18+
18+
РЕКЛАМА
Как это работает, Томскнефть ВНК, Трубопроводы «Томскнефти»: более 300 километров ответственности Трубопроводы «Томскнефти»: более 300 километров ответственности

Трубопроводы «Томскнефти»: более 300 километров ответственности

Четвертый цех текущего обслуживания и ремонта трубопроводов и ликвидации последствий аварий — одно из самых маленьких подразделений ОАО «Томскнефть» ВНК. И по числу работников, и по количеству единиц оборудования, и по площади.

В цехе работают около 60 человек. Их главная задача — обеспечение стабильной работы трубопроводов, по которым нефть и газ поступают от скважины к потребителю. А это означает ежедневные многокилометровые обходы, готовность оперативно среагировать на любую ситуацию и большую ответственность.

Под контролем цеха сегодня находятся подразделения Лугинецкого и Герасимовского месторождений. Это как нефтесборные трубопроводы и газопроводы, так и водоводы высокого и низкого давления, которые обеспечивают доставку воды для поддержания пластового давления в скважинах.

При выходе нефти и газа из недр на поверхность, давление в скважине понижается. Чтобы сохранить его на постоянном уровне, в скважину закачивается вода — в объеме, равном объему нефти и газа, которые выходят на поверхность. Это и есть так называемая система пластового давления, которая позволяет сохранить приток нефти и газа на стабильном уровне.

Территория, по которой проходят трубопроводы «Томскнефти», разделена на пять маршрутов, по 60 километров каждый. Осмотр и техническое обслуживание трубопроводов — главная обязанность линейных трубопроводчиков. Непосредственно ликвидацией аварийных ситуации на месте занимаются слесари-ремонтники и электрогазосварщики.

По словам начальника ЦТОРТ ЛПА-4 Валерия Красноперова, в основном в цехе работают специалисты из Томска. Текучесть кадров сегодня небольшая, хотя работа непростая. Вся вновь прибывшая молодежь проходит серьезное обучение «на месте».

Подготовка новичка-трубопроводчика занимает около 1,5–2 лет. А вот на подготовку хорошего сварщика может уйти до 8 лет: три года учебы в техникуме и минимум пять лет работы в цехе.

За пять дней трубопроводчики обходят все участки, по которым проходят трубопроводы. Тип аварий, с которыми, имеют дело работники цеха, как правило, один — разгерметизация трубопровода вследствие коррозии с выходом нефти или газа на поверхность. Обнаружить утечку можно также по показаниям манометров, установленных на узлах врезки: если нефть выходит на поверхность, давление снижается.

В случае обнаружения аварии на место немедленно выезжает оперативная бригада. На время работ проблемный участок перекрывается на узле врезки. Если какое-то количество часть нефти или газа попадает на почву, очисткой занимается бригада ликвидации последствий аварии.

Контролировать состояние трубопроводов специалистам ЦТОРТ ЛПА-4 помогают работники подрядной организации, обслуживающие узлы контроля коррозии. Это стальной образец, изготовленный из того же материала, что и труба. Он спускается в трубу и какое-то время находится в той же агрессивной среде, которая постоянно сохраняется в трубопроводах.

По истечении 2–3 месяцев образец поднимают на поверхность и по его состоянию оценивают степень коррозии и подсчитывают как это может отразиться на трубе. А поскольку в каждой точке месторождения течет «своя» нефть, поэтому и степень коррозии всегда разная.

В распоряжении цеха постоянно находится порядка 20 единиц спецтехники. Это три автомобиля, оборудованных сварочными постами для работ на месте аварии, экскаваторы «Кранэкс», гусеничные вездеходы и бульдозеры (для расчистки трасс), два снегохода «Буран», снегоболотоход Foremost Husky, способный пройти по любой «бездорожной» местности. Есть и простые охотничьи лыжи, которые незаменимы при осмотре на некоторых не очень отдаленных участках.

Cнегоболотоход Foremost Husky

Валерий Красноперов, начальник ЦТОРТ и ЛПА-4

«Новое оборудование мы получаем каждый год. Ни разу за последние 5–6 лет мы не получали одну и ту же технику, новая закупается постоянно. Вот сейчас на Советском месторождении „Томскнефти“ проводятся испытания беспилотников, и если все будет нормально, то, возможно, они будут применяться и на других месторождениях „Томскнефти“. Конечно, это даст хорошую возможность более оперативно реагировать на аварийные ситуации. Но это не означает, что трубопроводчики прекратят свои ежедневные обходы: точно определить где и что случилось беспилотник не в состоянии, к тому же неизвестно как поведут себя беспилотники, например, летом в густой траве. Но человек есть человек. Только он может сказать где и что случилось, сколько нефти или газа вышло на поверхность, так что человеческий фактор исключать нельзя».

Фото: Владимир Дударев