18+
18+
РЕКЛАМА
Город, Городской конструктор, Городской конструктор в Томске.Пример для подражания: как города выходят из кризисов Городской конструктор в Томске.Пример для подражания: как города выходят из кризисов

Городской конструктор в Томске.
Пример для подражания: как города выходят из кризисов

В 70-е годы канадский Ванкувер был на грани банкротства. Но именно в этот период власти решились на кардинальное преобразование города, сделав ставку на то, чтобы превратить его в самое удобное место для жизни. Таким образом они надеялись повысить статус Ванкувера, привлечь инвестиции и выйти из кризиса.

Этот процесс затянулся на несколько десятилетий и, по сути, продолжается до сих пор. Но большой прорыв заметен уже сейчас: издание The Economist трижды присваивало Ванкуверу звание «Лучшего города Земли», а у архитекторов и урбанистов даже появился термин «ванкуверизм».

Хизер Дил, член городского совета Ванкувера, прочитала лекцию в Институте «Стрелка», на которой рассказала, как именно власти преодолели кризис и сделали город удобным для жизни.

 

— Одна из главных проблем современных крупных городов в том, что они постепенно разрастаются, занимая все больше новых территорий. Отчасти это связано с тем, что люди стремятся жить в пригороде, где могут быть ближе к природе. При этом на работу им все равно приходится ехать в центр. Таким образом, город обрастает не только новыми территориями, но также дорогами и скоростными шоссе. В этом плане Ванкуверу повезло: он окружен горами на севере, полями на востоке, проливами на западе, а в южной части города проходит граница с США, поэтому быстро разрастаться он не мог. Но власти Ванкувера хотели полностью исключить эту возможность, поэтому в 1986 году разработали программу, которая поощряла переезд жителей в центр. В рамках этой программы в деловой части города появилась жилая застройка из так называемых podium towers. Этот тип высоток состоит из двух частей: широкий «подиум» высотой от двух до семи этажей и 60-этажная башня-небоскреб. Нижняя часть, где обычно располагаются магазины, кинотеатры и торговые центры, может занимать целый квартал. А башни, которые отведены под квартиры, наоборот делают как можно более узкими, чтобы они не закрывали вид на горы и на побережье. Кроме того, в Ванкувере было разбито около двухсот садов и парков, что сделало его одним из самых «зеленых» городов в мире. Все это позволяет его жителям чувствовать себя ближе к природе.

Квартиры в высотках быстро раскупались, и все больше людей переезжало в центр. Поскольку теперь офисы для них стали гораздо ближе, то многие стали отказываться от автомобилей в пользу велосипедов. Чтобы ускорить этот процесс и стимулировать как можно больше людей пересесть на велосипеды, власти Ванкувера стали строить новые велодорожки. Причем ради этого брали не новые участки, а сужали уже имеющиеся автомобильные дороги. В результате около 40% горожан стало пользоваться велосипедами.

Большая часть автомобильных парковок была перенесена под землю, а на их месте в скором времени должны появиться новые жилые дома. Но пока стройка не началась, власти отдали эту территорию для городских огородов и ферм. Продукты, которые на них выращиваются, покупают местные рестораны. Еще один плюс городских огородов в том, что на них работают люди, которым по каким-то причинам сложно трудоустроиться. Таким образом они могут не только заработать денег, но и адаптироваться в обществе.

Одной из главных целей властей Ванкувера было сплотить городское сообщество. Для этого они проводят, например, «День без машин», в течение которого перекрывается автомобильное движение на девяти крупнейших улицах. В этот день большая часть жителей выходит на общую пешую прогулку по городу. Подобные мероприятия полезны и для поддержки бизнеса, потому что во время «Дня без машин» магазины и кафе получают особенно большую прибыль.

Еще один способ заставить людей больше гулять и посещать общественные пространства — это развитие паблик-арта. Например, одна из самых известных статуй в виде дельфина-касатки была поставлена в таком месте, откуда открывается очень живописный вид на горы. Раньше про это место почти никто не знал, а благодаря скульптуре здесь стали собираться и местные жители, и туристы.

Посмотреть полное выступление Хизер Дил можно здесь.

 

Ванкувер не единственный случай того, как город решился на нестандартные меры и в результате смог выйти из кризиса. «Городской конструктор» вспомнил еще четыре удачных примера.

 

Мальмё, Швеция

До 1970-х годов Мальмё был третьим по величине и одним из самых развитых городов Швеции. Однако сильнейший финансовый кризис и сопутствующий ему упадок промышленности, привел к тому, что уровень жизни в городе понизился в несколько раз, а число безработных увеличилось. Власти не стали возрождать промышленное производство, которое, во-первых, уже не выдерживало конкуренции, а, во-вторых, сильно загрязняло воздух. Вместо этого они решили развивать науку, открыв в городе новый университет, и международные связи, построив мост по которому за 25 минут можно добраться до Копенгагена. Также они начали перестраивать инфраструктуру, чтобы сделать город экологически безопасным. Для этого здания стали строить из экосырья, горожан обязали собирать органические отходы и пользоваться возобновляемыми источниками энергии. Благодаря всему этому за тридцать пять лет Мальмё снова превратился в центр экономического развития Швеции.

 

Колорадо-Спрингс, США

В конце 2000-х американский город Колорадо-Спрингс находился в таком упадке, что власти решились на крайние меры — повышение налогов. Новый закон вызвал протест и в итоге не было принят, но в целях экономии было решено отключать по ночам фонари. Тогда жители города предложили свой вариант — они будут выборочно платить за те услуги, которые кажутся им самыми важными, например, за освещение улиц. Это стоило им по 300 долларов с человека, в то время как повышение налога обошлось бы на 100 долларов меньше. Но, они были готовы на то, чтобы отдать большую сумму, но при этом точно знать, на что пойдут их деньги.

 

Свердловск (Екатеринбург), Россия

Социальное движение МЖК (Молодежный жилой комплекс) появилось в СССР в начале 70-х, в период жилищного кризиса. Первый МЖК был основан в подмосковном Королёве в 1971 году, но самым успешным примером стал комплекс, построенный в Свердловске в начале 80-х. Суть движения заключалась в следующем: молодые люди сами строили микрорайон, в котором потом им предстояло жить. Вместе они возвели не только жилые дома, но также детские сады, физкультурный комплекс, школу, поликлинику, дом культуры. Это был один из самых ухоженных районов города, а дворы и подъезды всегда поддерживались в идеальном порядке. Программа закрылась в 1991 году, когда в связи с изменением политической ситуации в стране, она перестала получать финансовые ресурсы.

 

Бутчюрки, Швеция

Бучюрки — это небольшой город недалеко от Стокгольма, который десять лет назад находился в состоянии финансового кризиса. Одной из самых серьезных проблем была безработица, особенно среди мигрантов. Профессор Стокгольмского университета Петер Энглен при поддержке властей выкупил заброшенную промзону и основал на ее месте творческий кластер — «Субтопию». За десять лет она разрослась до размера деревни, в ней появилась цирковая школа, студии танцев, дизайна и звукозаписи. «Субтопия» не только дала возможность развивать творческие способности, но и обеспечила многих жителей города рабочими местами.

 

Иллюстрации предоставлены институтом «Стрелка»

Фотографии: Kyle Horne, Linda N, Steve Chou, Ha?kan-Dahlstro?m, Andrew-Catellier, Karen, Flickr.com.