18+
18+
РЕКЛАМА
Книги, Принцип чтения, Принцип чтения. Владимир Самокиш: «Важно, чтобы было кому увлечь тебя чтением» Принцип чтения. Владимир Самокиш: «Важно, чтобы было кому увлечь тебя чтением»

Принцип чтения.
Владимир Самокиш: «Важно, чтобы было кому увлечь тебя чтением»

Наш сегодняшний герой «Принципа чтения» Владимир Самокиш известен не только как политик и бизнесмен, но и как книгоман. Что неудивительно — разве можно было не увлечься чтением выпускнику первого набора легендарного гуманитарного лицея!

Владимир рассказал нам о том, как учеба повлияла на его страсть к книгам, о произведениях, которые он любит перечитывать, собственных планах по чтению и эксперименте по преподаванию литературы в школе.

— Сложно сказать, когда именно я увлекся чтением. Безусловно, культура чтения в нашей семье была всегда: родители много читали, я на них смотрел, и руки тоже тянулись к книге. Тем более в моем детстве компьютеров не было, да и телепрограмм тоже не особенно. Еще я часто болел, а болезнь — это то самое время, когда можно лежать и читать целыми днями.

Помню однажды «Путешествие к центру Земли» Жюля Верна прочел за день. Майн Рид, Вальтер Скотт, Аркадий Гайдар, военная проза — Богомолов, Казакевич, Бондарев… Всестандартные книги, которые полагалось знать нормальному советскому пионеру, я, конечно же, прочел.

Не прошел я и мимо классиков: советская школа — вещь упрямая и без Пушкина, Чехова, Лермонтова и Толстого там было никак нельзя.

Кстати, с Толстым у меня сложились интересные отношения. «Войну и мир» я прочитал быстро, за 2 дня — затянуло. Хотя взялся за четырехтомник, потому что в школе задали: надо было готовиться к экзаменам. Сегодня человека 16-ти лет заставить добровольно прочитать столь длинный роман сложно — у людей клиповое сознание, и «бензин» часто заканчивается уже после прочтения одной-двух страниц. Нам все-таки в этом смысле было проще.

Еще помню как читали журналы «Знамя», «Юность», «Новый мир». Шаламов, Жигулин, Солженицын, Войнович, Шатров и Довлатов ждали нас только там. В книжных магазинах таких авторов было не найти.

***

Гуманитарный лицей, где я учился, конечно, повлиял на мое пристрастие к чтению. Безусловно, у нас были очень сильные преподаватели. После уроков Елены Георгиевны Новиковой не полюбить литературу было просто невозможно! Хотя, как ни странно, никто из нашего класса не связал свою профессию с лингвистикой или литературой. А мировую художественную культуру нам преподавал Вадим Сергеевич Гурьев — личность поистине легендарная. Когда в 15 лет встречаешь таких людей, то получаешь задел для всей своей жизни. Важно, чтобы было кому увлечь тебя чтением.

После учебы у Елены Георгиевны и Вадима Сергеевича нельзя было не читать, и все мои одноклассники, с кем я общаюсь, люди читающие. Предпочитают разную литературу — от американских бизнес-авторов (Траут, Кеннеди, Талеб) и китайских философов (Сунь-цзы и иже с ними) до фармсправочников и юридической литературы. Но никто не обходится без книг и не только на русском.

***

Гурьев не делал нам скидок на возраст и требовал прочтения и владения материалом очень жестко. За это я ему очень благодарен: именно он привел нас к томам Бокаччо, Мэлори и веселого итальянского бузотера Бенвенуто Челлини, автора книги о своей жизни. Ее в начале интересных и богатых возможностями 90-х можно было использовать как рецепт выживания человека в меняющемся мире и умения ценить себя и свою работу. А еще то, что человек должен быть силен всем — и мозгом, и телом, и душой.

***

Совсем недавно я завершил свое участие в эксперименте по преподаванию литературы в нескольких школах. Начался этот эксперимент с того, что я некоторое время спорил с педагогами о том как нужно вести литературу, жестко увязывая ее с историческим контекстом и желательно синхронизируя с уроками истории.

