Режиссер и драматург Сергей Филиппов.
О приступах стихосложения, ностальгии по Томску и странной стране Чили
В ТЮЗе и Драме идут поставленные им спектакли, в его новых стихах порой звучит ностальгия по Томску. Но сам Сергей Филиппов, режиссер, драматург, поэт, проживает у моря, в солнечной Ялте, и в родные края пока не собирается. Скорее он отправится на постановку в загадочную страну Чили.
Мы выяснили у Сергея как ему живется вдали от родного города, зачем в Чили отмечали
— Сережа, ты окончил ГИТИС, вернулся в Томск, поставил в местных театрах несколько спектаклей («Женщины на закате в отсутствии мужей», «Последнее послание космонавта женщине, которую он
— К творчеству переезд точно не имеет никакого отношения. Мы с женой Леной раздумывали где нам жить после рождения двоих детей. Взяли глобус, покрутили его… Вспомнили, что несколько раз бывали в Крыму, и нам там очень нравилось, особенно южное побережье. Вот и решили переехать, в замечательное место, в Крым. Тогда он был украинским, и мы ничего не имели против — у меня есть украинские корни, а Лена и вовсе родом оттуда. Потом начался весь этот неописуемый майдан, который первые две недели я приветствовал всей душой, а потом
— Тебя не пугало, что театров в Крыму, по большому счету, нет?
— Наверное, это очень легкомысленно звучит, но я об этом не думал. Жизнь — это больше, чем работа. Профессия — только одна из прекрасных ее частей. Мне казалось, что возможность заниматься тем, что тебе нравится — она всегда есть. Я так думал… И я ошибался! Театры здесь, конечно, есть — в Севастополе, в Симферополе, но меня там встретили, образно говоря, противотанковами ежами и колючей проволокой. Здесь моя работа связана с разными, скажем так, околотеатральными вещами. В том числе я пишу.
Фото: Алексей Савранский
— Прошлой осенью ты со своей пьесой «Иван» участвовал в «Любимовке», известном фестивале молодой драматурги. Это для тебя не первая «Любимовка»?
— С драматургией у меня отношения достаточно давние. Я же поступил в ГИТИС благодаря «Любимовке». В 2003 году, когда я работал в Томске врачом и ничего не знал о театре, но писал
— И решил у него поучиться?
— И захотел посмотреть на живого Захарова. Я тогда не знал, что такое экспликация спектакля, которую надо было представить на экзамене. Вообще ничего не знал! Но
— Что это значит?
— Те шесть текстов, что вошли в «Психоночь» читались ночью, в центре имени Мейерхольда, почти
«Психоночь» на «Любимовке»
— На фейсбук ты часто выкладываешь свои стихи, которые я, кстати, читаю с огромной радостью. Речь идет о только что сочиненных вещах, или должно пройти
— Обычно пишу и выкладываю. Иногда сразу же, иногда на следующий день.
— Возможность немедленно получать лайки, отзывы, комментарии
— Мне интересно наблюдать за реакцией людей. Она часто бывает неожиданной. Читателей у моих стихов не так много. Но даже эта небольшая группа делится: некоторые реагируют на один ряд текстов, некоторые на другой. Откуда у художника потребность выставляться? Непонятно, но она есть. Хотя на то, что я буду писать в следующий раз, реакция читателей никак не влияет. Стихи вообще очень странная вещь, они похожи на музыку. Театр — он делается обязательно для людей, ты понимаешь, что взаимодействуешь со зрителем. А стихи, как и музыка, пишутся скорее на себя, это работа со словом, интересная, исследовательская, интуитивная.
— Ты в последнее время публикуешь много стихов. Всегда так пишешь или Ялта, море вдохновляют?
— Не всегда, но иногда бывают «приступы», они продолжаются от нескольких месяцев до нескольких дней. Когда они проходят, то писать тоже интересно, но уже задумываешься «Может, лучше фильм посмотреть?». А когда у тебя «приступ», то таких мыслей нет, ты пишешь и все.
— Недавно у тебя было очень «томское» стихотворение… А ты скучаешь по родному городу, признавайся?
— Конечно!
— То есть, в гости тебя не ждать?
— Очень хочется съездить в Томск, но летом улетать от моря не имеет смысла, а зимой возникает бытовой вопрос: летние скидки на билеты заканчиваются и от нас перелет будет стоить около тысячи долларов на человека. Мы решили, что лучше родители будут прилетать к нам летом отдыхать.
— Но за томской жизнью ты
— Да, я подписан в фейсбуке на группы театров, филармонии, у меня в ленте есть томские друзья, поэтому я знаю много новостей из местной культурной жизни. В театре Драмы, к сожалению, сняли «Последнее послание космонавта женщине, которую он
Сцена из спектакля «Последнее послание космонавта…»
—
— Никакую музыку я не играю. Правда, я сочиняю песни в стиле русский шансон, думаю альбом записать. Нет, он не похож на то, что звучит по «Радио Шансон». Это хулиганство, стеб над русским шансоном. Один раз мы в Ялте выступали с Андреем Плотниковым, он тоже бывший томич. Мы сыграли с ним старые песни, и наши, и других групп. Но это стало возможным не потому, что я с
— Недавно ты побывал в Чили. Что тебя туда привело?
