Городской конструктор в Томске.
Пример для подражания: как города выходят из кризисов
В
Этот процесс затянулся на несколько десятилетий и, по сути, продолжается до сих пор. Но большой прорыв заметен уже сейчас: издание The Economist трижды присваивало Ванкуверу звание «Лучшего города Земли», а у архитекторов и урбанистов даже появился термин «ванкуверизм».
Хизер Дил, член городского совета Ванкувера, прочитала лекцию в Институте «Стрелка», на которой рассказала, как именно власти преодолели кризис и сделали город удобным для жизни.
— Одна из главных проблем современных крупных городов в том, что они постепенно разрастаются, занимая все больше новых территорий. Отчасти это связано с тем, что люди стремятся жить в пригороде, где могут быть ближе к природе. При этом на работу им все равно приходится ехать в центр. Таким образом, город обрастает не только новыми территориями, но также дорогами и скоростными шоссе. В этом плане Ванкуверу повезло: он окружен горами на севере, полями на востоке, проливами на западе, а в южной части города проходит граница с США, поэтому быстро разрастаться он не мог. Но власти Ванкувера хотели полностью исключить эту возможность, поэтому в 1986 году разработали программу, которая поощряла переезд жителей в центр. В рамках этой программы в деловой части города появилась жилая застройка из так называемых podium towers. Этот тип высоток состоит из двух частей: широкий «подиум» высотой от двух до семи этажей и
Квартиры в высотках быстро раскупались, и все больше людей переезжало в центр. Поскольку теперь офисы для них стали гораздо ближе, то многие стали отказываться от автомобилей в пользу велосипедов. Чтобы ускорить этот процесс и стимулировать как можно больше людей пересесть на велосипеды, власти Ванкувера стали строить новые велодорожки. Причем ради этого брали не новые участки, а сужали уже имеющиеся автомобильные дороги. В результате около 40% горожан стало пользоваться велосипедами.
Большая часть автомобильных парковок была перенесена под землю, а на их месте в скором времени должны появиться новые жилые дома. Но пока стройка не началась, власти отдали эту территорию для городских огородов и ферм. Продукты, которые на них выращиваются, покупают местные рестораны. Еще один плюс городских огородов в том, что на них работают люди, которым по
Одной из главных целей властей Ванкувера было сплотить городское сообщество. Для этого они проводят, например, «День без машин», в течение которого перекрывается автомобильное движение на девяти крупнейших улицах. В этот день большая часть жителей выходит на общую пешую прогулку по городу. Подобные мероприятия полезны и для поддержки бизнеса, потому что во время «Дня без машин» магазины и кафе получают особенно большую прибыль.
Еще один способ заставить людей больше гулять и посещать общественные пространства — это развитие
Посмотреть полное выступление Хизер Дил можно здесь.
Ванкувер не единственный случай того, как город решился на нестандартные меры и в результате смог выйти из кризиса. «Городской конструктор» вспомнил еще четыре удачных примера.
Мальмё, Швеция
До
Колорадо-Спрингс , США
В конце
Свердловск (Екатеринбург), Россия
Социальное движение МЖК (Молодежный жилой комплекс) появилось в СССР в начале
Бутчюрки, Швеция
Бучюрки — это небольшой город недалеко от Стокгольма, который десять лет назад находился в состоянии финансового кризиса. Одной из самых серьезных проблем была безработица, особенно среди мигрантов. Профессор Стокгольмского университета Петер Энглен при поддержке властей выкупил заброшенную промзону и основал на ее месте творческий кластер — «Субтопию». За десять лет она разрослась до размера деревни, в ней появилась цирковая школа, студии танцев, дизайна и звукозаписи. «Субтопия» не только дала возможность развивать творческие способности, но и обеспечила многих жителей города рабочими местами.
Иллюстрации предоставлены институтом «Стрелка»
Фотографии: Kyle Horne, Linda N, Steve Chou, Ha?