18+
18+
РЕКЛАМА
Книги, Принцип чтения, Принцип чтения. Евгений Башкиров: «Психанул – и купил 17 томов Чехова!» Принцип чтения. Евгений Башкиров: «Психанул – и купил 17 томов Чехова!»

Принцип чтения. Евгений Башкиров: «Психанул – и купил 17 томов Чехова!»

Когда общаешься с полузащитником ФК «Томь» Евгением Башкировым, то через несколько минут забываешь о его сегодняшней профессии. Книгоман, поэт, выпускник факультета журналистики петербургского университета, эрудированный собеседник…

Он мгновенно разрушает все мифы об «ограниченных» футболистах! Причем увлечение литературой совершенно не мешает воспитаннику школы «Зенита» быть талантливым молодым игроком и одним из лидеров «Томи», а также поражать ворота соперников, будь то клубы ФНЛ или московский «Локомотив».

Мы выяснили у Евгения, как родилась его любовь к чтению, чем зачитывается наша команда, что нужно, а что не нужно читать перед играми и какие книги впечатлили нашего героя этим летом.

 

- Мама говорит, я рано начал читать, в возрасте 3-4 лет. Родители привили мне любовь к книгам. Бабушка на все праздники дарила мне либо сказки, причем коллекционные красивые издания, либо полезные энциклопедии. Читать мне нравилось, я изучил почти все книги в домашней библиотеке – кроме, разве что, дедушкиных детективов. Любил сказки – и русские народные, и зарубежные. Уверен, этот жанр вечен. Это не просто произведения для детей, их можно читать в любом возрасте. Например, у меня дома есть сборник китайских сказок и притч. Это шедевры! Они и детям помогают развиваться, настолько поэтичным слогом написаны, и любой взрослый поймет, что это тексты на века.

***

В школе я стремился по максимуму читать все, что было в программе. Хотя это было сложно, все-таки тренировочный процесс занимал много времени.  Я ездил на сборы, летом уезжал в спортивный лагерь, поэтому часть книг дочитывал уже во время школьных уроков. Я это называл «в режиме live». Именно так прочел «Войну и мир», перед каждым занятием знакомился с нужными главами, так постепенно осилил все 4 тома. 

У нас литературе уделялось много времени. С 9 класса наш класс был гуманитарным. Отдельное спасибо надо сказать моей учительнице по литературе: она превращала уроки в интереснейшие лекции университетского уровня. Тогда уже ввели формат ЕГЭ, но она все равно рассматривала каждого автора не по шаблону, а досконально, уделяя большое внимание процессу творчества. 
Я тогда уже любил современную литературу и много общался с учительницей на эту тему, рассказывал, что прочитал. Кроме того, она позволяла мне перед всем классом читать собственные стихотворения, и, вероятно, повлияла на потерю стеснительности и развитие риторики. 

До 9 класса книги мне давала мама. Она знала, что мне нужно прочесть по школьной программе. Летом мы обычно две недели отдыхали в деревне или в Новороссийске. Я, конечно, читал. У мамы есть коллекция фотографий, где я, например, читаю «Мертвые души» Гоголя в деревне на крыльце или на пляже в Краснодарском крае «Мать» Горького. 

Что-то я прочитывал в метро по дороге с тренировок. Путь занимал около часа. Темный зимним петербургским вечером в подземке чтобы не заснуть и не проехать свою станцию я читал Бунина, Тургенева и других.

*** 

После 9 класса литература воспринималась уже иначе, более осознано. На сборы я брал много книг. Из-за футбола пропускал много уроков, поэтому приходилось делать рефераты. Помню, однажды взял на тренировки в Финляндию около 15 произведений и за 2,5 недели все прочел! Готовил экзаменационную работу по современной литературе на тему «Постмодернизм как неотъемлемая часть массовой культуры в современной литературе». Рассматривал современных авторов - Лимонова, Сорокина, Пелевина. Их в школе вообще не проходят, поэтому учителям мой доклад слушать было не менее интересно, чем мне - его готовить. 

