18+
18+
РЕКЛАМА
Рассказано, Школа для всех.В томском лицее № 7 создана безбарьерная среда для обучения детей с о Школа для всех.В томском лицее № 7 создана безбарьерная среда для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Школа для всех.
В томском лицее № 7 создана безбарьерная среда для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

1 «И» готовится делать аппликацию. Учитель Любовь Байдина показывает первоклашкам картон, объясняет, как работать с клеем и приготовленными шаблонами. В классе царит спокойная атмосфера. Немного домашнего уюта ей добавляет ковер, небольшой диванчик и игровая зона, где ребятишки могут отдохнуть между уроками…

Таких классов в лицее № 7 четыре — по одному в каждой параллели начальной школы. А необычны они тем, что в них обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. В общей сложности в коррекционных классах учится 44 лицеиста. Еще 48 учеников с ограниченными возможностями здоровья посещают в лицее обычные классы.

За последние годы в этом муниципальном образовательной учреждении многое сделано для создания безбарьерной среды. На средства государственной программы «Доступная среда» и муниципальной программы «Социальная интеграция» в лицее был смонтирован пандус, оборудованы учебные комнаты и туалет, приобретены методические пособия для учителей и развивающий материал для обучающихся.

 

Две модели

 

— В лицее существует две модели интеграции, — рассказала его директор Диана Смолякова. — Первая предусматривает обучение детей в специальных коррекционных классах V вида. Их у нас четыре. По одному в каждой параллели начальной школы. Классы формируются по направлениям городской психолого-медико-педагогической комиссии. Главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. В кабинетах, где занимаются дети с ограниченными возможностями здоровья, имеется не только учебная зона, но и зона отдыха и развития. Мы постарались сделать этот уголок комфортным. И сейчас многие ребятишки остаются здесь и после занятий, в группах продленного дня.

По словам Дианы Викторовны, в учебную программу коррекционных классов обязательно включены занятия с психологом и логопедом. В прошлом году был первый выпуск 4 коррекционного класса. Причем, с большей части выпускников первоначальные диагнозы об отставании в речевой развитии были сняты.

— Вторая модель интеграции — говорит Диана Смолякова, — предусматривает обучение детей с ограниченными возможностями в одном классе с детьми, не имеющими нарушений развития. В лицее таких ребятишек 48. Чтобы помочь им мы также оборудовали специальный кабинет. В нем можно проводить речевые и лингафонные занятия.

В принципе лицей может обучать детей-инвалидов дистанционно с помощь. информационно-коммуникационных технологий. Оборудование, которое позволяет делать это, установлено. Однако заявок на такое обучение пока не поступало.

А вот первый первоклашка, передвигающийся на коляске, в этом году в лицее появился.

 

Принять как должное

 

— Ребятишки в школе, конечно, поглядывают на нас с Леней, — говорит его мама, Лариса Кондратьева. В нашем классе все быстро привыкли, что я вожу Леню на коляске. А вот в столовой, где собирается вся параллель, и в коридорах, мы пока вызываем интерес. Конечно, ребятишки должны привыкнуть, и принять как должное, что дети бывают разные.

Лариса Геннадьевна рассказывает, что была категорически против того, чтобы ее сын был на домашнем обучении.

— Я считаю, что Леня должен развиваться в коллективе, общаться со сверстниками. Три года мы посещали специализированную группу детского сада для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. И сегодня, когда я смотрю на сына, я понимаю, как он изменился. Он совсем другой, более общительный. У него улучшилось качество речи, словарный запас. Группа в садике у нас была маленькой, 13 человек, и помимо воспитателя и няни ее сопровождали логопед и психолог. В школе Леньке нравится. Хотя конечно такого количества детей он никогда прежде не видел» (лицей № 7 — одно из самых больших образовательных учреждений Томска, здесь обучается 1919 человек — прим. автора).

Пока мама Лени вынуждена находиться вместе с ним на занятиях. Также как и мамы нескольких первоклашек — аутистов. Однако вопрос сопровождающего, который будет помогать ребенку передвигаться по школе, сейчас рассматривается.

— Вроде бы уже нашли человека, который заменит меня в школе, — улыбается Лариса Геннадьевна и добавляет. — Хорошо, что есть такие программы. Обязательно нужно давать детям с ограниченными возможностями здоровья возможность учиться в обычных школах. Дома такие дети могут остаться в любой момент, а им нужен коллектив и чтобы общество приняло таких детей.

 

…Во 2"3» за партами сидят одни мальчишки. Сорванцы скрупулезно изучают учебник и ищут между картинками ассоциативные связи по принципу «живое-неживое». Тянут руки. У каждого готов свой собственный ответ. Видно, что учатся с интересом, ведь даже наличие в классе журналистов не слишком отвлекает их от занятий.

— Уроки в коррекционных классах, как и у других ребят, длятся 40 минут, — рассказывает руководитель психологической службы лицея Оксана Акулова. — Но учителя обязательно учитывают особенности здоровья детей, смотрят на утомляемость ребенка. В коррекционных классах чаще проводятся динамические минутки, ребят чуть раньше могут отпустить на перемену. Так как все ребятишки в коррекционных классах имеют проблемы в речевом развитии, педагоги делают больше речевых минуток, учат с учениками скороговорки. Во внеурочных мероприятиях ученики коррекционных классов участвуют наравне со своей параллелью.

К слову сказать, в конкурсе рисунков по правилам дорожного движения ребятишки уже поучаствовали.

Наверняка, завтра они снова с радостью придут в школу, где у них есть шанс почувствовать себя не «особенными», а обычными детьми.

На сегодняшний день в Томске проживает около 30 тысяч инвалидов, 1405 из них дети. В рамках программы «Социальная интеграция» городскими властями ведется работа по улучшению доступности среды для инвалидов и маломобильных групп. В частности принято решение оборудовать пандусами все школы и учреждения дополнительного образования. На данный момент они установлены в 15 школах и 2 домах творчества. До конца года пандусы появятся еще в 2 ДДТ.
Помимо этого закупается инвентарь для детей-инвалидов. Городская администрация выделила на это в рамках «Социальной интеграции» в 2014 году более 460 тысяч рублей. Воспитанники детских садов № 1, 48, 53 и 82, а также дети-инвалиды, посещающие томский Хобби-центр (это порядка 50 детей с ограниченными возможностями здоровья и 19 детей-инвалидов) будут заниматься на тактильных дорожках и панелях, интерактивных досках, играть сенсорными мячами, рисовать с помощью песка и воды.
Также для нужд людей с ограниченными возможностями передвижения с 1 февраля работает «социальное такси». Это специальный низкопольный микроавтобус, оборудованный подъемником для инвалидных колясок. Заказать его можно ежедневно с 7.00 до 21.00, в том числе в выходные и праздничные дни. Инвалиды могут воспользоваться услугой «социального такси» до восьми раз в месяц. Стоит отметить, что помощь им оказывается и в межэтажной транспортировке.
Заявка подается предварительно в единую диспетчерскую службу центра профилактики социальной адаптации «Семья» по телефону 942–900 по будним дням с 9.00 до 18.00, не позднее, чем за один день, и не ранее, чем за пять дней до предстоящей поездки.
Нынешней осенью городскими властями закуплен второй автомобиль, который также будет работать в режиме «социальное такси».
 

Текст: Полина Романова