В спорах истина не родилась, и меня взяла «на слабо» Виктория Александровна Куренкова, предложив провести несколько уроков под ее чутким наблюдением. В итоге в трех школах мне удалось дать несколько десятков уроков в течение учебного года. Кроме того, что один из десятиклассников после моих попыток познакомить ребят с русской литературой впервые записался в библиотеку, я, в свою очередь, чуть лучше стал понимать идущее нам на смену поколение.

Так вот, когда говорят, «новое поколение, они не такие, а вот мы…» — это ерунда! Да, они другие и с русской литературой их надо знакомить хитро, иногда даже провокационно и неожиданно. Когда кругом яркие игры и мультики, надо придумать, как увлечь ребенка серыми страницами толстых томов отечественных писателей, «зацепить». Мне кажется, у меня это почти получилось: через координатную прямую истории (а то и не одну), «веселые картинки», схемы и ребусы.

Я считаю, что чтение для школьников и молодежи — это «таблетка» от телевидения. Телевизор и компьютер вымывает у нас мозги, и только через книги можно прийти к тому, что человек будет мыслить самостоятельно.

Хочется донести это до школьников, хотя это непросто: на первом моем уроке многие дети уткнулись в гаджеты. Меня это задело. Минут через 15 моего рассказа они их отложили и стали слушать, что же этот странный дядька пытается им рассказать. В общем, «вытащил».

Думаю, проблема преподавания литературы в школе — недостаток постоянной динамики, однако если в классе постоянно будет появляться кто-то новый и общаться с аудиторией, особенно интересные люди, спортсмены, актеры, то желание читать обязательно появится. Математику или историю так вести нельзя, а вот литературу можно! В этом предмете главное — научить человека анализировать литературный текст, «ковыряться» в нем, понимать, почему автор так написал. Когда ребенок задумался, у него начинает формироваться свое мнение, пусть неверное, но собственное, и он уже не бревно или зомби, или жертва ипотечного кредитования.

Свои уроки я начал с «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина. Ее обычно дети не любят. А мне было очень просто рассказывать: Салтыков-Щедрин был чиновником, по современной табели о рангах заместителем губернатора в разных губерниях (каковым удалось поработать и мне). Сообщил об этом детям, им стало интересно. Пошли вопросы: «Сейчас все так же, как тогда?», «А что изменилось?», «Какой власти достоин тот или иной народ?». Задумались — здорово.



***

Как я читаю? Перешел на iPad. Раньше говорил, что должен книгу понюхать, полистать, чаем/вином полить и печеньем засыпать. Но года полтора назад я сдался. Теперь редко покупаю бумажные книги, читаю на компьютере. Однако дети мои читают бумажные книги. Пока.

***

Есть ли в провинции, в частности, в Томске, современная литература? Безусловно — да. Вот, например, автор романа «Колокол и болото», томский писатель Владимир Костин. Он преподавал у нас в лицее, хотя и немного. Но его книгу я купил не поэтому, просто хотелось ее прочитать. Считаю, сильная вещь, язык в книге очень «вкусный». То, что написано про Томск, его историю — здорово. В районе Болота я в детстве часто гулял — это моя часть города, я жил неподалеку. Но концовка, написанная, возможно, ради того, чтобы поразить, эпатировать читателей, как мне кажется, могла бы быть сильнее в менее фантастическом завершении. Однако не мне судить.

Я абсолютно уверен: если люди пишут, надо это приветствовать. Даже если вам не нравятся их произведения, все равно это созидательный интеллектуальный процесс, улучшающий человеческую породу как пишущих, так и читающих. Люди вкладывают в строки свою душу. Особенно в небольших городах. Например, «Географ глобус пропил» Алексея Иванова — сильная, хорошая книга. И тут важно начинать с нее, а не с фильма. Всегда советую: не смотрите экранизации до прочтения первоисточника, сначала «снимите» в своей голове свой фильм, отпустите свое воображение, тогда уже перейдете к тому, как это произведение увидели режиссер и сценарист. Например, когда я читаю Шерлока Холмса, то вижу только Ливанова. Нельзя братьев Вайнеров читать и видеть Жеглова не Высоцким. Это великолепные актеры, но их образ сужает внутреннее восприятие книги, не дает посмотреть на ее героев по другому, увидеть их непохожими на исполнителей ролей в экранизации.

***
У меня нет любимых книг. Есть те, которые люблю перечитывать. Булгакова, Стругацких, Орлова.

У Булгакова, естественно, главное произведение «Мастер и Маргарита», хотя люблю «Записки юного врача» — их, кстати, недавно экранизировали. У Стругацких предпочитаю их веселые штуковины, например, «Понедельник начинается в субботу», «Альтиста Данилова» и «Камергерский переулок» Орлова. Считаю, есть определенная эстафета: Гете-Булгаков-Стругацкие-Орлов. Такая вот мистическая линия, остро начинённая социальной сатирой.

Отдельная история для меня — Евгений Гришковец. Его книги очень люблю. Мы почти ровесники, и он в определенной степени, а особенно в «Реках» — камертон поколения. Чувствует, что мы думаем, умеет это упаковать и коротко и эмоционально сказать. Великий человек. Хотя многие считают, что он постоянно пишет одно и то же. Отчасти это, может, и так, но все равно он хорош.

Очень люблю плеяду авторов, произведения которых некоторые литературоведы называют «идишистской литературой», хоть и написано все на русском. Шолом-Алейхем, Зингер, Довлатов, Севела, Бабель. У Зингера предпочитаю рассказы («Бейс-дин моего отца»), у Шолом-Алейхема — «Блуждающие звезды», у Довлатова — «Соло на ундервуде», у Севелы — «Моню Цацкеса» и «Попугая, говорящего на идиш», у Бабеля — «Одесские рассказы». Кстати, что касается Бабеля, не нужно давать читать «Конармию» в нежном возрасте: заснут.

Бывают книги «одноразовые»: прочитал и забыл. К ним я отношу тексты Акунина. Это все же детективы, развлечение. Но в момент, когда их читал, было здорово. Очень талантливая стилизация. А любимая книга у него для меня «Писатель и самоубийство».

Если говорить о литературе нехудожественной, то лет 10 назад меня поразил Стивен Хокинг. Его «Краткая история времени» — это попытка простым языком объяснить всем теорию относительности, историю создания мира и тому подобное. Книга расширяет сознание и примиряет людей с религиозным и нерелигиозным сознанием. Как оказывается, «высокая» наука не противоречит наличию высшей силы.

***

Из деловой литературы мне запомнились «Черный лебедь» Талеба, «Создавая мир без бедности. Социальный бизнес и будущее капитализма» Мухаммада Юнуса, «Маркетинговые войны» Траута. Это книги, которые надо прочитать. Если Талеб пытается расширить рамки мышления, то Траут просто дает рецепты. Не надо изучать огромные тома, которые написали профессора! Я так говорю, потому, что прочитал и толстые, и тонкие книги. Циничные американцы написали простые лаконичные варианты ради того, чтобы было понятно, как действовать. И не стали теоретизировать на много листов.

Интересны тексты как художественные, так и публицистические — Алисы Розенбаум (Айн Рэнд), автора «Апологии капитализма», «Атлант расправил плечи». Ее книги, конечно, цепляют, но в рамках ее идеологии я бы, конечно, существовать не хотел. Это гимн экономического ультралибертарианства, а я не его сторонник.

***

У меня есть план по чтению. Когда чувствую, что нужно прочитать определенные вещи, составляю его. Сейчас собираюсь перечитать несколько толстых романов.

«Тихий Дон» я во время учебы только пролистал. Гроссмана и Пастернака буду перечитывать. Многое забылось, хочется как-то по-другому на все посмотреть. Стихи к роману «Доктор Живаго» люблю. Еще за «Фауста» надо наконец взяться.

Уверен, у каждого много читающего человека есть такие книги, которые, кажется, все прочли, а ты нет. Не можешь даже в руки взять.

Таков план. Но я его не всегда придерживаюсь и частенько саботирую, читая совсем не то, что запланировал.

Текст: Мария Симонова

Фото: Мария Аникина