18+
18+
РЕКЛАМА
Путешествия, Незнакомый Ливан. Как томский кардиохирург в «Ближневосточной Швейцарии» побывал Незнакомый Ливан. Как томский кардиохирург в «Ближневосточной Швейцарии» побывал

Незнакомый Ливан.
Как томский кардиохирург в «Ближневосточной Швейцарии» побывал

Ливан называют «жемчужиной Средиземноморья» и не зря. На территории этого небольшого ближневосточного государства есть все, что только может пожелать путешественник: бескрайнее море, зеленые склоны, руины древних построек, храмы и монастыри всех возрастов, пещеры, памятники, музеи и прочее, и прочее.

Томский кардиохирург, кандидат медицинских наук Владимир Евтушенко принял участие в Ливанско-Русском медицинском симпозиуме, который состоялся в Бейруте в ноябре. И увидел все чудеса Ливана своими глазами.

— Поездка в Ливан кардинально изменила моё представление об этой стране и людях, которые там живут. Ну и главное — там есть друзья России, которые считают нашу страну своим вторым домом.

Ливан — очень красивая страна, во многом благодаря Средиземному морю, обилию зелени на склонах гор. Это самое богатое государство по водным ресурсам на Ближнем Востоке. По его территории протекает 11 рек, много горных источников, недостатка в воде ливанцы практически не испытывают.

Хороший климат долины Бекаа создаёт идеальные условия для выращивания виноградников, поэтому в Ливане производят очень качественное вино. Первые шато здесь были основаны еще христианами-иезуитами, сейчас их здесь достаточно много. Некоторые, очень большие, производят до нескольких миллионов бутылок вина в год, другие, маленькие, всего несколько сотен бутылок в год. Вообще, виноделие в Ливане уходит своими корнями в древнюю Финикию, вина которой ценили многие римские императоры.

Города поднимаются от моря в гору, причем дома стоят даже на самых верхушках. Зеленые склоны — по сути весь Ливан такой.

История Ливана насчитывает не одну тысячу лет. Страна занимает часть территории, которая много лет назад принадлежала Финикии — процветающему торговому государству древнего мира. Именно финикийцы изобрели пурпур — краску, в цвет которой до сих пор окрашены мантии монарших особ во многих странах мира. Именно финикийцы для ускорения процесса учёта товаров и ускорения процесса торговли изобрели алфавит, тот самый, которым пользуется подавляющее число стран современного мира.

В свое время кто только не побывал в Ливане, завоевать его не пытался только ленивый. До времен Первой мировой войны Ливан находился в составе Османской империи. Но после громкого поражения турок, он отошел ко Франции, хотя получил формальную независимость. В 1943 году французы утратили своё влияние на Ближнем Востоке, благодаря своему поражению во Второй мировой войне, и Ливан официально стал независимым государством.

Ливан долгое время был процветающей страной. Он всегда привлекал туристов, сюда часто приезжали гости из России. Его называли «Ближневосточной Швейцарией» — сильная банковская система помогала Ливану выжить. Весь Ближний Восток хранил свои сбережения в ливанских банках. На территории этого маленького светского государства, территория которого меньше Томской и Московской областей, проживают 17 религиозных конфессий, основными из которых являются христиане и мусульмане. В 1975 году началась гражданская война между местными христианами и мусульманами при поддержке воюющих сторон Палестиной, Сирией и Израилем.

Война длилась 15 лет, потом, наконец, наступил шаткий мир. Но сейчас в стране опять назрел политический кризис.

Бейрут — ливанская столица, главный порт страны.

Бейрут очень пострадал во время гражданской и Ливано-Израильской войны 2006 года, и хотя центр сейчас отстраивают, очень мало квартир там заселены.

Центр Бейрута ночью. На фото — здание парламента Ливана:

Я никогда не думал, что попаду в Ливан. Но в июле на конференции в Барселоне я познакомился с доктором-кардиологом Гази Халаби. Он закончил Российский университет Дружбы народов в Москве, защитил там кандидатскую диссертацию, в настоящее время имеет небольшую кардиологическую клинику в пригороде Бейрута, где и ведет приём. Кроме того, обучается в докторантуре в РУДН. Он посмотрел наш доклад, очень заинтересовался, спросил «Не могли бы вы все это рассказать и у нас на конференции?». Я поинтересовался: а что за конференция? Оказывается, на территории Ливана проживает более 12 тысяч выпускников российских вузов, которые прекрасно относятся к России, свободно говорят по-русски и стремятся повышать свой профессиональный уровень. Для них планировалось в ноябре провести конференцию с участием российских специалистов на русском языке. Я согласился. Но этот разговор как-то подзабылся, а в конце сентября я получил приглашение принять участие в этой конференции в Бейруте.

