18+
18+
РЕКЛАМА
Книги, Принцип чтения, Принцип чтения.Юлия Ванева: «Красивые тексты делают людей эмоциональнее» Принцип чтения.Юлия Ванева: «Красивые тексты делают людей эмоциональнее»

Принцип чтения.
Юлия Ванева: «Красивые тексты делают людей эмоциональнее»

На сей раз мы решили выяснить в «Принципе чтения», что думают о чрезмерном пристрастии к книгам и влиянии на нас с самого детства литературы психологи. Заодно мы узнали, что читают те, для кого эта наука стала профессией, и что можно рекомендовать тем, кто интересуется психологией из любопытства.

Наша героиня Юлия Ванеева — психоаналитически ориентированный клинический психолог. С ней мы говорили о совершенно разных авторах, среди которых Фрейд, Винникотт и Пушкин.

 

— В детстве я сама заинтересовалась чтением. У нас дома стояли большие стеллажи с книгами, они меня привлекли. Сначала я книги визуально воспринимала, просто смотрела картинки. Мой папа изучал английский язык, и у него были иностранные издания. Таких ярких, похожих на альбомы, русских книжек в те годы еще не выпускали. Помню историю про приключения львов. Я рассматривала рисунки, а затем даже пыталась переводить английский текст со словарем. Хотя рассказ был похож на комикс с минимумом слов, но мне было трудно, поскольку я в тот момент училась только в первом классе и не знала иностранный язык.

Когда я стала постарше, то меня заинтересовали книги, связанные с физикой, а также с поведением людей. Читала издания, где растолковывались жесты. Мне хотелось понять себя и других, почему люди совершают те или иные поступки.

Также я любила приключения, была в восторге от книг Джека Лондона, Жюль Верна, так воображение работало, когда читала их истории! Мультфильмов в нашем детстве было немного, но зато книги давали возможность фантазировать.

В старших классах я увлеклась поэзией. Читала Александра Пушкина, одно из самых любимых его стихотворений для меня «Соловей и роза». Нравился мне Сергей Есенин, особенно «Дай, Джим, на счастье лапу мне». У Владимира Маяковского обожала его поэму «Облако в штанах». До сих пор она меня поражает! Он не похож на всех остальных поэтов. Казалось бы, и слова не самые красивые в его стихах, но как они задевают эмоционально!

Зачитывалась романами Джейн Остин. Шикарные у нее книги, полные таких переживаний! В них ценятся чувства, человек как личность. Я сейчас про них говорю, и так расчувствовалась, что даже мурашки по коже побежали.

***

Первая из впечатливших меня психологических книг — это «Материнская любовь» Анатолия Некрасова. Там рассказывается, что эта любовь не настолько идеальная, как обычно ее представляют. Часто мать с помощью ребенка пытается реализовать то, что не смогла воплотить в жизнь сама, и при этом она не всегда несет любовь и радость ребенку. Книжка стала важной для меня, хотя к научным я ее не отнесу.

Первая серьезная книга — это «Психодиагностика» Нэнси Мак-Вильямс. Эта исследователь описала типы людей, структуру личности (например, есть истерический тип, нарциссический тип и другие). Это учебник, он написан очень понятным языком, его можно читать не только специалистам, а всем, кто интересуется психологией.

Психоанализ привлек меня не из-за книг, а из-за преподавателя. Она так рассказывала теорию, психоаналитическую концепцию, влияние фиксаций, случившихся в детстве, на психику человека, что я поняла — это направление поможет мне найти ответ на мои вопросы. Тогда я начала изучать соответствующую литературу.

Основоположник направления Зигмунд Фрейд. Читать его тем, кто не связан с психологией, непросто. К примеру, Эрих Фромм пишет значительно легче, его книги ближе к художественным.

***

Читать психологам приходится много: то книги новые выходят, то научные статьи. Психоанализ не стоит на месте, надо успевать получить и осмыслить информацию. Иногда читаешь несколько книг параллельно, что-то просматриваешь по диагонали.

