом — радиоведущие и звукорежиссеры. Связующим звеном между ними является трафик-менеджер — человек, который составляет рекламные потоки, забирает готовые ролики у звукорежиссеров и отдает их эфирной службе. Последние — это три человека, которые работают посменно и отвечают за техническую готовность вещания.

Ну и, конечно, те, кто создает наше впечатление о радио — радиоведущие. Их численность невелика, хотя, скорее всего, мы просто попали не в то время — студии были пустые. Ведущие уже отвели утренний эфир, и разошлись кто куда: в Медиа FM у сотрудников полная свобода передвижения, главное, чтобы поставленные задачи были выполнены.

 

О бантиках, трудовых буднях и железяках

 

Обычный рабочий день на радио начинается в 6 утра — в это время сюда приходит человек, отвечающий за новости. Он выясняет, что случилось в мире, пока все спали, и готовит первый новостной выпуск к 7 часам.

— В отделе есть определенные правила верстки новостей, — раскрывает секреты редактор Русского Радио. — Сначала идет какая-то серьезная, актуальная новость, потом мировая или российская, затем местная, спортивная и в конце так называемый «бантик»: это когда берется что-нибудь полуразвлекательного характера, чтобы настроить аудиторию на позитивный лад после серьезной информации. Всё, эфир начался.

После первого новостного выпуска стартует утреннее шоу. Пока люди добираются на работу, в машинах, маршрутках или из домашних приемников в течение трех часов вещают местные ведущие. Потом настает очередь ретрансляции. Это значит, что мы слышим уже московское вещание с местными вставками рекламы и новостей.

У каждой радиостанции, входящей в Медиа FM, есть договор, по которому местное отделение радиокомпании имеет определённое число часов собственного вещания. На Русском Радио, например, это 5 часов вещания плюс строго выверенное количество минут рекламы каждый час. В остальное время она должна ретранслировать Москву.

После утреннего шоу радийщики работают примерно по одной схеме: новости, реклама, вечерняя программа, ретрансляция, новости, реклама. Все это время по этажам бегает «эфирщик», который либо записывает следующие новости, либо следит за эфиром. Вечером к нему присоединяется трафик-менеджер с рекламой на следующий день. Каждый из них в своей ипостаси готовит вещание на завтра. На этом заканчивается стандартный рабочий «день радио».

Нестандартные же дни связаны с приездом условного «киркорова». Для звезды, как говорит Павел, нужно и чай-кофе организовать, и ведущим к эфиру особо подготовиться, «потому что звезды не любят стандартных вопросов».

Студия, «святая святых» радиохолдинга — обычная небольшая комната. Главное здесь не помещение, а оборудование, на котором держится вещание.

Обычно это два компьютера (один — эфирный, другой — для работы с текстами, Интернетом и он же — резерв, если вдруг что-то случится с первым), пульт, аппарат для обработки голоса, который работает прямо во время эфира, телефон и специальная «железяка» для звонков в эфир. И, конечно, изобилие микрофонов.

На эфирном компьютере уже «забиты» все рекламные и новостные блоки, программа сама определяет, когда нужно их включить, за счёт такой организации процесса весь эфир проходит без шероховатостей. Такая система есть далеко не у каждого регионального вещателя, Томску с этим повезло.

 

О попугаях, сбывшихся желаниях и эмоциональном подъеме

 

В конце экскурсии Павел ведет нас в кабинет программного директора.

Комната по размерам еще меньше, чем студии радиостанций, тесно обставлена мебелью.

В углу стоит клетка с крикливым желто-красным попугаем Лимончелло. Программный директор радиохолдинга Медиа FM Ирина Герасимчук рассказывает, как попугай попал к ним практически с улицы, и ласково называет его «с помойки подобранным».

Позировать на камеру Лимончелло отказался и демонстративно отвернулся к стене

Ирина прошла на радио ту же «классическую схему», о которой говорил Павел: от диджея до программного директора.

— Я как-то была в Сочи, на дороге в Адлер там есть тоннель, в котором надо было задержать дыхание и загадать желание. Я загадала: хочу работать на «Европе Плюс». Это было в августе, а осенью я уже работала диджеем, — вспоминает Ирина.

Задача программного директора на радио — следить, чтобы местные включения соответствовали сетевым стандартам. То есть, чтобы на «Ретро FM» играли Boney M, а на «Шансоне» — Михаил Круг. Но это — только малая часть. Вся программная политика, работа с ведущими и редакторами, работа с новыми проектами и многое другое тоже лежит на плечах Ирины.

 

— А вы по эфиру не скучаете?, — спрашиваем мы.

— По эфиру я не скучаю, потому что в эфире я работаю, — отвечает Ирина.

— У нас почти все совмещают должность царя и батюшки. То ли эфир как наркотик, то ли денег не хватает, то ли все вместе, — добавляет Павел.

 

Мы еще долго разговариваем о психике и характере людей, которые работают на радио, об эмоциональном подъеме и о том, что главная подпитка — это радиослушатели. Все это время Лимончелло не смолкает ни на минуту. И даже когда мы уже уходим, попугай также истошно верещит.

— А про тебя «Томский Обзор» напишет отдельно, — погрозила в сторону клетки Ирина.

Мы и написали.

 

Текст: Никита Кожевников

Фото: Елена Питер