18+
18+
РЕКЛАМА
Книги, Принцип чтения, Принцип чтения. Анастасия Ханина: «Взрослый становится ребенком, когда видит книжки из своего Принцип чтения. Анастасия Ханина: «Взрослый становится ребенком, когда видит книжки из своего детства»

Принцип чтения. Анастасия Ханина: «Взрослый становится ребенком, когда видит книжки из своего детства»

Детские книжки для тех, кто увлекся чтением с ранних лет — это святое. Стоит перечесть пару заветных страниц, как ты уже в светлом прошлом. И нет смысла даже говорить о том, насколько важно выбирать правильные книги для ребенка.

О своих любимых детских книжках рассказывает Анастасия Ханина, редактор читательского сервиса ReadRate, хозяйка детского книжного магазина Сom-Mod. Заодно мы решили выяснить, что нового происходит в мире детской литературы, как меняются книги, какие издания будут интересны не только младшему поколению, но и взрослым. Итак, слово нашей героине.

 

— Все мое детство — это книжки! По маминым рассказам, я месяцев с шести была тихим книжным ребенком. С того момента, как я стала садиться, меня можно было обложить книжками, чтобы я не упала, и я часами их рассматривала… Вероятно, это была любовь с первого взгляда! В 3 года я научилась читать, в 4 прочла «Незнайку на Луне», меня она сильно впечатлила. Второй книгой стал «Волшебник Изумрудного города». Причем я брала большими объемами, и сразу осилила всю серию.

Меня невозможно было выгнать на улицу, поскольку лучшим времяпрепровождением я считала книги. Даже оборудовала себе дома «гнездо». У меня в комнате был широкий подоконник. Я клала на него подушку, брала с собой книгу, что-то вкусное, задергивала штору и отделялась от окружающего мира. Лежала и читала. Ощущение было сказочное! Читала все подряд. Сложно назвать отдельные любимые книги.

***

К детским книжкам вернулась в университете. У нас с подругой, моей одногруппницей Анной Тузовской, была шикарная традиция. Мы задолго до статусов в контакте начали говорить статусами из детских произведений. Например, «Муми-тролли» — там же любую книгу можно разобрать на цитаты! Это сейчас легко найти в контакте подборку «100 лучших цитат Туве Янсон» и выбрать себе душещипательный статус. А мы сами писали друг другу цитаты. На День рождения Ани мы однажды воплотили в жизнь утверждение Карлсона: он говорил, что лучше, чем пирог с 8 свечками может быть только 8 пирогов с 1 свечкой. Мы испекли ей 20 маленьких пирогов… Еще Аня дарила мне на каждый Новый год детскую книжку. И меня накрыло, я сама начала покупать их себе, заново собирать библиотеку, поскольку дома многого не сохранилось. Потом я сделала небольшой перерыв: первые годы после окончания университета обычно очень насыщены разными событиями.

И вновь к детским книгам я вернулась, когда у меня родилась дочь Варвара. На 7 месяце беременности я начала делать первые покупки для малыша. И речь не о кроватке или коляске: я заказала детских книг на сумму около 7 тысяч. Думала, мы с первого дня начнем читать. Впрочем, так потом и вышло: дочка прекрасно засыпала под «Евгения Онегина».

***

Когда я покупала для дочки первые книжки, то еще совершенно не разбиралась в иллюстраторах. Собрала «джентльменский набор»: Барто, Чуковский, Хармс и другие авторы, которые, как я считала, необходимы для ребенка. Когда открыла посылку, то была в шоке. Теперь я называю оформленные подобным образом издания «книжки с глазами». В переходах продаются дешевые детские книги: плохая печать, отвратительные иллюстрации. Родители их покупают, поскольку они стоят недорого. Хуже всего среди таких изданий — книжки, «украшенные» глазами! Застывшими, мертвыми… Мне не по себе, когда я на них смотрю, детям, думаю, еще страшнее.

Посмотрев на книги, я поняла, что поторопилась. Начала сравнивать иллюстрации разных изданий, выбирать лучшее. Например, идеальную книжку Даниила Хармса, которую я без зазрения совести показала ребенку, нашла с пятой попытки. Есть 4 книжки, которые я Варе не показываю. А пятая, с иллюстрациями Игоря Олейникова — именно так, по моему мнению, и должно выглядеть издание Хармса У нас с автором совпадало видение.

 

Достойной Агнии Барто я до сих пор не нашла. Классику обычно иллюстрируют как попало, и это загадка.