Психоаналитики — это в первую очередь Зигмунд Фрейд, а затем его последователи, в том числе британская школа во главе с психоаналитиком Мелани Кляйн, чьи положения мне близки.
Мелани Кляйн много изучала детскую психологию. Например, она написала важную работу, «Теорию раннего эмоционального развития ребенка». В детской психике ключевые объекты — это родители. Сначала возникает частичный образ, со временем он должен стать целостным. Если этого не происходит, то человек не может построить гармоничные отношения с другими, поскольку переносит на них своих проблемы с родителями. Это формируется буквально с первых дней жизни, очень важны первые три месяца.

 

 

Читать Мелани Кляйн неподготовленному человеку не очень легко, это серьезный психоаналитик, у нее научные тексты.

 

Последовательница Кляйн Анна Фрейд тоже много пишет про детей, но с ней я не во всем согласна. Она строит терапию на том, что надо учить ребенка, говорить ему, что нужно делать, что нужно чувствовать. А Кляйн просто объясняет ребенку, что с ним происходит и помогает пережить эти эмоции. В ее небольшой книге «Детский психоанализ» много практических примеров, она интересно написана, ее можно советовать всем читателям.

***

Сейчас я читаю книжку о взаимоотношениях дочек и матерей «Дочки-матери, 3-й лишний» Каролин Эльячефф, Натали Эйниш. В ней речь идет о том, что материнская любовь часто — компенсация, через дочь мать пытается добиться признания, в итоге у ребенка развивается «ложное я». Это понятие ввел другой психолог, Дональд Винникотт. Ребенок начинает воспринимать себя таким, каким его видит родитель. Но это лживая сущность, не его собственное «я», которое оказывается слабым и редко проявляется. Получается, вся жизнь становится сплошным обманом.

В книге «Дочки-матери, 3-й лишний» мне понравилось термин «матеренит», это невроз материнства. Женщина перестает быть женщиной, она полностью уходит в ребенка. Сегодня много рекламы направлено на то, что надо быть идеальной мамой, постоянно вкладываться в ребенка. В итоге женщина забывает о себе, и с ребенком тоже возникают проблемы. На него ложится очень большая нагрузка и ответственность: он должен соответствовать ожиданиям матери.

Мать, в свою очередь, считает: если у ребенка что-то не получается, значит, это она не достаточно хороша. Вынести этого она не в силах, и злится, усиленно исправляет ситуацию. Ей надо, чтобы дочь пела, была танцовщицей, отличницей, выигрывала конкурсы красоты. Возникает ложное понятие успеха. Смысл не в этих достижениях, надо наполнить ребенка любовью, окружить заботой. Дочь хотят сделать успешной, красивой, преуспевающей, в итоге внутри у нее пустота. Тогда рождается желание заполнить эту бездонную пустоту, начинается непрекращающийся процесс замещения. Так возникает шопоголизм, проблемы с питанием (булимия, анорексия). Они связаны с желанием себя наполнить.

Полагаю, книжка вызовет массу противоречивых отзывов. Матери, которые узнают себя, будут возмущены. Их можно встретить очень часто — на любой детской площадке. Они не отходят от своего ребенка, у него нет свободы. Дети кричат и ревут — те, кто еще может сопротивляться.

В таких ситуациях жалко и детей, и матерей, чья жизнь проходит в постоянной тревоге и стремлением стать идеальной.

***

Дональд Винникотт, автор «Разговора с родителями» — детский психотерапевт, психоаналитик. Он обсуждает с родителями, что можно делать, что нельзя. Этот ученый склоняется к тому, что ребенка всегда надо выслушать, и подтвердить его состояние. Мама не покупает котенка? Это грустно. Папа тебя не замечает? Печально. Винникотт пишет о том, что дети — это не какие-то «недочеловеки», они такие же люди, как и взрослые. Нужно к ним соответственно относиться, уметь их выслушивать.