 

Когда человек не расстается с книгами, то, конечно, возникают шаблонные определения типа «ботан». Возможно, другим футболистам казалось странным, что я постоянно читаю. Но неприязни к себе я не замечал. Тем более, что в детстве и юношестве и на сборах всегда жил с одним и тем же игроком, он тоже любил читать, и мы обменивались с ним книгами.

 

Сейчас люди, когда замечают, что я постоянно таскаю с собою рюкзаки, полные книг, иногда интересуются. «Томь» - команда читающая! Книги у нас переходят от одного игрока к другому. Никита Баженов увлечен книгами, часто спрашивает у меня, что мне понравилось. Недавно я посоветовал ему Эриха Фромма. А Илье Чебану, голкиперу, выступавшему за «Томь» до этого сезона, рекомендовал Фрэнсиса Фицджеральда. Паше Голышеву постоянно что-то предлагаю прочесть. Он раньше предпочитал легкую литературу, теперь интересуется и более серьезными книгами.

Видимо, атмосфера книголюбия, царящая в нашей команде, на него повлияла. Недавно к «Томи» присоединился Саша Орехов. Его первым вопросом, когда он появился на базе, был: «Есть ли что почитать? Я не взял с собою книг…». Паша Нехайчик улетел на обследование в Германию и взял почитать у меня книгу, о которой я расскажу чуть позже. 

***

Сегодня я читаю много. У меня всегда есть список книг, которые хочу прочесть. Как я выбираю? Есть три варианта. Первый – рекомендации друзей. У меня много читающих, тех, кто знает, что сейчас в тренде. Они говорят: «Я хочу, чтобы ты прочел этот шедевр, я должен его с тобой обсудить!». Второй – рецензии из банальных «Афиши», «Look at me», «Сноба». Там удается выцепить интересные сюжеты, проблемы. И третий – это спонтанный выбор в книжном магазине. Я люблю книгу не только с точки зрения текста, мне важно еще и визуальное, и тактильное впечатление.  

В Петербурге на литейном недавно открылся магазин «Подписные издания», там просто супер-подборка книг, супер-атмосфера, супер-аура! В нем представлены книги независимых издательств, то, что выпускается тиражом около тысячи экземпляров.  Они в тактильном отношении крутые, другого слова просто не подобрать! 

***

В Томске мне удобнее заказывать книги по интернету, через 1,5 недели их мне доставляют. 

***

Я, безусловно, предпочитаю бумагу. Обычно ношу с собою в рюкзаках, сумках, пакетах килограммы литературы. Всего несколько книг прочитал в электронном варианте. На 3 курсе журфака готовился к сессии, и все читал в сети, у меня не было с собой книг. Но если «В ожидании Годо» прочитать на iPad можно, там мало страниц, то толстый роман не осилить, устанут глаза. И нет ощущения книги. Не понимаешь, сколько остается до конца главы, до конца книги. Это психологический момент. Например, взялся за «Двойник» Достоевского. В электронном виде за день прочитал 2 главы, а в бумажной версии всю повесть проглотил за день. Да и собирать бумажные книги – это для меня кайф! Дома у меня своя библиотечка, 4 шкафа, я ее дополняю.

 

Все друзья знают, что для меня лучший подарок - это действительно книга. Сам часто дарю их и люблю получать в подарок то, что сам не читал, или оригинальные издания.

 

Я о своих друзья узнаю много нового, в зависимости от того, что они выберут для презента: как они меня видят или что хотят рассказать о себе, делая тот или иной выбор. 

***

У меня есть своя картотека книг. Я ставлю оценку, выписываю цитаты или сюжетные линии. Как-то мне попался в сети тексты человека, который пишет эссе по книгам. Это супер! Не знаю, когда дойду до такого, хотя мне бы это могло отчасти заменить этап дальнейшего образования, в котором у меня пока пауза.

