18+
18+
РЕКЛАМА
Городское благоустройство, Как это работает, Как это работает: уборка снега с улиц Томска Как это работает: уборка снега с улиц Томска

Как это работает: уборка снега с улиц Томска

Зимой МУП «Спецавтохозяйство» выполняет целый комплекс работ, направленных на поддержание достойного облика городских дорог, остановок и тротуаров.

Работа ведется в круглосуточном режиме, снегоуборочная техника выходит на улицы Томска в две смены, а рабочий день занятых на уборке снега специалистов длится по 12 часов. Со стороны технология кажется элементарной простой: одна машина собирает снег, другая его вывозит. Но на самом деле уборка снега — процесс достаточно сложный.

Собрать, погрузить, вывезти

В перечень работ по уборке города от снега в первую очередь входит так называемое «разметание» проезжей части — процесс, во время которого специально оборудованная техника избавляется от излишков снега, сталкивая его на обочину. Отсюда его забирают и сгружают в самосвалы снегоуборочные машины. Самосвалы, в свою очередь, вывозят снег на специализированные полигоны. Здесь его «гуртует» бульдозер, чтобы как можно больше снега уместилось на предназначенной для его хранения территории.

Также работники Спецавтохозяйства приводят в порядок остановки и пешеходные переходы. Люди, которые заняты на такой «ручной уборке», счищают снег и с тротуаров, но здесь им на помощь приходят тракторы с щетками и маленькие «диггеры», «мустанги» и «амкадоры». На службе у коммунальщиков состоят грейдеры, помогающие избавиться от снежных неровностей, с которыми не справились «щетки».

Предварительно по дороге могут пройтись пескотрясы, разбрасывающие смесь из соли и песка.

Технология, по которой работает как САХ, так и любые другие хозяйственные службы в других городах, применяется еще с 70-х годов прошлого века. Тут все логично: снег падает, его надо убирать, вывозить, гололед — посыпать песком или солью. Но нововведения появляются постоянно. Например, в нынешнем году в механизированное звено Спецавтохозяйства, которое убирает снег, добавили так называемую технику малой механизации — те самые маленькие снегоуборщики «диггеры» и «мустанги». Маленькие помощники могут разворачиваться на месте и при своих скромных габаритах позволяют очистить труднодоступные места.

Кстати, в этом году вместе с «диггерами» и «мустангами» в звенья стали добавлять и людей с лопатами, которые помогают очистить заборы, столбы, отбойники и так далее.

— На базе «Спецавтохозяйства» работают «диггеры», самосвалы, снегопогрузчики с различным оборудованием — 1,5 кубовыми, двухкубовыми ковшами, либо у них есть дополнительное оборудование, как, например, косые снегоотвалы и бульдозерное оборудование, оно все навесное, — говорит Илья Хуторянский, начальник службы содержания объектов внешнего благоустройства МУП «Спецавтохозяйство». — У нас есть плужно-щеточные автомобили, пескоразбрасыватели. Причем почти все они играют роль «три в одном», то есть, работают в зависимости от поставленной задачи. Сегодня эта машина может очищать от снега город, а завтра уже посыпать дороги песко-соляной смесью.

Техкарты и специалисты

На каждую единицу техники «Спецавтохозяйства» предварительно составляется технологическая карта — список производимых именно этой техникой работ, а также схемы, как эти самые работы должны проводиться. С появлением новых единиц техники появляются и новые карты, соответственно, совершенствуется и качество уборки.

С помощью этих карт специалисты САХ обучают вновь прибывших водителей и механизаторов. Сегодня в штат предприятия постоянно набираются новые люди, обучение проводится постоянно.

На подготовку снегоуборщика может уйти до месяца — первые 3–7 дней с «учеником» будет ездить старший товарищ, который покажет и расскажет, как нужно работать, потом стажер будет набираться опыта самостоятельно под чутким надзором мастера в течение 2–3 недель.

