18+
18+
РЕКЛАМА
Креативные индустрии, Театральная студия МКЦ ТПУ: играть, меняться и дружить Театральная студия МКЦ ТПУ: играть, меняться и дружить

Театральная студия МКЦ ТПУ: играть, меняться и дружить

Из небольшой аудитории в МКЦ ТПУ, где располагается театральная студия, постоянно раздается громкий смех. Идет работа над сценой драки, и это, очевидно, чрезвычайно весело.

Впрочем, у этих ребят на репетициях весело всегда — такие здесь сложились отношения и общая атмосфера. Не зря некоторые участники даже называют свою любимую студию «оазисом добра и света».

Мы решили узнать подробнее как устроена работа этого оазиса — театральной студии МКЦ ТПУ.

 

Набор без отбора

 

— Каждый год осенью в ТПУ проводит День открытых дверей, у каждого коллектива есть возможность выступить, — рассказывает Лариса Окишева, руководитель театральной студии ТПУ, актриса Северского театра для детей и юношества. — Мы по-разному представляем студию, однажды делали видеоролик, а в прошлом году сыграли фрагмент из спектакля «Женитьба». Те первокурсники, кто заинтересовался каким-то из коллективов, после мероприятия имеют возможность лично встретиться с руководителем и задать все интересующие их вопросы.

Отбора у нас нет, мы не в театральном вузе, актерский опыт ребятам не нужен. Моя задача — развить в человеке потребность открываться, доверяться, получать радость от самовыражения, узнавать себя с новых сторон. Происходит это в хорошей, доброй и давно сложившейся компании: студии 1 марта исполнилось 4 года.

Среди новичков не только первокурсники. Приходят и люди постарше, если бы кто-то из аспирантов или преподавателей заинтересовался студией, то и им были бы рады. Немало в коллективе и представителей других университетов.

Кто же обычно попадает в студию?

— Те, кто хотел себя попробовать в театральном деле, но в школе так и не решился — таких больше всего. Приходят и те, у кого есть опыт занятия в кружках и студиях. Но привелегий они не получают, у нас равноправие, каждый раз — новая работа и все начинается с нуля, — уточняет руководитель студии. — Нет приоритетов и былых заслуг. Те девочки, которые пришли и захотели на сцену потому, что они удивительно красивые, обычно тоже разочаровываются. У нас несколько другая история: надо работать, заниматься, тратиться, позволять себе быть нелепым и смешным.

Елизавета Прохорова в студии новенькая, пришла минувшей осенью:

 — Я давно неравнодушна к театру, думала, к какому коллективу бы мне присоединиться, подруга подсказала, что у нас в ТПУ есть собственная студия, где хороший руководитель, что самое главное, — рассказывает Лиза. — На Дне открытых дверей посмотрела отрывок из спектакля, мне понравилось, поняла, что хочу тоже попасть в эту компанию. Побеседовала с Ларисой Петровной, она меня очень к себе расположила — с ней не чувствуешь себя зажатой. На первом занятии было поразительно много людей, не менее 30. Помню, Лариса Петровна вела тренинг по сценической речи и стояла на диване, чтобы все ее видели. Я думала, как же мы будем заниматься такой толпой, но часть народа быстро отсеялась.

Андрей Кузьмин, староста студии, напротив, «старожил». Он в коллективе больше 3,5 лет, почти с самого его создания.

— Увидел первый спектакль ребят «Из мухи — слона» по рассказам Тэффи, и немедленно пришел сюда! — смеется Андрей. — Чудесная была работа, длилась всего час, мне даже было обидно, что все уже закончилось, хотелось продолжения, второго действия. Потом я посмотрел в Драме спектакль «Васса Железнова», где играла Лариса Петровна и понял, что точно хочу к этой актрисе в студию.

Андрей хорошо помнит, как он впервые пришел на занятие — это было в его День рождения. Тогда он заявил: «Буду читать стихи!» и начал декламировать Роберта Рождественского. Вскоре Кузьмин уже репетировал свою первую роль:

— Я играл 50-летнего мужчину, меня гримировали, наклеивали усы, и все смеялись: «Андрей, ты в этом образе напоминаешь грузинского мужчину, продавца с базара!».