 

Мое осознанное желание того, чтобы у ребенка были хорошие книжки, а не первые попавшиеся, помогло открыть для себя новых замечательных авторов. Так я узнала о Ренате Мухе. У нее прекрасные детские стихи!

Также я выяснила, что Борис Заходер не только переводчик, он еще и писал чудесные стихи. Юнна Мориц, известная по песне «Под грустное мычание, под дружеской ржание», но и такие интересные вещи, как

У меня для тебя всегда готов
Букет котов.

У Вари лучше всего идут именно стихи Юнны Мориц. Взрослых ее поэзия часто пугает. Ведь когда читаешь «Мальчик шел, сова летела, крыша ехала домой», то начинаешь понимать, что крыша, вероятно, у кого-то действительно ехала… Но дети ее обожают. Видимо, у них схожее воображение, они на одной волне.

У Ренаты Мухи, Юнны Мориц очень образные стихи. Недавно вспомнили издатели и о таком поэте, как Генрих Сапгир (автор знаменитых строк «Погода была прекрасная, Принцесса была ужасная»). Спасибо издательствам за то, что кроме «джентльменского набора» они обращаются к забытым авторам или современным писателям. Нам повезло, что мы живем в период расцвета детской литературы. Но это обусловлено экономическими причинами. На детской литературе издательства до сих пор зарабатывают. В отличие от взрослой, которая уходит в электронный сегмент. С детской этого не случится. Вы никогда не купите годовалому ребенку электронную книжку! На планшете он ее не поймет, не пощупает. В итоге издательства уделяют детскому направлению все больше внимания.

***

Когда я расправилась с «обязательной программой», то продолжила покупать для ребенка много книг. И в какой-то момент поняла, что, наверное, я себя обманываю. Варе было 1,5 года, а у нее уже образовалась такая библиотека… Вероятно, хотя дочка книги и любит, я покупаю их для себя. Это похоже на то, как папы приобретают новорожденным железную дорогу. Так и я взяла в Варин год «Волшебника из страны Оз», где мне очень понравились иллюстрации Юлии Гутовой. А прочитала она ее только сейчас. Ставить детские книги уже некуда, мы теряемся в их количестве, не успеваем прочитывать.

Недавно перевели и выпустили третью часть истории Анне-Катрине Вестли «Мама, папа и 8 детей в Дании». Хотя мы с Варей не дочитали еще и вторую. Но я, конечно, купила немедленно. Пока ехала домой, то до середины уже прочитала. Меня поразило, что существует продолжение такой любимой книги — это как снова поверить в Деда Мороза! Ты прочитал в детстве две части, смирился, что история закончилась, третьей книги ждать не стоит. А тут оказывается, от тебя столько лет скрывали, что есть продолжения, и вот его наконец перевели.

Теперь очень хочу «Алису в стране чудес» издательства «Лабиринт». Она интересно оформлена, с тканевой обложкой, в переплете, полная маленьких секретиков. Я понимаю, что дочке этого пока не нужно, а необходимо маме. Ощущаю радость обладания, и начинаю понимать коллекционеров. Я начинаю в него превращаться…

***

Переломной книжкой в отношении к детским для меня стала «Обними меня, пожалуйста!» Джона Роу. Это, кстати, любимая книжка писательницы Линор Горалик. Благодаря ей я поняла, что детские книжки можно и нужно читать взрослым. Некоторые из них — настоящая бездна мудрости. Астрид Линдгрен, Алан Милн — дети в их произведениях видят одно, взрослые другое. Каким надо быть мудрым, чтобы так написать и заставить людей надолго задуматься о своей жизни? Какой гениальной должна была быть Туве Янсон, чтобы придумать муми-троллей?

Но вернемся к книжке «Обними меня, пожалуйста!». Она о том, как важно не скрывать эмоции. Ее герои — ежик и крокодил. Ежика никто не хотел обнимать, поскольку он колючий. А крокодила никто не хотел целовать, потому, что он зубастый. И вот два одиночества встретились. Крокодил обнял ежика, а тот поцеловал крокодила. Как говорит Горалик, эта книжка о том, что фрики всегда найдут друг друга. Когда ее читаешь, то просто слеза наворачивается! Еще и ежик нарисован таким трогательным, в огромном подгузнике, заколотом булавкой. А текста-то в книге — пара строк. Она из разряда новых, где визуальность поставлена во главу. В них огромные иллюстрации. Раньше считалось, текста немного в изданиях для малышей, если история длинная, то она для больших. А тут непонятно: книгу можно читать и 3-хлетнему, и 5-летнему и 20-летнему. Каждый ее поймет. Они вневременные и вневозрастные.

Одна из подобных книг считается лучшим подарком для влюбленных «Знаешь, как я тебя люблю?» Сэма Макбратни тоже шедевр литературы, романтические пары часто дарят ее друг другу. На самом деле это детская история. Большой заяц и его маленький зайчонок меряются, кто из них как друг друга любят, в итоге выясняют: так сильно, что до луны и обратно. Там текста всего несколько строчек, но когда читаешь, то понимаешь: это простая вещь, которую ты хотел сказать любимому человеку.

***

Следующий этап моих отношений с книгами — это учеба в Школе культурной журналистики при фонде Про Арте и фонда Прохорова. Моим направлением была литературная критика, мы писали рецензии. Сначала я выбирала взрослые книжки. Потом не успевала дочитать произведение, и решила, а почему бы не взять детскую? Тогда и написала про «Обними меня, пожалуйста!». Поняла, мне это ближе и интереснее, чем взрослые книжки, хотя рецензировать детские сложнее.

Вторая моя рецензия была на «Однажды мама ругалась» Ютты Бауэр. Ее выпустило издательство «КомпасГид». Оно специализируется на книгах, которые я называю «думательными». Они непростые. Обычно это переводные, издания, чаще всего скандинавских авторов. В этой непростой литературе вопросы — как рассказать ребенку о смерти, о том, что родители разводятся. Поднимаются темы, которые русская литература до сих пор не видит. У нас обычно считают, раз книжка детская — значит, о хорошем. Другой вариант — прожить историю через книгу, а не на пальцах объяснять ребенку сложные вещи, когда что-то случится.

 

Дети должны знать, что в мире есть болезни, разводы, смерти. Почему бы не рассказать им об этом через вымышленную историю?

 

Книжка «Однажды мама ругалась» пытается объяснить ребенку, что родители не могут всегда быть идеальными. Они устают, они могут накричать. Суть истории в том, что мама так разозлилась на маленького пингвиненка, что от ее крика ребенка разорвало. Мама ходила и собирала его по частям. Это книжка в картинках, ее трудно пересказывать, лучше видеть. В истории поднято много проблем. На современных женщин очень давят. Наши родители, по-моему, проще относились к процессу воспитанию. Теперь же считается, что дети должны уметь все, и родители для них должны это все обеспечить. А еще у родителей есть работа и друзья. И давайте, нас всех разорвет! Мне кажется, это автор и хотел донести с помощью своей книжки. Дети открывают в истории одно, взрослые другое.

***

В «думательной» серии много шикарных книжек. Например, «Точка» Питера Рейнольдса о том, как важно дать ребенку поверить в себя. Девочка не умела рисовать, а учительница ей помогла, подсказала: «Просто нарисуй точку!». Это современное искусство! Так она подняла самооценку девочки до такой степени, что она стала художником, начала помогать другим. Конечно, книжки с такими историями не для всех. Это узкая сегментная литература. Ее не будут покупать так, как Маршака и других классиков. Далеко не каждый решит прочесть это своему ребенку. Но хорошо, что у нас есть выбор.

***

Когда я окончила учебу, то поняла, что больше не могу жить как прежде…. Тогда мы придумали книжный детский магазин, начали «нести культуру в массы». Такие решения кардинально меняют твою жизнь. Вскоре я переехала в Москву и нашла работу своей мечты, связанную с книгами. Так комфортно и хорошо, как сейчас, мне не было никогда. Когда я занималась журналистикой, то любила душевные интервью, но писать про книги — это особое счастье. И у меня в руках оказываются даже еще не вышедшие издания! Правда, в проекте ReadRate я не специализируюсь на детской литературе, это мир «взрослых» книг, не менее захватывающий.

***

Одна из любимых книжек из моего детства — «Мы все из Бюллербю» Астрид Линдгрен. Она в те годы была не такая раскрученная, как «Пеппи Длинныйчулок» и повести о Малыше и Карлсоне, но я любила ее даже больше. Крошечный Бюллербю, где всего 2–3 улочки, дети, которых всего пятеро, но зато у них замечательная жизнь. Скандинавская литература она очень добрая. Астрид Линдгрен, Туве Янссон, Анне Вестли — их книги написаны примерное в одно и то же время. Обычно их герои — небогатые семьи, денег у родителей немного, но дети счастливы, и никому для этого не надо дорогих кукол. В их повестях — непередаваемое ощущение доброты, душевности, теплоты и уверенность: главное — это семья!