Гази Халаби — справа:


Из России на конференции было 6 человек — 5 профессоров из Российского университета Дружбы народов, и я — из Томска. Руководителем делегации был известный российский гепатолог, профессор Павел Огурцов. Остальные участники — российские медики и ученые — профессор Ирина Курникова (эндокринология), профессор Юлия Котовская (кардиология), профессор Сергей Чибисов (хронобиология) и Алексей Мартынов (кардиология). Зал примерно на 350 человек к обеду был полным: люди стояли даже в проходах. Все доклады были на русском языке — даже те, которые делали сами ливанцы, тоже были на русском. Многие гости конференции стремились подойти к нам в перерыве и после конференции, пожать руку, поблагодарить за приезд, получить профессиональный совет.

Открытие конференции проходило с участием председателя Клуба выпускников российских вузов в Ливане Раджи Эль Али, а также председателя ассоциации кардиологов Ливана, заместителем председателя Ордера врачей Ливана, заместителя министра здравоохранения Ливана и руководителя Русского культурного центра в Бейруте. А на закрытии конференции присутствовал Посол России в Ливане Александр Засыпкин.


В мае в Ливане планируют провести вторую конференцию, на этот раз уже трехдневную и расширить список тем. Если позовут — поеду.
Закрытие конференции. В центре — Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Ливане Александр Засыпкин:

После конференции мы продолжили знакомство с Ливаном. Один из дней был посвящен визиту на территорию, где проживает еще одна крупная ливанская община — друзы. Друзы — закрытая община, друзом стать нельзя, можно только родиться. Начав свою историю как ответвление мусульманства, друзы очень многое взяли из индуизма, поэтому сейчас эта конфессия стоит как бы особняком.

Музей истории Ливана располагается в бывшем дворце эмира. Дворец сохранён практически в первоначальном облике, выглядит очень скромно. Внутри очень много инсталляций с использованием восковых фигур, изображающих различных знаменитостей, гостей эмира из разных исторических эпох, а также людей, сыгравших важную роль в истории Ливана.

На фото — летний двор эмира:

Другая интересная достопримечательность Ливана — замок Муссы, у него занятная история. Жил-был молодой человек, который решил жениться на девушке. А та в ответ: «Ты нищий, у тебя даже дома собственного нет, я за тебя замуж не пойду». Он сказал: «Хорошо, у меня будет дом, и даже крепость, но ты туда приползешь на коленях». Практически 40 лет он строил эту крепость, куда сделал три двери — маленькую, большую и совсем большую. Через самую большую он должен был въезжать в крепость на коне, через среднюю входить не нагибаясь, а через маленькую можно было только на коленях проползти.

Молодой человек женился, обзавелся семьей, а девушка, которую он когда-то добивался, уехала и обосновалась в США. И однажды он попросил знакомого рассказать ей о том, что здесь, в Ливане, есть красивая крепость, она обязательно должна обязательно увидеть ее и открыть самую маленькую дверь. Женщина приехала в Ливан, ей предложили войти в этот замок, открыв самую маленькую дверь. «А как?». «А вот, вставай на колени и проходи». Женщине пришлось встать на колени и проползти через самую маленькую дверь, где её встретил Мусса.

На фото — открыта средняя дверь в замок:

Этот человек до сих пор жив, раньше сам водил экскурсии по замку. Он собрал огромную коллекцию оружия, наверное, самую большую на Ближнем Востоке: ножи, луки, арбалеты, огнестрельное оружие — одних старинных мушкетов целая гора. В замке много восковых фигур, хозяин их очень любит. Он всего добился, сейчас у него есть все, чего может пожелать человек.

Это самый старый ливанский кедр, ему 3 тысячи лет, его изображение можно встретить на всех деньгах Ливана.

Раньше вся территория Ливана была покрыта такими вот кедрами, однако, будучи предметом торговли, они безжалостно вырубались. Сначала финикийцами — они строили из кедра корабли, торговали древесиной. Затем — турками, когда стали строить железную дорогу. Из этого кедра делали шпалы и уголь для паровозов.