Самый банальный вопрос – «Кто твой любимый автор?». Я много читаю и открываю для себя в разные периоды различных писателей. Автор, которого я могу читать всегда – это Антон Павлович Чехов! Могу взять любую его книгу, и для меня она будет свежей и интересной. Читаю все: рассказы, пьесы. Недавно в отпуске прочитал его «Избранное». А потом психанул, и купил 17 томов – полное собрание сочинений… 

Есть книги, которые мне нравятся визуально. Например, собрание сочинений Михаила Булгакова. Его мне подарила мама. Там одно из моих любимых произведений – «Записки юного врача» опубликовано полностью. Когда находишься на сборах,  это, пожалуй, самое вовлекающие в свое пространство сочинение, оно тебя отдаляет даже от большой физической нагрузки.

***

Люблю поэзию. Есть авторы, чьи книги у меня всегда под рукой. Это любимый всеми петербуржцами Иосиф Бродский, поэты серебряного века. Безусловно, это Владимир Маяковский. Одно время я перед матчами непременно читал «Облако в штанах». Поэма была моим мотиватором, она задавала такой энергетический посыл на ближайший день! 

Стихи можно перечитывать. Например, иногда чувствуешь: тебе надо прямо сейчас, немедленно, прочитать «Письма римского другу» Бродского. Или выберешься на природу, в лес и хочется перечитать Есенина. 

Недавно мне случайно попалась в магазине книжка – сборник стихов Геннадия Григорьева. Современная поэзия сложна для осознания. Есть множество текстов, они  похожи. А эта книжка, изданная небольшим тиражом уже после поэта его сыном, поразительна. Каждое стихотворение вдохновляет! И композиционно, и стилистикой. Это настоящая высокая поэзия. 

***

Перед играми я читаю. Если попадается мотивирующая книга, после которой ты заряжен, думаешь, что горы можешь свернуть, то это хорошо. Лучше перед матчами не читать тягучих вещей. Таких, как «Лето целого века» – это хроника 1913 года, накануне Первой Мировой войны,  попытка описать каждый его месяц с точки зрения писателей, художников, журналистов, политиков. Она интересна, но читать ее было сложно.

Обычно я сочетаю несколько книг: одна на базе в Калтае лежит, где мы тренируемся, другая дома. Читаю параллельно, чтобы не задерживаться на одном произведении лишком долго. Выбираю контрастные тексты. К примеру, детектив совмещаю с научным или с нон-фикшн. Исследовательский текст читаешь медленно, понимаешь - устал. И берешь вторую книгу. Например, «Зов кукушки», детективную историю, написанную Джоан Роулинг под псевдонимом Роберт Гэлбрейт. 

***

Редко бросаю книги. Если начал, пытаюсь дочитать до конца. Вероятно, потому, что мне не попадаются Дарья Донцова и подобные авторы, в большинстве случаев мне удается книгу прочесть. 

***

Хотя у некоторых авторов есть произведения типичные. У Хемингуэя, если взять собрание сочинений, какие-то романы покажутся похожими друг на друга. Но я открыл для себя у него «Фиесту». Это просто произведение-мечта! Я романтизирую, поскольку очень люблю подобные путешествия. Я с удовольствием поехал бы с друзьями на поезде в Испанию посмотреть на бой быков. Размышлял бы о жизни. Была бы у меня возлюбленная, которая не понимала бы, что ей нужно… С точки зрения сюжетной линии и диалогов, отношений мужчины и женщины, возвышенно описанных Хемингуэем, это книга-мечта. Футбольная жизнь регламентирована режимом, физическим трудом, саморазвитием. А в отпуске я предпочитаю «трэшевые» вещи. Например, Новый год мы с друзьями праздновали в Праге, куда поехали на двух машинах. 

***

Не хочу выбирать несколько любимых книг, поэтому расскажу о тех, которые прочитал только что. 

Начну с той, что сейчас уехала в Германию с полузащитником «Томи» Павлом Нехайчиком. Ее собирается прочитать вся команда. Это биография Златана Ибрагимовича. Она опубликована в переводе блогеров сайта sports.ru. Главы уже были в сети, но я ждал, пока ее издадут как книгу. Биография подана в формате большого интервью, это история с самого детства игрока до наших дней, до подписания его контракта с ПСЖ. В футбольном, спортивном, да и жизненном плане это очень мотивирующая вещь! Ее стоит прочесть не только тем, кто интересуется футболом.

Личность Златана впечатляет. У него удивительная судьба. Человек выигрывал с разными командами чемпионство каждый год, за кого бы не играл. Он прошел огромный путь, от шведской деревеньки до многомиллионных контрактов, не потеряв в самом главном: в своих жизненных принципах. Он сохранил ту страсть и непримиримую борьбу, которую всегда пропагандировал. Понятно, что так не каждому повезет. Кто-то оступился бы на одном из этапов или поступил бы более мягко. А Ибрагимович показывает, как его желание стоять на своем помогло ему стать настоящей «звездой».

***

Детектив «Правда о деле Гарри Квеберта» Жоэля Диккера рекомендовали на «Афише», кроме того, его мне советовал друг. Не очень люблю детективы. Жанр-развлечение заглатывает, захватывает тебя, но быстро забывается. Меня привлекают более сложные вещи в плане человеческого прозрения - тексты Макса Фриша, Эриха Фромма, Гарсии Маркеса, Хулио Кортасара, классические истории, которые вечны.

Но «Правда о деле Гарри Квеберта» из тех книг, что не только развлекают, они в то же время дают настрой. Это швейцарский автор, его роман стал бестселлером в США. История нетипична. Не буду пересказывать весь сюжет. В книге 700 страниц, и до последних 40 неясно, кто преступник. Это роман о том, как писать роман. Главный герой – писатель, он общается с писателем, замешанном в убийстве. Каждую главу предваряет разговор писателя со своим другом, тот его учит, как писать роман. Советует, с чего начать, чем окончить, какая фабула и композиция поможет создать уникальный текст для прочтения. К примеру, спрашивает: «Гарри, как я узнаю, что стал писателем, я не чувствую этого» и узнает: «Тебе об этом сообщают другие». Это роман в романе, а также еще рассказ о событиях 30-летней давности, расследование убийства юной Нолы, оказавшейся возлюбленной писателя. Итак, интересная история о любви, история о тексте... Получается несколько псевдопостмодернистская история. Я ее всем советую.

***

В отличие от детектива очень сложный текст – это книга про Китай. Меня такие тексты привлекают с той поры, когда китайский писатель Мо Янь стал нобелевским лауреатом. Он победил со «Страной вина». Это классический постмодернистский текст, литература трэша и безумия, которая меня привлекает. Я прочел ее. Потом мне попались «10 слов о Китае» - это 10 маленьких эссе о культурной революции в стране, о том, как культурный бум повлиял на развитие Китая, самих китайцев, и что с ними станет в будущем. Они за 40 лет прошли тот путь развития, который у Европы занял время от Средневековья до наших дней. Это словно удар топором, такой резкий переход к рыночной экономике. После того, как я купил несколько книг о Китае, мне в интернет-магазине в рекомендациях выпало одно из самых последних исследований на тему «Куда пойдет Китай, туда пойдет мир». Его автор Карл Герт – человек,  в 1980-х уехавший туда учиться по обмену. Он изучает китайцев, их экономику. Отмечает, что там внедряется философия консюмиризма, в стране начинают потреблять лакшири-товары, покупать дорогие машины, зависеть от стиля и брендов. Пропасть между бедными и богатыми растет... Сколько миллионеров и миллиардеров стало в Китае и как это повлияет на все мировое сообщество можно прочитать в «Куда пойдет Китай, туда пойдет мир». Вероятно, китайцы всех нас скоро захватят, надо готовиться!

