18+
18+
РЕКЛАМА
Город, Путь в Дамаск.Или как жители Мельбурна свою главную улицу в пешеходную превратили Путь в Дамаск.Или как жители Мельбурна свою главную улицу в пешеходную превратили

Путь в Дамаск.
Или как жители Мельбурна свою главную улицу в пешеходную превратили

 
Алексей Козявкин
Основатель проекта «Умный транспорт Томска»
 

Часто смотря на идиллистическую картину многих западных городов, возникает ощущение, что так было всегда, и они с самого начала были построены так, чтобы на них было приятно и удобно находиться пешеходам и велосипедистам.

Но это не так. Все эти города проходили через сложный процесс ломки традиционных воззрений на то, как должен выглядеть город.

Наглядный пример - история улицы Суонстон (Swanston street), расположенной в австралийском городе Мельбурне.

 

Улица Суонстон — одна из главных улиц второго по размеру города Австралии — Мельбурна. Город занял третье место в списке городов пригодных для жизни, опубликованном журналом Monocle.

Улица была заложена в 1837 году и сразу начала играть большую роль в транспортной жизни города. К началу XX века по ней прошла трамвайная линия.

Суонстон стрит в 19 веке

Улица находится в самом центре города. На ней расположено множество исторических зданий, в том числе здание ратуши.

С началом всеобщей автомобилизации Суонсон стрит превратилась в загруженную магистраль, забитую автомобилями.

Так выглядела улица в середине XX века

Более 2/3 автомобильного трафика проходившего через улицу, по подсчетам транспортников было транзитным. Улица была чрезвычайно шумной и загрязненной автомобильными выхлопами.

Уже в 1971 году в городской совет был представлен проект закрытия участка улицы для автомобилей и прокладки подземной линии трамвая. Но он не был одобрен: автомобильное лобби было незыблемо, а проект был чересчур прогрессивным и смелым на то время и был положен в дальний ящик. Улица продолжала оставаться важной автомобильной артерией.

В 1985 году небольшой участок (230 метров) перпендикулярной Свонстон улицы Бёрк стрит (Bourke street) был закрыт для движения автомобилей (оставлен только трамвай). Это был первый опыт Мельбурна по организации пешеходных улиц по примеру европейских городов. Затея была признана удачной. Улица, на которой располагалось множество театров и торговых центров превратилась в очень привлекательное для пешеходов место.

Улица Бёрк в наши дни

В этом же 1985 году участок Свонстон стрит был закрыт для движения автомобилей на целую неделю на время празднования 150-летнего юбилея провинции Виктория. На улице постелили 11 тысяч кв.м. травяного покрытия и пустили туда празднующих.

Реакция горожан на такое перекрытие была очень положительной, так что городской совет решил закрыть улицу для сквозного проезда. Решение было принято в 1991 году, а уже через год была проведена реконструкция улицы с расширением тротуаров и высадкой деревьев на месте бывших автомобильных полос.

Так улица выглядела после 1992 года

 

Но эффект от перекрытия не был таким, как предполагалось. В отличии от Бёрк стрит и от предложения городского совета, на Суонстоне оставили две полосы для автомобильного движения так, что она воспринималась людьми как обычная дорога. В результате мощного напора со стороны автомобилистов, в 1999 году улица вновь была открыта для сквозного проезда с 7 вечера до 7 утра. Таким образом, движение запрещалось только днём. При этом так и не был обоснован транспортный смысл этого открытия. Но улица постепенно теряла атмосферу пешеходного молла и днём. Сначала разрешили сквозной проезд такси, затем после закрытия автовокзала по улице стали передвигаться многочисленные туристические автобусы, создавая помехи движению трамваев и велосипедистов.

 

В результате в городе возник вопрос: вернуть ли полностью автомобильное движение на улицу, либо же окончательно и бесповоротно закрыть её для личных авто, потому что сложившаяся ситуация не устраивала ни автомобилистов ни пешеходов.

 

В прошлом улица была частью транзитного корридора, который связывал разные части Мельбурна, на картах она даже обозначалась как часть государственной автострады № 3. Доводы сторонников запуска автомобильного движения, были логичными.

