18+
18+
РЕКЛАМА
Городское благоустройство, Как это работает, Зима в городе.Как складируют снег на полигонах Томска Зима в городе.Как складируют снег на полигонах Томска

Зима в городе.
Как складируют снег на полигонах Томска

С первых дней зимы и до самого последнего сугроба коммунальщики вывозят с городских улиц снег в специально оборудованное и не менее специально обслуживаемое место. Это полигон временного складирования снега или попросту — снегоотвал.

На первый взгляд все довольно просто: машины одна за другой привозят и сваливают снег в одном и том же месте. Однако и в этом процессе есть свои тонкости. Какие — разбираемся в нашем материале.

Раз полигон, два полигон

Самые крупные полигоны для складирования снега в Томске находятся на улицах Высоцкого, Мостовой, Московском тракте (за коммунальным мостом) и в поселке Хромовка. Места для будущих полигонов, которые утверждает городская администрация, обязаны соответствовать двум главным требованиям: они не должны представлять опасности для окружающей среды и здоровья людей, но при этом находится на доступном расстоянии.

В день на снегоотвалы сгружают порядка 4 тысяч тонн снега, привозят его несколько томских организаций. В первую очередь это, конечно, «Спецавтохозяйство», однако доля других подрядчиков также ощутима: управляющие компании и ТСЖ, предприятия потребительского рынка и разного рода коммерческие организации. На полигоны свозят снег не только с улиц Томска, но и из пригородных поселков — Тимирязево и Сосновый бор. Оттуда его доставляет субподрядчик САХ — компания САМПО.

Нагрузка на полигоны распределяется равномерно. Например, если САХ усиленно чистит дороги Октябрьского района, то собранный там снег будут отвозить на снегоотвал на улице Высоцкого, если в Советском районе — в Хромовку. Если же уборка идет в Кировском или Ленинском районах — за коммунальный мост.

Талоны на снег

Томские снегоотвалы работают по талонной системе. Один талон выдается на определенное количество снега, например, на 5 тонн. В среднем один талон может стоить около 52–56 рублей за тонну, то есть, выгрузить 5-тонный КамАЗ на снегоотвале обойдется в 260–280 рублей.

«Спецавтохозяйство» убирает улицы города по муниципальному контракту, соответственно его машины проезжают на полигон без талонов, они выдаются другим подрядчикам. Еще часть талонов предприятие передает муниципалитету, который, в свою очередь, распределяет их по районным администрациям. В частности, в январе муниципалитет распределил талонов на 40 тысяч тонн. По этим талонам снег вывозится в первую очередь с территории объектов социальной сферы — школ, детских садов и больниц.

Приобрести талоны на отгрузку снега можно и в САХ. Получают их самые разные городские организации, которым тоже нужно куда-то убрать снег, скопившийся на их территории. Среди постоянных клиентов — «Горсети», «ТомГорТранс», «Газпром» и другие. Покупают талоны и некоторые частные предприниматели.

Работа днем и ночью

Штат работников, обслуживающих каждый полигон, небольшой — всего два-три человека. Пара трактористов отрабатывают смены — каждый по 12 часов. Охранник-контролер проверяет талоны и ведет учет приезжающих грузовиков. Он же дежурит на полигоне круглосуточно (на этот случай здесь оборудованы будки с железной печкой). Таким образом, все томские полигоны работают и днем, и ночью.

Работники полигона не только складируют привезенный снег, но и ведут его строгий учет. Считают снег в тоннах (цифры, конечно, приблизительные). Все снеговозы проходят предварительное взвешивание. Сначала измеряется вес «пустой» машины, затем грузовик делает порядка 7 рейсов, каждый раз при этом проходя через весы. После подсчитывается среднее значение перевезенного техникой груза. На полигоне подсчетом объемов сгружаемого снега занимается охранник.

В зависимости от суточной нагрузки на полигонах работают один-два тяжелых гусеничных бульдозера — они-то и разравнивают груды снега, которые выгружают снеговозы. Специфика работы зависит от особенностей каждого полигона, степени его наполненности и погодных условий. Например, на Хромовке привезенный снег утрамбовывают в несколько «этажей». Для этого плотно утаптывается первый слой снега, затем его заливают водой (чистой) из ассенизатора, чтобы получить еще более плотный слой, а после на него начинают наслаивать уже следующий «этаж». По такой схеме убирают снег и на полигоне на Мостовой.

А вот, например, на Высоцкого действуют по-другому: «свежие» кучи снега сваливают в обрыв. Поэтому одновременно здесь работают два бульдозера — вместе им удобнее сгружать сугробы.

Главная трудность, с которой приходится сталкиваться работникам полигона, — это обильные снегопады, которые, в свою очередь, вызывают скопление очередей из машин у снегоотвалов. Однако открытие четвертого полигона на Московском тракте изменило ситуацию с уборкой снега в городе. До этого снег из Кировского района вывозили на полигон на Высоцкого, что было крайне неудобно. Сейчас полигоны с нагрузкой справляются.

Отдых и подготовка

Работа у снегоотвалов, конечно, сезонная. Весной их начинают готовить к летнему «отдыху» и следующей зиме. Скопившемуся за долгие холодные месяцы снегу «помогают» растаять. В середине весны на полигоны загоняют технику, которая начинает активно его рыхлить, в противном случае ручьи от быстро тающего снега могут затопить близлежащие территории.

Когда снег полностью растает, работники САХа приступают к уборке его последствий — вместе со снегом с улиц Томска на полигоны приезжает большое количество самого разного мусора. После полигон проверяют экологи.

В любом случае полигон после окончания холодов должен быть чистым, чтобы готовым вновь принимать не меньше 4 тысяч тонн снега в сутки.

Текст, фото: Егор Хворенков