— Это был прекрасный проект, я ездил туда участвовать в подготовке
— Как вы работали?
— Гектор со студентами делал представление по «Маскараду» Лермонтова, а я репетировал с любительскими русскоязычными актерами, с теми, кто хочет выходить на сцену. Мы тоже готовили зарисовки по «Маскараду». Такой был совместный взгляд
В самом начале работы проводился брифинг, где собралась русская диаспора Чили. Надо сказать, в нее в основном входят люди богатые. Активно интересовались юбилеем Лермонтова жены бизнесменов. Их можно понять — дети выросли, мужья работают, женщинам надо
— Какое впечатление осталось от Чили?
— Очень странная страна, я думал, это такая своеобразная Европа на другом конце мира, оказалось, совсем не так. Там долго были у власти фашисты, Пиночет. Это фашизм другой, не такой как мы привыкли, когда сразу вспоминается Гитлер. У них люди и прежде, и сейчас делились на сорта. Все зависит от того, в каком районе города ты живешь. В Сантьяго 27 муниципалитетов, в каждом свой мэр, а общего мэра нет. Везде своя инфраструктура, от больниц до школ. Только университеты общие. Если обитатель бедного района зайдет в богатый, то с ним просто не станут разговаривать. А богатые к бедным точно никогда не заглянут, они даже не пересекают их улиц. Никогда не будет такого, чтобы богатые и бедные люди дружили или влюблялись друг в друга. Врач в Чили никогда не женится на медсестре, это разные классы людей. Если у тебя нет высшего образования, то нет шансов выбраться из бедности, у тебя будет зарплата долларов 600, не больше. А учеба в университете стоит безумно дорого. Зато потом, после университета можно быть в Чили человеком первого сорта. К примеру,
Дороги в Чили идеальные. Они все платные, на каждой машине установлен счетчик, каждый месяц надо вносить платеж. Стоянки тоже платные. У студентов в Чили есть традиционное развлечение — они часто устраивают демонстрации, бросаются коктейлями Молотова, бьют окна, их разгоняет водомётами полиция. Но при этом обстановка, как ни странно, спокойная, во время этих демонстраций серьёзных травм никто не получает, в год во всей стране не больше 10 убийств. Правда, в бедных районах постоянно грабят, даже днем. Организаторы
Еще в этой стране не существует коррупции. Если тебя остановят за нарушение правил дорожного движения, то будут полчаса долго и нудно читать лекцию, что нехорошо так делать. Если будешь слушать и поддакивать, то отпустят, возможно, даже не оштрафуют. А попытаешься дать взятку, сразу наденут наручники и отправят в тюрьму.
Говорят, в Чили хорошо вести бизнес. Нужно выполнять все правила, платить налоги, схемы абсолютно прозрачные, работать одно удовольствие.
— А как в Чили обстоит дело с театрами?
— Их много, театральная культура в стране высокая. Часто проводят фестивали, зовут коллективы на гастроли. Недавно к ним приезжал Театр Наций со спектаклем по рассказам Шукшина, и был принят на «ура».
Сцена из томского спектакля «Женщины на закате в отсутствии мужей». Фото: Томский драматический театр
— Сережа, а как на тебя, творческого человека, повлияло, что по первому образованию ты хирург и достаточно успел поработать по профессии?
— Не знаю. Сказать, что мне в творчестве помогает то, что я был хирургом, не могу. Безусловно, то, что я лечил людей, делал операции — это накладывает определенный опечаток на психику и отражается в творчестве. Но внятно сформулировать, как именно не могу. Медицина — это дело
— В тебе осталась привычка «держать дистанцию»?
— Конечно, это в крови, у меня же родители тоже врачи, сестра врач, муж сестры врач, дядя был врачом… Медицинская семья. Поступление в медицинский — это был осмысленный шаг, насколько вообще возможно в 16 лет осмысленно выбирать профессию. Я учился с удовольствием, и те годы, что работал — мне было безумно интересно, я с благодарностью вспоминаю о том времени. Периодически на меня накатывают мысли: надо бросать заниматься этим непонятно кому, кроме меня, нужным театральным делом и идти приносить людям пользу. Если на чашу весов положить медицину и театр, то, мне кажется, это несоизмеримо…
— А как же душевное восстановление во время хороших спектаклей?
— Чтобы душевно восстановиться, лучше пойти или к психологу, или к религиозному учителю. А в театр ты идешь или книгу читаешь для того, чтобы пообщаться с интересным человеком, актером, режиссером, писателем. Творчество, как я думаю, очень эгоистичное занятие.
Текст: Мария Симонова
Фото: Алена Кардаш, из архива Сергея Филиппова