С другой стороны, город изменился за это время. Были построены альтернативные дороги и мосты для транзитного трафика, а транспортные привычки горожан изменились. В 90-х годах половина жителей добиралась в центр города на автомобиле. К 2004 году 50% приезжало на общественном транспорте, 30% добиралось пешком и лишь 10% приезжало на автомобиле. В 1992 году в центральном округе Мельбурна проживало всего 736 человек. В 2007 году уже 3316. Люди начали возвращаться в центр города. Он перестал быть местом, которое вымирало после окончания рабочего дня. Жизнь продолжалась и вечером.

Все эти факторы позволили бывшему главе департамента дорог штата Виктория Браяну Неджусу заявить: «Эта улица для людей и трамваев. Нет смысла запускать на нем автомобильное движение».

Однако сторонники открытия улицы для автомобильного движения тоже имели сильные позиции. К ним присоединился новый мэр Мельбурна, Роберт Дойль, избранный в 2008 году. Одним из его предвыборных обещаний было возвращение автомобилей на улицу в дневное время.
«Свонстон стрит не похожа на рай для пешеходов. Это скорее провалившийся эксперимент," — утверждал он.

К нему присоединились многие жители города, в том числе влиятельные. Член городского совета Карл Джеттер утверждал что основная проблема — это не автомобили, а велосипедисты: «Мне надоело что вокруг меня постоянно снуют и обгоняют велосипеды».

За перекрытие улицы для автомобилей выступали многие общественные организации, в том числе Ассоциация пассажиров общественного транспорта, местной партии Зелёных, а также организация велосипедистов Bicycle network.

Принять решение помогли исследователи, которые смоделировали разные сценарии. Согласно их посчетам, улицей ежедневно пользовалось 100 000 пассажиров трамвая (это самый загруженный трамвайный участок в городе) и 50 000 пешеходов. Еще до перекрытия улицы количество пассажиров общественного транспорта превосходило количество людей, передвигавшихся по улице на автомобилях. С другой стороны, открытие улицы для круглосуточного движения автомобилей привело бы на неё 28 000 автомобилей в сутки. Таким образом, количество людей, которые пользуются улицей на автомобиле составляло бы всего лишь 18% от количества пешеходов и пассажиров ОТ.

В результате долгих обсуждений с привлечением известных урбанистов, ученых-транспортников, мэр города, мистер Дойль, который изначально был за полную «автомобилизацию улицы», признал что был неправ, назвав историю с дебатами вокруг улицы его «путем в Дамаск», и что теперь он понимает важность развития пешеходной и велосипедной инфраструктуры вместо того, чтобы приводить всё больше автомобилей в центр города.

Решение мэра раскололо жителей Мельбурна на два противоположных лагеря. Чтобы убедиться в этом, достаточно прочитать комментарии к новости о новом плане. Тем не менее, оно было принято и реконструкция началась.

Поперечный разрез новой конфигурации улицы

В процессе реконструкции

 

Что такое Свонстон стрит после реконструкции.

Это участок длиной 1,25 километров, полностью предоставленный пешеходам, велосипедам и трамваям.

Cамая популярная велосипедная улица Австралии.

Улица с самым оживленным трамвайным движением в городе.

Одно из самых популярных мест для проведения городских праздников, фестивалей, парадов и митингов.

Так выглядит Суонстон стрит сегодня

 

Жители Мельбурна сумели превратить свою главную улицу, которая до этого была важной автомобильной связью, на которой располагалось много красивых зданий и точек притяжения, проходящую через центр города в удобное для жизни место. Ничего не напоминает? В Томске тоже есть одна улица, проходящая через центр города, на которой располагаются красивые дома, и даже есть своя ратуша. По ней тоже большинство людей передвигается на общественном транспорте, а автомобильный траффик в большинстве своём транзитный. Она уже сегодня по факту — главный пешеходный маршрут города. Это проспект Ленина.

Найдутся ли в Томске общественные организации и специалисты, которые помогут мэру нашего города пройти свой «путь в Дамаск»? Это зависит только от неравнодушных жителей города! У жителей Мельбурна на это ушло 40 лет. Сколько лет на это уйдет у томичей — неизвестно.

А пока что можно только видеть проблески возможной тихой атмосферной улицы в те дни, когда проспект перекрывают для проезда автомобилей для ремонта коммуникаций. И фантазировать на тему будущей пешеходной улицы.

Например, она может быть такой: