Культобзор. 5 событий января в Томске
Что нужно было смотреть, где стоило танцевать и чем проникаться в январе в Томске?
Яна Казанцева выбрала для «Томского Обзора» пять самых субъективно значимых городских культурных событий первого месяца 2015 года.
Аэлита и «Мамочка»
В середине января весь мир заговорил про кино: одни обсуждали прошедшие Канны, другие — еще не вышедшего в прокат «Левиафана» или стартующий в Юте «Сандэнс».
А в Томск тем временем привезли «Мамочку» Ксавье Долана. Именно этот молодой канадец разделил приз жюри Каннского кинофестиваля в январе 2015 года со стариком Годаром. Показы прошли в «Аэлите», при полном зале почти во все дни проката.
Автор, Ксавье Долан, снял уже четыре фильма, и каждый из них был отмечен солидными фестивальными наградами.
Действие новой картины происходит в ближайшем будущем в Канаде и замкнуто в пределах одной семьи: мамы и сына. По новому закону родители могут беспрепятственно сдавать детей с нестабильной психикой в соответствующие больницы, похожие на тюрьмы. Вокруг этого допущения выстраивается сложная эмоциональная дилемма: есть ли предел у любви, материнской и сыновней. Отношения героев находятся в предынцестной стадии, но матери и сыну в последний момент удаётся поймать баланс и оставить между собой традиционное распределение родственных ролей.
Долан — поклонник Франсуа Трюффо. Его первый фильм «Я убил свою маму» был своеобразной вариацией на тему «400 ударов», картины, снятой классиком французской новой волны в 1959 году.
В «Мамочке», следуя традиции Трюффо, квебекский режиссёр вводит нечётное число героев. И встраивает в нагруженные Эдиповым и другими комплексами отношения мамы и сына ещё одну героиню, соседку, чтобы сделать переживаемый героями опыт более сложным и утончённым.
Фильм почти биографический — Долан говорит о личном. И если в первой своей работе «Я убил свою маму» мальчик обвиняет мать, в последней — уже взрослый мужчина, маму прощает и реабилитирует.
Это кино невозможно анализировать и смотреть — его нужно ощущать. При всей утрированной легкомысленности и эмоциональной поверхностности, Долан призывает к неравнодушию, это главная его тема.
Бёртон в январе
Синефильский январь в Томске продолжил Тим Бёртон. Мастера игрового кино с его новым фильмом «Большие глаза» показали в «Киномаксе». Весь мир увидел картину на экране ещё в декабре, российская премьера пришлась на 8 января 2015 года. Критики всего мира успели восхититься фильмом и поругать его, а Эми Адамс, исполняющая главную роль, получила «Золотой глобус», как лучшая актриса.
На этот раз Бёртон взялся за биографическую драму — фильм рассказывает о жизни и творчестве американской художницы Маргарет Кин. Работы этой сюрреалистической художницы стали очень популярны в
Общественность была введена в заблуждение неспроста: муж Маргарет присвоил себе авторство под предлогом непопулярности «дамского искусства». Большеглазые дети — фирменный стиль художницы Маргарет Кин — 12 лет росли и взрослели с именем непричастного к ним Уолтера. История произошла на пике второй волны феминизма и наделала много шума, когда Маргарет в суде отвоевала своё право на признание. Тогда «её дети», как она называет свои работы, вернулись к ней.
Бёртон интерпретирует историю большеглазых детей со свойственным ему карикатурным юмором. Он шутит на тему современного искусства, модных концептуалистов и критиков с такой пронзительной точностью, что понимаешь: его самого порядком достали
Бёртон саркастично улыбается и отсылает нас к традиции тоталитарного искусства: невзначай появляется периферийный персонаж под именем Чан Кайши. Это же имя носит известный исторический деятель — генерал тоталитарного гоминьдановского правительства Китая, который воевал на стороне традиционных, консервативных ценностей и культуры. В подобных тонкостях — весь Бёртон.
Вопросы, которые задаёт режиссёр, пожалуй, интереснее, чем ответы. Бёртону самому важно отработать тему раздвоения личности художника, поэтому возникает тема мистера Джекила и Хайда. С точки зрения формы появляются несвойственные раннему Бёртону отсылки к хичкоковской геометрии съёмок. Это тоже обработка темы творца и раздвоения личности художника.
