Трубопроводы «Томскнефти»: более 300 километров ответственности
Четвертый цех текущего обслуживания и ремонта трубопроводов и ликвидации последствий аварий — одно из самых маленьких подразделений
В цехе работают около 60 человек. Их главная задача — обеспечение стабильной работы трубопроводов, по которым нефть и газ поступают от скважины к потребителю. А это означает ежедневные многокилометровые обходы, готовность оперативно среагировать на любую ситуацию и большую ответственность.
Под контролем цеха сегодня находятся подразделения Лугинецкого и Герасимовского месторождений. Это как нефтесборные трубопроводы и газопроводы, так и водоводы высокого и низкого давления, которые обеспечивают доставку воды для поддержания пластового давления в скважинах.
При выходе нефти и газа из недр на поверхность, давление в скважине понижается. Чтобы сохранить его на постоянном уровне, в скважину закачивается вода — в объеме, равном объему нефти и газа, которые выходят на поверхность. Это и есть так называемая система пластового давления, которая позволяет сохранить приток нефти и газа на стабильном уровне.
Территория, по которой проходят трубопроводы «Томскнефти», разделена на пять маршрутов, по 60 километров каждый. Осмотр и техническое обслуживание трубопроводов — главная обязанность линейных трубопроводчиков. Непосредственно ликвидацией аварийных ситуации на месте занимаются
По словам начальника ЦТОРТ ЛПА-4 Валерия Красноперова, в основном в цехе работают специалисты из Томска. Текучесть кадров сегодня небольшая, хотя работа непростая. Вся вновь прибывшая молодежь проходит серьезное обучение «на месте».
Подготовка
За пять дней трубопроводчики обходят все участки, по которым проходят трубопроводы. Тип аварий, с которыми, имеют дело работники цеха, как правило, один — разгерметизация трубопровода вследствие коррозии с выходом нефти или газа на поверхность. Обнаружить утечку можно также по показаниям манометров, установленных на узлах врезки: если нефть выходит на поверхность, давление снижается.
В случае обнаружения аварии на место немедленно выезжает оперативная бригада. На время работ проблемный участок перекрывается на узле врезки. Если
Контролировать состояние трубопроводов специалистам ЦТОРТ ЛПА-4 помогают работники подрядной организации, обслуживающие узлы контроля коррозии. Это стальной образец, изготовленный из того же материала, что и труба. Он спускается в трубу и какое-то время находится в той же агрессивной среде, которая постоянно сохраняется в трубопроводах.
По истечении 2–3 месяцев образец поднимают на поверхность и по его состоянию оценивают степень коррозии и подсчитывают как это может отразиться на трубе. А поскольку в каждой точке месторождения течет «своя» нефть, поэтому и степень коррозии всегда разная.
В распоряжении цеха постоянно находится порядка 20 единиц спецтехники. Это три автомобиля, оборудованных сварочными постами для работ на месте аварии, экскаваторы «Кранэкс», гусеничные вездеходы и бульдозеры (для расчистки трасс), два снегохода «Буран», снегоболотоход Foremost Husky, способный пройти по любой «бездорожной» местности. Есть и простые охотничьи лыжи, которые незаменимы при осмотре на некоторых не очень отдаленных участках.
Cнегоболотоход Foremost Husky
Валерий Красноперов, начальник ЦТОРТ и ЛПА-4
Фото: Владимир Дударев