18+
18+
РЕКЛАМА
Книги, Книга как искусство. Победители и финалисты конкурса книжного дизайна «Жар-книга» 2014 Книга как искусство. Победители и финалисты конкурса книжного дизайна «Жар-книга» 2014

Книга как искусство.
Победители и финалисты конкурса книжного дизайна «Жар-книга» 2014

«Текст — еще не книга, как мука — еще не пирог» — уверены организаторы национального конкурса и фестиваля книжного дизайна «Жар-книга». Создан он для того, чтобы поддержать дизайнеров и издателей таких книг, которые вызывают у читателей бурные эмоции, помогают им лучше понять основное сообщение за счет умело подобранных художественных и технических средств.

С финалистами и победителями конкурса «Жар-книга» 2014 года могли познакомиться все посетители прошедшей в начале ноября VIII Красноярской книжной ярмарки.

Чем эти книги отличаются от тех, что мы привыкли видеть на полках книжных магазинов, и как книга становится арт-объектом, «Томскому Обзору» рассказал Иван Величко, основатель московского дизайн-бюро «Щука» и участник прошедшей на КРЯКК дискуссии о книжном дизайне.

 

— Эти книги не похожи на те, что лежат в соседних залах на ярмарке: у них есть некий общий лук.

Например, они часто скромничают по части обложки, есть книжка, которая совсем обезобложена, то есть у нее текст начинается прямо с начала.

Напечатана она высокой печатью — таким устаревшим способом, когда сначала делается клише, на него накатывается краска, а потом наносится на бумагу. Сейчас в Москве три типографии используют этот способ, что говорит о его возрождении. Книжка выглядит скромно, но при этом она действительно выдающимся образом напечатана: с гравюрами, вклейками. Оформлена в модернистской традиции, дизайн функциональный и очень простой.

Искусство само про себя разговаривает все время, и мы тоже, грубо говоря, сами про себя все время разговариваем. Вот книжка как объект, что с ней можно сделать? Можно обложку убрать, потому что на самом деле обложки у книг появились только в XIX веке. До этого человек покупал книжку, у нее был титульный лист, а дальше он переплетал ее как хотел. В книжке важен титульный лист, а не обложка, поэтому здесь, собственно, ее и нет. Это такое размышление на тему образа книги, обнажение книжки как события. Мы видим конструкцию, и это важно.

В дизайне многих из этих книг заметна тенденция к обнажению. Вот, например, оголенный корешок. С точки зрения конструкции, это вполне нормально, книга не развалится, и, условно, все книжки можно было бы делать такими. Следующая книга тоже без корешка, ее обложка — это просто картон, который обычно заклеивают бумагой сверху, а здесь мы его видим. Это тоже обнажение приема. Поверх картона здесь тиснение фольгой черной и печать шелко-трафаретом.

Другое направление современного книжного дизайна — тяга к традиционным материалам. Например, вот эта книжка выглядит так, как будто не важно, когда она была издана, в этом году или тридцать лет назад. У нее тоже голый корешок, на котором написано «Ленин» довольно хитрым способом: на краю листов оставлены черные метки в нужных местах, которые собираются в это слово.

Дальше мы видим книгу как будто из 81-го года и по материалу, и по технологии. Все хотят, чтобы это выглядело «как в детстве».

Листы в этой книге можно разрезать, это такая история про как раз интерактивное взаимодействие. Разрезаешь листы, и читаешь текст.

По большому счету, все, что происходит с книгой как машиной для чтения, видимо, логическим образом закончится читалкой какой-нибудь, потому что это самый удобный вариант. После появления айпэдов все ждали рождения какого-то нового жанра — какой-то интерактивной книги с музыкой, плясками… На самом деле это, скорее, наоборот история про быструю доставку контента с помощью разных носителей. В этом плане удобно bookmate устроен: ты, например, читаешь дома на айпэде, поехал на метро — продолжаешь с нужного места читать на айфоне.

 

Книга как арт-объект — это другое, у нее другое предназначение. Строго говоря, это не тейблбук, но это все-таки книжка, которой нужно уделить время.

 

Красноярская ярмарка книжной культуры (КРЯКК) — совместный проект Фонда Михаила Прохорова, Правительства Красноярского края и Администрации города Красноярска, в партнерстве с Международным Выставочно-деловым центром «Сибирь» и Выставочной компанией «Красноярская ярмарка».

Проект носит долгосрочный характер и призван объединить издателей и книгораспространителей из центральных регионов России и городов Дальнего востока, Сибири и Урала. Ярмарка проводится ежегодно, начиная с 2007 года, в Красноярске. В этом году основная тема КРЯККа-2014 — развитие городской среды.
 

Текст, фото: Мария Аникина