В итоге на весь Ливан осталось около 300 кедров. Размножаются они плохо, очень капризные, чувствительны к внешним условиям, очень медленно растут, плодоносить начинают в возрасте 80 лет.

Многие туристические места в Ливане просто находятся там, где находятся, но некоторые из них весьма труднодоступны. Там есть шикарные пещеры — Джейта Гротто. Высота её сводов — где-то 130 метров, от уровня воды. Своды очень похожи на те, что были во «Властелине колец», где главные герои убегают от орков и демона в подземелье гномов. В этой же пещере огромные сталактиты и сталагмиты, которые в обхвате достигают нескольких метров, а в длину — и до десятков метров.

До большой пещеры мы добирались на фуникулере, пещеры две — верхняя и нижняя. По верхней ты ходишь просто так, ногами, а по нижней тебя везут на лодочке. Но фотографировать там нельзя, камеры забирают сразу на входе.

Эта фигура стоит как раз на выходе из верхней пещеры, когда мы переходим в нижнюю. Она сделана из сталактитов.

Говорят, на территории Ливана самое большое количество развалин римских храмов — больше, чем в самой Италии.

Кстати, в центре Бейрута раскопаны римские термы (бани) — по археологическим меркам они находятся в прекрасном состоянии.

Типичная ливанская архитектура — четырехугольный дом с четырехскатной черепичной крышей. На заднем плане, на склоне горы, виден один из многочисленных монастырей. Столь труднодоступное место для постройки монастыря обусловлено еще гонениями на первых христиан. которые были вынуждены спасаться в горах древней Финикии. Большинство монастырей располагается на севере Ливана, в долине Кадиша. Население здесь, в большинстве своём христианское, в основном, — христиане-марониты, но встречаются и православные поселения.

Также мы побывали в высокогорной деревне, на родине местного святого:

Ливан стал убежищем для первых христиан, они прятались в долинах рек. Христиане основали в Ливан большое количество монастырей, который до сих пор живут, меняясь и перестраиваясь со временем, конечно.

В один из дней нас привезли в затерянный монастырь, к которому ведет крутой серпантин. Пока ехали к нему на автобусе, серьезно опасались, что слетим в пропасть. В этом монастыре есть пещера, куда молодые девушки приходят молиться, чтобы бог послал им ребенка и обязательно оставляют медную кастрюльку. Кастрюль в результате накопилось столько, что их пришлось перенести в музей. Когда мы приехали, несколько кастрюль в пещере уже успели оставить. Кстати, медная кастрюля здесь считается признаком достатка.

На фото — церковь этого монастыря, отчётливо видно, что она построена прямо в скале:

Сложно поверить, но это католический храм — Notre Dame de Lebanon:

Статуя Девы Марии Ливанской рядом с храмом:

А это резиденция патриарха:

На фото — Собор Святого Павла. Как нам рассказал воспитанник местной семинарии — данный храм открыт для всех направлений христианства.

Трапезу ливанцы традиционно начинают с закусок: тертые баклажаны с кунжутной массой, нут, травки всякие. В основном все маринованное и соленое — с лепешками закуски идут на «ура». Потом обязательно мясо — шашлык или кебаб из баранины или курицы, насчет говядины не уверен.

Самый вкусный десерт, который я когда-либо ел. У них это называется «Сок авокадо» — авокадо с медом, сверху сливки:

На территории Ливана находится официально признанный самым древним городом мира — Библ или Библос. Сами ливанцы называют его Джбейл, ему 10 тысяч лет.

Ночной Библос:

На фото — порт города Библос, остатки башен и стен, построенных крестоносцами.

В Библосе находится очень популярный ресторан-музей «Пепе», где собрано множество вещиц со всего света. Пепе — это местный ливанский Жак Ив Кусто — водолаз, археолог, путешественник. В его ресторане побывало огромное количество разных мировых знаменитостей, фото которых с Пепе украшают стены изнутри. Сам Пепе уже ушёл из жизни, но место по-прежнему является знаковым:

В центре Бейрута стоит главная мечеть. Неподалеку от мечети — старейший православный храм и главный храм христиан-маронитов. Когда-то на территории православного храма располагалась древняя школа права, которая гремела на весь мир, потом ее куда-то перенесли и она постепенно прекратила свое существование.