18+
18+
РЕКЛАМА
Креативные индустрии, Культура в Томске, Долгожданный «Ковчег». Передвижной фестиваль театров кукол побывал в Томске Долгожданный «Ковчег». Передвижной фестиваль театров кукол побывал в Томске

Долгожданный «Ковчег».
Передвижной фестиваль театров кукол побывал в Томске

Столько ярких и сильных впечатлений от фестиваля театров кукол у томских зрителей не было давно: последний крупный международный фестиваль в этом жанре проходил в нашем городе еще в 2002 году.

Но недавно театр куклы и актера «Скоморох» им. Романа Виндермана счастливо подружился с творческим объединением «КультПроект». Благодаря этому удалось реализовать несколько творческих замыслов, одним из которых и стал международный передвижной фестиваль театров кукол «Ковчег», прошедший в Томской области с 23 по 29 октября. Среди его участников традиционно спектакли известные, получившие награды крупных театральных форумов.

 

Шаг вперед

 

«Ковчег» — единственный крупный фестиваль без «прописки» в определенном городе. Проект начался в 2008 году:

— Томский фестиваль уже 17-й, каждый раз «Ковчег» принимает новый регион, и всегда он проходит в маленьких городах, — объясняет Надежда Конорева, генеральный директор объединения «КультПроект». — У нас богатая география — от Сахалина до Калининграда. В Сибири мы второй раз: год назад «Ковчег» проходил в Иркутске.

«Участники фестиваля — спектакли, получившие серьезные призы и любимые зрителями. Это не конкурс, не эксперимент, скорее «витрина», «выставка достижений хозяйства». Соня Дурова, программный директор «КультПроекта».

Зачем такое хлопотное дело, как крупный фестиваль, понадобилось «Скомороху», понять несложно:

— Это привлечение внимания к театру кукол, — уверена Лариса Отмахова, директор «Скомороха». — В программе столько интересных спектаклей, мастер-классов, и зрители могли принять во всем этом участие. «Ковчег» — это творческое общение. Последний наш международный фестиваль был в 2002 году. «Безграничный театр» проводился «Скоморохом» два раза, тот проект придумал Роман Виндерман. Для нас важно, что теперь театр, носящий имя Виндермана, опять в обойме, принимает гостей.

«Ковчег» — это шаг вперед. Городу повезло увидеть столько «звездных» спектаклей. Собралось 10 театров и каждый из них уникален! Спасибо «КультПроекту», это наша четвертая общая работа. Прежде была постановка спектакля «Фантазеры», обменные гастроли с Белгородом, скоро начнутся репетиции Владимира Бирюкова, режиссера из Пензы, чьи спектакли выигрывали «Золотые маски».

 

Спектакли

 

«Скоморох» выбрал для фестиваля «Фантазеров» и «Принцессу Турандот», работу белорусского режиссера Олега Жюгжды.

А какие постановки показали нашим зрителям гости «Ковчега»?

— Мы довольно часто возим одни и те же коллективы, на 50–60% афиша передвижного фестиваля повторяется, — говорит Соня Дурова. — В этом году впервые с нами израильский театр «Поезд» и театр Образцова.

Сцены из спектакля «Турандот»

 

Открыл фестиваль японско-чешский проект театр «Нори Сава». Режиссер, художник и актер Нориюки Сава родом из Японии, но много времени проводит в Чехии. Он преподает в Праге, кроме того, там живут его продюсеры. В Томске он представил «Легенды леса», спектакль в японском стиле: лаконичный и без слов.

С помощью крупной, притягивающей взоры куклы актер рассказал историю об одиноком страннике, оказавшемся в волшебном лесу, о тех испытаниях, что выпали на его долю, о подстерегающей его смертельной опасности. После Нории сбросил маску и предложил зрителям несколько забавных историй. Гусеница превращалась в звезду, зонты — в драконов и птиц, а сказка про Красную шапочку была рассказана с помощью средств теневого театра.

 

Театр марионеток «Кукольный дом» из Санкт-Петербурга сыграл две сказки — «Золушку» и «Спящую красавицу». Актриса Элина Агеева одна управляется на сцене со всеми марионетками.

Куклы миниатюрны и красивы, в спектаклях немало иронии. Так, на смотр невест к принцу заявляются девушки из Японии, Персии, России. Наша девушка оказывается… куклой-перевертышем, и внезапно превращается в традиционного русского медведя.

 

Пензенский театр «Кукольный дом» уже с 1989 года возглавляет режиссер Владимир Бирюков (теперь он художественный руководитель). Скоро его постановка появится и в репертуаре «Скомороха». У себя дома мастер работает очень успешно, хотя и часто сетует на невнимание к театру со стороны властей. «Кукольный дом» — лауреат всероссийской премии «Золотая маска».