После того как прежний староста студии уехал из Томска, Андрей занял его место:

— У меня есть номера всех студийцев, я сообщаю им расписание и другую информацию, веду группу ВКонтакте, где вывешиваю новости и поздравляю всех с Днем рождения. В основном у меня чисто организационные обязанности.

 

Репетиции и снова репетиции

 

Репетирует студия обычно два раза в неделю: два часа вечером в среду, а в воскресенье — целых четыре. Начинается учебный год с упражнений: так проходят сентябрь и октябрь. Новички осваиваются, «показывают» себя и смотрят на других. И после на репетициях всегда находят 30–40 минут для сценической речи и других технических вещей.

Чем ближе премьера, тем больше приходится работать. Последние две недели перед показом ребята встречаются каждый вечер. Благо есть где работать. Раньше студийцы ютились в «каморке» — небольшом помещении, которое делили с другим коллективом, а теперь переехали в свой собственный кабинет, который им выделил университет. Сюда можно приходить в любое время.

— Конечно, успевать непросто, — признается Андрей. — Но дома перед сном постоянно перечитываю свою роль. Хотя у нас столько репетиций, что волей-неволей запоминаешь текст. У нас когда-то был спектакль, пока мой самый любимый, «Уильям, Уильям, Николай», по отрывкам из произведений Шекспира и Гоголя, так меня хоть ночью разбуди — я до сих пор все свои слова знаю. Когда только начал ходить на занятия, то на сценической речи во время упражнений неловко себя чувствовал, стеснялся крикнуть, сказать что-то, боялся показаться смешным на фоне более опытных ребят. В то время приходил домой и много занимался дополнительно.

— У меня форма обучения очно-заочная, поэтому не было сомнений, хватит ли времени, но, думаю, если действительно захочешь, возможность всегда найдешь, — считает Лиза Прохорова. — Мне важно и общение: после занятий мы обычно не спешим домой, гуляем, говорим о книгах и фильмах. Мне интересно их обсуждать, а с моими друзьями не из студии не всегда это получается.

— Проблем с учебой из-за репетиций не возникает, — уверен Павел Бамбуров. — Мы же вечерами собираемся. Напротив, занятия мне помогают — здесь заряжаешься энергией, забываешь о проблемах и отдыхаешь. Выучить слова для меня не проблема, к волнению перед премьерой привыкаешь. Сложность одна: вживаться в роль, которая не соответствует твоему характеру. Обычно человек берет для своих героев эмоции из собственного прошлого. Мне было непросто играть «грубиянов», чтобы создать нужный образ, я специально просматривал массу фильмов.

Каким бы не было насыщенным личное расписание студийца, ходить на репетиции нужно непременно.

— Я на самосознание ребят рассчитываю, всякие ситуации бывают, понимаю, нагрузка у студентов большая, но если мы вступаем в плотный репетиционный процесс, где актеров некем заменить, то надо понимать: театр — это коллективное творчество, глубокая зависимость друг от друга, — подчеркивает Лариса Окишева. — Студийцы стараются всегда приходить на все репетиции, а в крайнем случае предупреждают меня заранее, чтобы мы, например, поработали над другой картиной.

 

«Мы хотим говорить на вечные темы»

 

На создание декораций и костюмов для спектаклей студия получает пусть небольшую, но финансовую поддержку от ТПУ.

— Мы стараемся минимизировать затраты, бывает, что костюмы, которые удалось сшить, особенно с кринолинами, переходят из спектакля в спектакль, — рассказывает Лариса Окишева. — Когда в прошлом году ставили «Обыкновенную историю» Гончарова, то нам выделили 20 тысяч рублей, мы на эти средства сшили платья для девочек. А мужские костюмы очень дорогие, их мне удалось попросить на спектакль в театре, где я работаю.

Сцена из спектакля «Карточки в альбом»

Один из самых непростых вопросов в театре — распределение ролей. В студии утверждают, что по этому поводу здесь не ссорятся:

— Решение принимает Лариса Петровна, мы делаем этюды, что-то пробуем, высказываем свои предпочтения, а потом она делает выбор, — объясняет Любовь Ковина. — Если ты чем-то недоволен, то поплачь дома, а потом приходи в студию и работай.

Студийцы уверены, что «своей» роли они дождутся:

— У Ларисы Петровны прекрасное чутье, даже когда люди сначала не проявляют себя, она все равно чувствует, какие у них возможности, кропотливо работает с ними, и постепенно человек раскрывается, — говорит Полина Кошкарева.

Сцена из спектакля «Уильям, Уильям, Николай»

Своих «официальных» правил в студии нет, зато есть негласные:

— Мы открыты друг для друга, запрещено зло подтрунивать над другими, хотя шуток, смеха на репетициях всегда много. Процесс всем в радость! — отмечает Лариса Окишева. — У нас много упражнений, где ребята работают по одному. Негативные реплики исключены категорически, это само собой разумеется. Не помню, может, я первым студийцам и говорила об этом, а потом это правило стало передаваться младшим. Либо никому этого даже и объяснять не потребовалось.

В любом театре не обходится без своих увлекательных забавных или не слишком историй. Студия ТПУ — не исключение.

Валентина Бабичева:

— На репетициях мы часто смеемся. Как-то главного героя спектакля «Падение Эдварда Барнарда» Бэйтмана прозвали Бэтмен. В итоге я его на сцене так назвала! Наши, конечно, хохотали. Иногда тексты смешно переделываем. У нас раньше в студии был парень переводчик, пишущий стихи. Мы над Шекспиром в то время работали, так он прекрасно переделывал все монологи и диалоги героев классика, причем в рифму.

Андрей Кузьмин:

— Мы на фестивале «Студенческая весна» как-то играли «Женитьбу», а я перед самым спектаклем на лестнице травмировал ногу. У меня же роль Кочкарева, она предполагает, что герой очень стремительный, носится по сцене, прыгает… Я выбежал на сцену, и от боли давай кричать больше, чем обычно. Сам думаю, лишь бы не хромать… Но зрители нас хорошо принимали, аплодировали, это так подогревало, справился с болью, спектакль сыграли. А потом оказалось, у меня вывих.

На репетиции чувствуется: случайных людей здесь нет. За что студийцы любят свой коллектив и проводят часы на занятиях?

— У нас своя атмосфера! — объясняет Андрей Кузьмин. — За те 3,5 года, что я в студии, состав уже стал другим, ребята заканчивают университеты, разъезжаются, другие люди приходят, но одно неизменно: у нас «тепло». Я, даже если в сцене не занят, все равно иду на репетицию, смотрю, как другие работают. Обстановку, думаю, создает Лариса Петровна. Мы много раз замечали: если собираемся без нее, то не то, она умеет сплотить нас. Коллектив у нас дружный. Прощаемся всегда подолгу, стоим на улице и не можем расстаться. Хотя мы и за пределами студии общаемся. Я работаю в библиотеке, зову ребят на интересные мероприятия. Праздники вместе отмечаем. В новом спектакле мы играем школьников, там есть сцены, где они собираются компанией в лесу или у кого-то дома. Мы решили: надо вживаться в роли, тоже стали чаще встречаться вне репетиций. Стараемся дружить и с теми, кто уезжает, поддерживаем отношение.

— У студии очень талантливый руководитель, она умеет находить общий язык с каждым, — считает Павел Бамбуров. — У нас поэтому даже мысли не возникает что-то не сделать, мы ответственно подходим к процессу. Тем более репетиции — не тяжелая работа, а удовольствие.

Сцена из спектакля «Из мухи — слона»

Как Ларисе Окишевой удается создавать в студии столь вдохновляющую атмосферу, выясняем у нее самой:

— Я могу быть в студии сама собой, ведь я занимаюсь делом, которое люблю, с людьми, которых люблю, — говорит руководитель студии. — ребята это чувствуют — с ними мне удивительно легко! А значит, им со мной легко тоже.