Психоаналитик полагает: нет такого понятия, как «дитя», только «дитя и мать», такая между ними тесная связь. До 3-х лет сохраняется сильная привязанность. Ребенок познает все о мире и о себе только через мать, настолько она для него важна.

***

«Окна в мир ребенка» Вайолет Оклендер — книга, где много описаний практики. Она очень легко написана, понятным языком. Оклендер — детский психотерапевт, она разбирает случаи из своей практики, как себя чувствует ребенок в той или иной ситуации. Родителям это поможет увидеть, что детей многое волнует. Некоторые незначительные для взрослых переживания, ситуации для детей могут быть очень важными. Книгу можно рекомендовать родителям, кому хочется наладить контакт со своими детьми. Если не получается с помощью слов, то можно попробовать совместные дела — лепить, рисовать, играть вместе, что и предлагает психоаналитик.

***

Художественную литературу я в последнее время успеваю читать только своему ребенку. Отметила, что сейчас многие детские книги скудны с точки зрения эмоций. Сказки на новый лад переделаны, воображению там не за что зацепиться. Я предпочитаю книжки из 80-х, там сказки подробнее и красивее оформлены, это полезнее для ребенка. В современных вариантах все иначе, все быстро. Герой пришел, увидел, победил — и никаких чувств, описаний, почему он это сделал, никаких красивых переживаний, внутренних терзаний. Ничего нет.

 

У меня возникает сравнение со стилем хай-тек. Прямые холодные линии, пустота… Такая же и детская литература, которая ничего внутри не вызывает и ничего ребенку не дает. Развития внутреннего мира не происходит.

 

Я советую читать детям Пушкина и старые русские сказки.

***

Ребенку я недавно прочла поэму Пушкина «Руслан и Людмила». Наслаждалась слогом, настолько все красиво написано. Язык — он определяет психическое развитие, словарный запас напрямую связан с мышлением, воображением, с чувственной сферой. Если в детстве человек слышит красивые тексты, то сможет стать эмоциональнее.

В «Руслане и Людмиле» мне запомнилось с какой легкостью описывается Людмила, ее печаль и радость, сила ее отношений с Русланом. Ценность первого опыта, когда и девушка, и мужчина чисты, невинны. Ценность их чувств. Как они готовы пройти через все испытания, все вынести и быть вместе.

Что мы можем сказать об авторе, если он так пишет о чувствах? Известно, что Александр Сергеевич воспитывался няней. Ему не хватало внимания матери. Результат — компенсация, постоянный поиск идеальных отношений, любви.

Фантазии, мечты о любви женской — они связаны с недостатком материнской любви.

***

В основе почти всех произведений — любовь. Ее человек всегда ищет, испытывает желание, чтобы его любили. Звучит романтично, но на самом деле это печально. Когда кто-то к этому так сильно стремится, значит, в детстве мать дала ему недостаточно любви, его ею не наполнила.
Если говорить о романах, где пишут про безумную любовь, где герои жить без кого-то не могут, неразлучны, как ниточка с иголочкой, то это уже зависимость, а не романтические отношения. Когда возлюбленный ушел, и весь мир героини сразу же разрушился, значит, она была внутри отчасти неполноценной, замещала пустоту другим человеком.

***

Чрезмерный уход в чтение, когда оно полностью захватывает и расстаться с книжкой совершенно невозможно, говорит о том, что человеку не хватает эмоций в жизни. Между тем реальная жизнь проходит, пока мы обитаем в книгах или сериалах. Во время чтения удается многое почувствовать, чего нет в жизни. Многие представляют себя на месте героев книжек, завидуют им. Это желание компенсировать отсутствие у себя этой насыщенности жизни. Если человек полностью поглощен книгами, то ему стоит задуматься.

 

Текст: Мария Симонова

Фото: Мария Аникина