— В процессе уборки много нюансов, о которых люди непосвященные просто не подозревают, — говорит Илья Хуторянский. — Есть такие понятия, как отваливание вала снежного с технической полосы, подрезка прибордюрной части, прилотковой части, остановочного кармана, посадочной площадки и так далее. Снегопогрузчик двигается против движения, грейдер по движению, трактор тоже делает свои первые два прохода против движения, потом пододвигает вал обратно к бордюру по движению. Тот же самосвал должен под снегопогрузчик подходить определенным образом, двигаясь задним ходом, ориентируясь по габаритам, по специальному маячку на боковой части любого из снегопогрузчиков, чтобы знать расстояние. То есть, это довольно сложная цепочка определенных действий, и когда новые люди, поступившие на работу, полностью прошли обучение, на результат их работы приятно смотреть, и все кажется очень легко и просто.

Обученные специалисты объединяются в механизированные звенья, в которые входят автогрейдер, снегопогрузчик, трактор, «диггер», два человека, которые занимаются ручной уборкой и 4–6 самосвалов, в зависимости от погодных условий. Звенья работают круглосуточно, но ночью на улицах их больше, чем днем. Это связано как со снижением плотности движения, так и с тем фактом, что ночью вдоль дорог не так много припаркованных автомобилей.

В дневную смену, в зависимости от погодных условий, выходит 4–6 звеньев, в ночную — 8. На прошлой неделе в условиях аврального режима, причиной которого стал аномальный снегопад (в последний раз такая снежная зима в регионе случилась аж 75 лет назад), ночная смена работала с 18.00, некоторая техника с 19.00 до 7.30. А вся дневная техника выходит на работу с 8.00 до 18.00 вечера. Предприятие всегда работает в две смены, независимо от сезона и погодных условий. Зимой сокращается время отдыха, рабочие смены могут увеличиваться в зависимости от обстановки, порой специалисты спят всего по 3 часа в сутки.

Каждое звено выезжает на конкретный участок с конкретным заданием: определенный участок улицы от точки «а» до точки «б», либо правая или левая, либо обе стороны дороги, в зависимости от изначально поставленных задач. Если первоочередная задача выполнена, а время еще остается, то звено просто двигается дальше, не останавливаясь.

— Для примера можем рассмотреть улицу Шевченко, на участке от Фрунзе и до Елизаровых. При малоснежных зимах ее убирают усилиями двух звеньев. Правую сторону одно звено, левую — другое, — рассказывает Илья Хуторянский. — Таким образом, за одну смену необходимо задействовать в уборке два звена, чтобы полностью убрать улицу Шевченко. Нынешней зимой, буквально сразу после новогодних праздников мы комплексно убирали этот же участок улицы Шевченко, с дорогами, бордюрами, очисткой заборов, с тротуаром, который также вырезался, расширялся и весь этот снег вывозили самосвалами. Здесь работали 6 звеньев, то есть в три раза больше трудозатрат, поскольку очень много снега в этом году.

Трудовые будни

Специалист, выходящий в дневную смену, прибывает на работу в 7.30 утра (в 8.00 он уже должен быть на линии). Он переодевается, проходит медосмотр: штатный врач проверяет каждого на предмет алкогольного опьянения, измеряет давление, слушает сердце, оценивает общее самочувствие — если человек болен или переутомлен, его на линию не выпустят.

После работник берет путевой лист на свой автомобиль, обсуждает с мастером задание, добавляет в случае необходимости новые вводные. Затем специалист направляется в транспортный бокс, принимает свою технику у напарника и выезжает в город. Технику перед выездом осматривает контрольный механик. Если с машиной все в порядке, работник выдвигается на «точку».

Закончив смену, водитель сдает технику контрольному механику, отчитывается о проделанной работе перед мастером, принимает участие в «летучке», на которой принимается или не принимается его работа. После подписания путевого листа, рабочий день специалиста заканчивается.

Техника же после того, как ее осмотрит контрольный механик, вновь выходит на линию. Зачастую машины работают в две смены, что неизбежно приводит к ее быстрому износу, а значит ремонту, что порой мешает вывести на борьбу со снегом все машины.

План и качество

Список улиц и порядок их уборки устанавливаются условиями муниципального контракта, заключенного между Спецавтохозяйством и городской администрацией. В контракт включено обязательное техзадание, согласно ему САХ убирает и вывозит снег с улиц первой и второй категорий, а на улицах третьей категории проводится только прометание и грейдирование.

Улицы делятся на категории по значимости. Если проезжая часть полностью асфальтирована, на ней есть бордюр, асфальтированный тротуар, забор, отбойник, газоны и прочие элементы благоустройства — это улица относится к первой категории. А если это частный сектор, где асфальт есть только в некоторых местах или его нет вообще, то такую улицу отнесут к третьей категории. Во вторую категорию попадают улицы со «средними» данными. Еще один критерий категоризации улиц — прохождение через них маршрутов общественного транспорта. Все дороги, по которым ездят маршрутки, трамваи и троллейбусы относятся к первой и второй категории.

Какие именно улицы нужно очистить в первую очередь решают мастера при объезде города. «Болевые точки» территорий, где необходимо убирать в первую очередь также обозначают и главы районов, а в последние дни и жители города. В первую очередь убирают те места, где снег или наледь могут помешать движению общественного транспорта. Также в план уборки включаются улицы, которые по каким-либо причинам начали очищать от снега, но не закончили. Всю эту работу координирует служба содержания объектов внешнего благоустройства.

Отдельный момент — контроль качества выполненных работ. Его осуществляют несколькими способами. Во-первых, почти вся техника САХ оборудована системами спутникового слежения — в машинах стоят датчики, которые передают их местоположение. Информация поступает на несколько компьютеров, установленных в САХ и в городской администрации. Предполагается, кстати, что в скором времени следить за работой машин смогут все томичи — информация о местоположении техники станет общедоступной.

Второй механизм оценки — прямая визуализация. Здесь контроль качества ведут мастера — люди, которые собирают звено, наставляют работников и обсуждают наряд-задание смены. В смену выходят несколько мастеров. Самый опытный и самый ответственный человек назначается на общее руководство. Между остальными распределяются зоны ответственности: кто какую территорию возьмет, какие смены, и кто будет контролировать выполнение определенных задач. Эти работники докладывают мастеру о проделанной работе, а он вместе с ними контролирует ситуацию в городе — объезжает места уборки, наставляет новичков, выдает задание что-то переделать, если в этом есть необходимость.

За уборкой улиц могут следить и сами томичи. Информацию об улицах, где не была проведена уборка или была проведена некачественно, можно сообщить в диспетчерскую САХ. Ее передадут сообщение руководству предприятия, и на сообщение отреагируют.

Владимир Хан
Заместитель мэра Томска по городскому хозяйству
«Безусловно, в работе специалистов Спецавтохозяйства есть недочеты. Особенно это показал аномальный снегопад, когда за несколько дней была превышена месячная норма осадков. Мы увидели все ошибки, внесли корректировки в работу звеньев САХ, добавили людей на ручную уборку остановок, пешеходных переходов, тротуаров. Обратились к бизнесу с просьбой помочь в вывозе снега. Многие предприятия откликнулись, предоставили технику или взяли на себя обязательства по очистке снега с некоторых городских улиц. Мы нашли вариант с привлечением к уборке студентов. Все 6 государственных вузов города выразили готовность собрать по 30–40 волонтеров для ручной уборки. Студенты будут на безвозмездной основе участвовать в уборке снега с территорий социальных учреждений. Мы предоставим им инвентарь и определим фронт работ. По факту лучшие ребята получат благодарственные письма от мэра. И это будет учитываться при назначении повышенной стипендии. В общем, снег идет, и работа продолжается днем и ночью».

Текст, фото: Егор Хворенков