В Томске гости начали с детского спектакля «Жили-были». Актеры сыграли… монтировщиков, которые разбирали декорации и внезапно обнаружили, что в зале есть зрители («В театре постоянно что-то путают!»). Сказку по мотивам «Машеньки и медведя» придумывают словно на глазах у публики, споря, какой был день и кто их герой. Традиционный сюжет в итоге заметно преображается.

 

Еще большим событием стал спектакль «Кукольного дома», рассчитанный на взрослого зрителя, «Убить Кароля» по пьесе Мрожека. Артисты в черном и респираторах управляют героями-марионетками.

Жизнь врача меняется мгновенно: только что он неспешно наслаждался вином, поливал из крошечной лейки цветы, как вдруг к нему нагрянули подозрительные пациенты с ружьем, требующие сдать им какого-то Кароля.

Доктор не боец, он быстро ломается (и буквально мельчает, кукла заменяется на более миниатюрную), выдает ближайшего пациента за Кароля и того убивают. Но спасти свою жизнь все равно не удается: совершив предательство врач в финале спектакля застывает на окне, явно намереваясь броситься вниз. А возле стола, на котором разворачивается все действие, распахивается большая дверь, в проем ветер заносит осенние листья.

 

Необычными приемами удивил театр «Матита» (Словения) с авторской работой Матиа Сольце «Счастливые кости». Он обращается к страшной и заманчивой теме — к скелету. В начале спектакля артист сообщает: чтобы играть своими костями ему придется умереть и выпивает яд, а затем стреляется. Кукла-панда сначала опечалена, что ее хозяин умер, затем из маленького гробика начинают появляться различные кости. Их Матиа с легкостью превращает в разных героев.

— Первую кость для этого спектакля я нашел на Юге Абакана, неподалеку от села Абаза. Это было моя первая поездка в Россию, в 2006 году меня позвали на фестиваль, — вспоминает Матиа. — Кость нашел в лесу, местные мне сказали, это от коровы, которая была сожжена во время какого-то ритуала. Я поверил в эту легенду, потом решил собирать кости и сделать спектакль. У меня дома есть даже настоящий череп. Но его я не привез, тогда спектакль смотрится иначе, все как-то меньше смеются. Пока я использую в спектаклях муляж, хотя сам собираюсь завещать свой родной череп своим студентам.

 

«Костюм на заказ» — моноспектакль Орнана Брайера израильского театра «Поезд». Здесь звучит минимум слов, а простые предметы превращаются в волшебные: машинка портного шьет ноты, ножницы становятся балериной, нитка с иголкой — удочкой, а манекен начинает вести себя как живой.

 

Из Петербурга приехал театр Виктора Антонова со своим «Цирком на нитях». Это выступления марионеток, каждая из которых делает свой трюк. Огнедышащий верблюд, кувыркающиеся обезьяны, гимнасты-велосипедисты жонглирующие гирями, фокусник, наливающий воду из кувшина в вазу, где мгновенно вырастает прекрасная роза, факир глотает ножи, огромная восточная танцовщица, вырастающая на голове заклинателя, штангист… Сюрпризов много, а завершается все поклонами под рок-н-ролл.

 

«Снеговик» театра имени С. Образцова — работа миниатюрная, декорации и куклы здесь совсем крошечные. Режиссер Борис Константинов поставил историю о такой неуместной любви Снеговика к печке. Художник Евгения Шахотько создала красивый, вызывающий ностальгию по детству, мир.

Мечтает о печке Снеговик, общается с подвижным лохматым псом-ворчуном, живущем в уличной будке. А рядом — дом, в котором своя жизнь, и крошечные герои качают люльку с младенцем, читают газеты, общаются и снежная горка, с которой катаются мальчишки. Весна неизбежна, и однажды Снеговик тает, тогда и выясняется, что в его «основе» была кочерга, что отчасти иобъясняет тягу к печке.

 

Необычна работа театра формы «Трикстер». Два режиссера, муж и жена Марина Литвинова и Вячеслав Игнатов, придумывают свои увлекательные сказки с помощью зала, не зря спектакль называется «Сказка, которая не была написана». Захотели зрители назвать принцессу Грушей — пожалуйста! Выбрали среди циклопа, великана и Чудо-юда последнее — как пожелают!

В спектакле эффектные, четко отработанные теневые сцены. Девушка прыгает в водоем и превращается в Русалку, герой как жонглер «катает» «луну». В сюжете тоже немало сюрпризов. Выясняется, что можно привыкнуть жить с Чудо-юдом, и не страшно, что странное существо так и не превращается в принца, а главная героиня и вовсе решает уйти из сказки, чтобы каждый новый день не был похож на предыдущий. «Весь мир — это море слов!», — уверена принцесса.

 

Завершился «Ковчег» «Пиковой дамой». Это спектакль Гродненского театра кукол (Беларусь) по мотивам повести Пушкина и оперы Чайковского в жанре мистической мистификации (режиссер Олег Жюгжда). Стол для карт на сцене, взаимодействия актеров и марионеток, чарующая пушкинская ирония и нестареющий язык…

Актриса Лариса Микулич легко преображалась из несносной требовательной старой графини в ангельски покорную Лизавету Ивановну. Марионетки-то были разные, но что голоса принадлежат одной актрисе, поверить сложно. Не обошлось без постмодернизма — Пушкин и Чайковский ведут свою творческую «дуэль» в этой истории, спорят о судьбе Германа и выясняют, сможет ли Лизонька жить после такой травмы или, возможно, она уплывет в новую счастливую жизнь с гондольером.

 

Продвижной передвижной

 

В большинстве спектаклей были задействованы марионетки. Но режиссеры говорят, что не стоит считать это тенденцией современного театра кукол.

— Не все можно привезти за тысячи километров, хотя, по-моему, такая форма обеспечивает тонкий, интимный контакт с маленьким залом, где зритель видит глаза и актера, и куклы, улавливает нюансы в их взаимоотношениях между собой. — считает Олег Жюгжда. — Такие вещи стоят дороже шоу больших кукол.

— Все привыкли, что театр Образцова — это «Необыкновенный концерт», огромный спектакль и другие масштабные вещи, а мы привезли «Снеговика», наивную историю. Мне захотелось показать зрителю, что наш театр — это не только гигантские формы, — объясняет Борис Константинов. — Я люблю «домашний театр». Ты разговариваешь со зрителем негромко и помогаешь понять что-то ценное. Историю о Снеговике у Андерсена я прочел недавно. Она о любви. Я не делю произведения на «для взрослых» и «для детей» у меня все спектакли «От 3 до 99 лет» и каждому зрителю надо что-то дать. И маленькая куколка может заставить тебя плакать, переживать.

Спектакли «Ковчега» были сыграны не только на площадках «Скомороха» и ТЮЗа, но и в томских селах. Кукольники побывали в Тегульдете, Асино, Зырянском, Молчаново. В последнем побывал актер Нори Сава, его местные жители встречали традционно — хлебом и солью.

«Ковчег» — передвижной фестиваль, но он способен помочь городам, принимающим его:

— Когда мы проводили фестиваль в Костроме, им заасфальтировали площадку перед театром, о чем они до этого безуспешно просили 5 лет, — рассказывает Соня Дурова. — Часто режиссеров, гостей фестиваля, потом зовут на постановки, театры — на гастроли. Наш «КультПроект» для этого и работает, чтобы все потом дружили и без нас.

— На нашем фестивале был один из представителей международного фестиваля Предраг Белошевич из Сербии, «Скоморох» получил от него приглашение на участие в фестивале в сентябре 2015 года, — говорит Лариса Отмахова. — Вероятно, мы представим спектакль «Настоящие Бременские музыканты», он был поставлен для европейских гастролей — это музыкальный спектакль без слов. Кукла, актер, пластика, движение, музыка понятно в любой стране мира. Фестивали, такой живой обмен, очень важен, потому что, сидя в Томске, невозможно продвигать свой театр.

 

Текст: Мария Симонова

Фото: Роман Сусленко

Томские новости

В Томске «исследуют» личность Крячкова с помощью цианотипии

11 апреля 2024
Томские новости

Томичам покажут «Картины ускользающего мира» с портретами гейш и видами Фудзиямы

3 апреля 2024
Томские новости

Томский Underground отметит 20-летие серией ярких концертов

2 апреля 2024
Томские новости

Томичей приглашают на юбилейный Тотальный диктант

15 апреля 2024
Томские новости

Томичей приглашают на театральный вечер — гид по литературному Петербургу начала XX века

8 апреля 2024
Креативные индустрии

Как делают хорошее кино. Кинопродюсер Наталия Клибанова о создании «Мастера и Маргариты», региональных поисках киноиндустрии и впечатляющих томичах

21 марта 2024
Томские новости

Томичей приглашают на моноспектакль о легендах свердловского рок-клуба

1 апреля 2024
Люди

Самолет в натуральную величину и премьера в аэропорту. Как томичи готовят спектакль-перформанс о выдающемся летчике Харитоне Славороссове

27 марта 2024
Томские новости

Томичей приглашают поучаствовать в фотоконкурсе «Город-Университет»

11 апреля 2024