История действительно странная и
«Ковчег» в «Прощёное воскресенье»
С точки зрения органичности формы и содержания поразило ещё одно культурное событие января.
Ребята из Студенческого театра СибГМУ «Ковчег» придумали и воплотили старую, волнующую всех вот уже полвека тему в новой интересной форме. Восемнадцатого января театр «Ковчег» показал свою интерпретацию темы отношения ко Второй мировой войне.
Название спектакля, «Прощёное воскресенье», отсылает к самой мотивации создателей спектакля: нам нечего делить уже, кроме мёртвых, нам есть за что друг друга простить и есть о чём поговорить.
Спектакль — это компиляция рассказов о войне разных авторов от Гайдара до Пелевина. С помощью такой формы зритель прослеживает развитие отношения к Великой Отечественной войне и к образу врага в истории. От беспрекословной костной ненависти в рассказе Гайдара до понимания, что война не пощадила никого: ни русский народ, ни немецкий.
К сожалению, до сих пор в российском обществе отсутствует честная полемика и по причинам сокрушительных поражений в первые периоды войны, и по причинам катастрофически высоких потерь. Зато присутствует высокая напряжённость по отношению к предмету разговора: «никто не смеет покушаться на святое». Ребята поднимают эту тему и говорят о Второй мировой войне с точки зрения не только святости. Их волнует вопрос свободы слова и исторической достоверности, вопрос возможности честного и чуткого диалога на эту тему.
«Барто» в «Засаде»
На четвёртом месте в списке событий января — концерт главной электроклэш группы русской современной сцены «Барто».
Ребята привезли новую программу, правда, были и старые хиты. Пока театралы обмахивались программками,
Танцы разогрели зал
Они появились в 2007, тогда, когда нужно было появиться, и сказали то, что хотели услышать все молодые и растерянные.
Они стали культурным явлением. Молодые и растерянные поняли, что вокруг них абсолютно такие же молодые и растерянные, и что думают они также.
Тексты «Барто» разобрали на цитаты для кухонных споров и лекций по культурологии: «Эти люди любят боль, подчиненье и контроль, вместо призрака свободы новый ласковый король», «какой подонок придумал рабство под названием макдональдс», «и всё же хотелось бы видеть поменьше мёртвых детей и умирающих женщин». Образ анархистов и декадентов дополнил их социальное гражданское высказывание и сделал культовой группой современности.
В новом альбоме «Барто», следуя общей тенденции в культуре, постепенно переходят от постмодернизма к неоромантизму, поют элегии про влюблённость в молдаванина и про монстру.
Форма превалирует, музыка архитектурно безупречна, тексты освобождены от идеологической составляющей. «Барто» перешли от высказывания к рассказу. От концепции к нарративу.
Неизменным осталось только желание танцевать и громко петь под «Барто».
Псалтырь в музее
Не каждое утро после
В январе туда привезли иконы. В пятёрку моих личных главных культурных событий выставка попала не только потому, что икон много и они умиротворяют мятущуюся после сатирической педагогики панков душу, но и потому, что я нашла копию иконы, которая висела у моей бабушки в красном углу. Икона Николая Чудотворца, конца XIX века.
Вся экспозиция — это около семидесяти работ, датированных XII — XXI веками: иконы, церковные книги и металлопластика из храмов Томской митрополии, собраний музеев области и частных коллекций. Помимо иконописных образов XIX века в экспозиции есть и литые
В состав экспозиции вошла икона Архангела Гавриила, это работа самого известного иконописца современности, архимандрита Зинона (Теодора), который считается главным продолжателем византийских традиций иконописания.
Поразили и несколько древних книг, привезённых на выставку. Потрогать реликвии, конечно, было нельзя, но даже просто увидеть уже казалось чудом. На выставке есть Диоптра
Там же под стеклом лежит «Книга Златоуст», XIX века и ее ровесник «Псалтырь».
А в планах музея в апреле привезти в Томск большую выставку из крупнейшего в мире собрания иконописи из музея Андрея Рублёва.
Текст: Яна Казанцева
Фото: Антон Франчук, студенческий театр «Ковчег», kinopoisk.ru