Яркое событие в современной детской литературе — это, на мой взгляд, «Элмер» Дэвида Макки. В ноябре прошлого года книжку представили на международной книжной ярмарке в Москве. Ее раскупили мгновенно! Это история для детей от 3-х до 5 лет про слона в клеточку. Было стадо серых слонов, и в нем жил Элмер, слон в клеточку. Сначала ему не нравилось, что он не такой, как все. Он решил стать серым, извалялся в соке серых ягод. Но быстро понял: это неинтересно. Его никто не узнает, не говорит «Привет, Элмер!». Когда слоны забеспокоились, что его не видно, он не удержался и сделал свое обычное выразительное «Буу!». Так оказалось, что характер не скроешь, даже если стараешься косить подо всех. До сих пор «Элмер» — это хит, книга года. Ее написал британский иллюстратор Дэвид Макки, когда ему надоело иллюстрировать чужие истории. Кстати, такое случается достаточно часто.

***

Во многом благодаря шикарным иллюстрациям я очень люблю «Кондитерские истории. На углу Тополиной и Розмариновой» Анны Никольской. Речь идет о тайной жизни кондитерской. Когда ее двери закрываются, то торты и пирожные оживают, у них есть свои желания и мечтания. Галина Зинько, художник из Украины, нарисовала поразительно атмосферные картинки. Считаю, ее иллюстрации — это открытие, ее работы надо больше издавать в России.

***

Глобальный тренд в детской литературе — это не совсем книги. Я их называю «занималки». Моду на них принес француз Эрве Тюлле, около 3 лет назад издательство «Клевер» открыло его России. Он не пишет книг, у него творческая мастерская. Он сломал стереотип о том, что книга — священная, к ней надо относиться с благоговением, ее нельзя трогать грязными пальцами. Это друг ребенка, с ней можно делать что угодно: проделать дырку и засунуть туда голову, что-то нарисовать в ней или ей бороться. Его первая «Живая книга» была у Варвары в ее 1,5 года настоящим хитом. Я даже стала потом прятать ее от дочки.

Интерактивные издания Тюлле приглашают ребенка к сотрудничеству. Автор не дает готовых ответов. Предлагает наброски и дорисовывать то, что в них увидел. Родители тоже принимают в этом участие, вместе придумывают историю. Такие «занималки» активизирует творческий процесс. У детей в голове целая фабрика по производству идей, мы просто часто их вовремя не вытаскиваем наружу.

***

Прекрасная художница Зина Сурова придумала «Находилки». Это книжка-квест. Ребенок берет ее и отправляется по городу. Замечательное развлечение для лета. Надо найти все, что нарисовано в книге и отметить. Ребенок в итоге не расстается с книгой, буквально спит с ней, стремится все отметить. Потом книжка обветренная, потрепанная, с пятном от мороженого, но зато она живая. Такие интерактивные книги не будешь читать по вечерам перед сном, зато ребенок будет с ней жить. Полагаю, это здорово! Пусть это направление развивается.

***

Не могу не сказать про «Зоки и Бада» Ирины и Леонида Тюхтяевых. Это классика, ее давно не издавали. Недавно наконец выпустили снова. Этих героев помнят многие, в 1990-е это был настоящий хит! Мы теперь не успеваем привозить в свой магазин «Зоки и Бада», ее расхватывают мгновенно.

Продолжение, «Школа зоков и Бады», тоже было событием, оно вышло в 2012 году. Хотя первая любовь, конечно, это первая любовь, к второй книжке отношения сложнее. Но она и написана для детей постарше. Герои уже пошли в школу. Авторы продолжают торговать брендом. Издали «Зоки и Бада. Сладкие рецепты». Это неплохо. Ребенок увлечен и хочет как можно больше узнавать о героях.

***
Я наблюдаю за покупателями и поэтому знаю точно: не бывает взрослых, бывают выросшие дети! Когда люди приходят в магазин, они реагируют в первую очередь на то, что сами читали в детстве. Я сама как только увидела переиздание «Плывет, плывет кораблик» Самуила Маршака, сразу побежала покупать, у меня многое с этой книжкой связано.

И это непередаваемое чувство, когда заходит взрослый мужчина и замечает «Зоки и Бада». У него такое лицо! Приятно наблюдать, как взрослый становится ребенком, видя книжки из своего детства!

 

Текст: Мария Симонова

Фото: Мария Аникина