***

«Цветы для Элджернона» я прочитал перед игрой «Томи» с «Лучом». Ее мне дарили два раза, ее рекомендовала мне сестра. Но так сложилось, что я не сразу ее прочел. Недавно в Томске познакомился с одним человеком, и она подарила мне эту же книгу! Я понял, это знак свыше, надо браться за рассказ Дэниела Киза «Цветы для Элджернона» как можно скорее.

Мои впечатления по поводу книги: она из разряда вечной классики и вечной проблематики. Там поднимаются те же вопросы, что и в «Собачьем сердце» Булгакова, в «Шуме и ярости» Фолкнера.

Сюжет завязан на умственно отсталом мальчике Чарли, подопытном в эксперименте двух ученых. Их задача - сделать его умнее. С каждым днем повышается IQ и его участие в общественной жизни. По форме рассказ - это дневник молодого человека, отчеты о его мыслительном процессе, их мальчика заставляли делать профессоры. Первые 30 страниц Чарли делает много ошибок, пишет «ево», «севодня». Затем он развивается и меняется его дневник. Он влюбляется, теряет людей, сталкивается с проблемами, приходит к пониманию, что мир не складывается только из интеллектуального развития. Не все примут тебя. Но все равно надо жить в свое удовольствие и делать людей счастливыми. Элджернон – это мышь, первый друг героя, он забрал ее из лаборатории, где над нею проводили эксперименты.

Не буду рассказывать весь сюжет.

***

Анри Картье-Брессон, «Воображаемая реальность» – книга, которую мне на День рождения в этом году подарил мой друг фотограф. Еще ее же подарили подруги. В итоге у меня два экземпляра. Один отдал сестре, другой взял с собой в Томск, очень удобно получилось.

Мой друг снимает в стиле Брессона, проповедует его философию фотографии и делает интересные кадры. Это человек, обладающий удивительным талантом. Он снимал на моем Дне рождении, получились интересные зарисовки, фотографировал на матче, когда мы играли с местным «Динамо» в Петербурге. Решил поделиться со мною частичкой себя и подарил эту книгу. Я вспомнил, на 3 курсе на визуальной журналистике мы Брессона проходили, решил, надо вспомнить студенческую жизнь.

В книге нет изобилия, подборки фотографий. Текст разбит по главам. Это  его отношение к фотографии, к технике и собственно фотографии. Вторая часть - его поездки по миру. Третья - о друзьях, о тех, кого он фотографировал.

Я, как и Брессон, приверженец непостановочной фотографии. Не обладая впечатляющей техникой, я люблю снимать друзей на пленку на свой «Зенит», часто экспериментирую. Делаю крупные планы – на моих кадрах лица, глаза, уголки рта, уши. Из этой книги вывел для себя то правило и философию фотографии, о которых нам говорили еще на журфаке. Снимок одновременно задает вопрос и предлагает решение. Также мне запомнились некоторые цитаты. Выписал для себя: «Фотографирование - это попытка задержать дыхание ускользающего момента».

Философия Брессона – композиция очень важна, но даже простая смазанная фотография может сказать много больше, нежели идеальный постановочный кадр. Главное в снимке - это динамика. Мне тоже так казалось. Благодарен другу, который подарил мне книгу. Еще запомнилось: «Экономия, которая является признаком стиля». Надо экономить во времени, в средствах, поскольку фото - это сама жизнь. Мы пытаемся уловить уходящий момент. Его уже нет, а ты его зафиксировал, что-то от него останется.

Еще недавно я прочитал Эриха Фромма «Искусство любить». Это из тех книг, что можно поставить себе на полку и читать всегда. Те принципы, о которых он говорит, просты. Одно дело любить буднично, а другое - возвышенно, вечно. Не человека, а его множество проявлений. Нужно любить других людей, литературу, развиваться, открывать для себя новое!

…Это то, что я читал за последний месяц, та литература, которая входила в меня и проецировалась на окружающий мир.

 

Текст: Мария Симонова

Фото: Мария Аникина