Примерно раз в месяц студия собирается всем составов не для репетиций:

— Мы проводим поэтические вечера, смотрим кино, бываем на концертах оркестра, с которым я сотрудничаю, ходим в театр, — поясняет Лариса Окишева. — Стараемся собираться и обсуждать именно ту работу, которую смотрели вместе, когда мы действительно видели одно и то же (а двух одинаковых спектаклей или концертов не бывает) и можем поделиться впечатлениями.

Сцена из спектакля «Падение Эварда Барнарда»

Обычно студии удается выпустить два небольших спектакля за год. Но повторить показ несколько раз получается не всегда. А в этом году решили выпустить одну премьеру, зато большего масштаба:

— Ребята сами предложили пьесу «Завтра была война», этот спектакль должен идти два действия. Мы решили, что премьеру сыграем в марте, и весной покажем спектакль еще несколько раз, — рассказывает Лариса Окишева. — Обычно репертуар для работы предлагала я сама. Хотелось, чтобы в студии поработали с разным материалом. Мы и за Шекспира брались, и за Гоголя, работали с Тэффи, Чеховым, Гончаровым, Моэмом… Но, конечно, любой будущий спектакль мы обсуждаем вместе. Я приносила однажды ребятам современную, достаточно жесткую пьесу про молодежь, они сказали, что им неинтересно, это не про них. Я не стала настаивать. Поставить спектакль «Завтра была война» они сговорились летом, все прочитали повесть, меня уже «поставили перед фактом».

— Мы обсуждали, в чем хотим сыграть, и выяснили, что многим нравится эта пьеса, — рассказывает Любовь Ковина, один из «старожилов» студии. — Важным для нас было и то, что Лариса Петровна играла в спектакле по этому произведению. Привлекла нас и сама история. У нас уже были постановки, где герои аристократы, сельские жители XIX столетия, люди начала XX века… Теперь захотелось другой стилистики, другой эпохи. Появилось желание еще побыть молодыми, школьниками, как герои «Завтра была война», и на их языке поговорить на вечные темы: о любви, дружбе, ненависти, преданности.

Сцена из спектакля «Карточки в альбом»

— Проект «Завтра была война» для нас уникальный, поскольку вместе с нами, обычными студентами, в этой постановке будут играть Лариса Петровна и актер Илья Гваракидзе. Их участие задает определенный уровень, мы будем за ними тянуться, — добавляет Полина Кошкарева. — Спектакль «Завтра была война» мы бы хотели сыграть на разных площадках, возможно, в одном из театров, если бы удалось договориться. Очень хочется, чтобы спектакли доходили до зрителя, хотя к театру сегодня гораздо меньше интереса, чем к шоу.

 

Своя атмосфера

 

Главный вопрос — меняет ли студия что-то в жизни своих участников?

— Я стал более раскован, общителен, здесь приходится выходить из «зоны комфорта», говорить слова, которые кажутся странными, со временем в них вживаться, это позволяет раскрепоститься, — говорит Павел Бамбуров. — Заметно по новичкам некоторые приходят скромными, бояться сказать что-то не так, а в будущем становятся более открытыми и интересными людьми.

— У меня развился вкус, изменилось отношение к искусству, — констатирует Любовь Ковина. — Я теперь не смотрю плохие фильмы, просто не могу. И канал НТВ не выношу абсолютно.

Мечтают ли студийцы об актерской профессии? Один из выпускников студии, Денис Калитвинцев, теперь учится в театральном институте. Остальные не уверены, что хотят превратить свое увлечение в работу.

— Очень сложно попасть в театральный вуз, еще сложнее там учиться, это титанический труд, нужно затрачиваться душевно и физически, не каждый выдержит, — считает
Полина Кошкарева. — Надо на 100% быть уверенным в том, что хочешь именно этим заниматься.

…Да и удивительная дружеская теплая атмосфера студии вряд ли возможна во многих профессиональных театрах.

 

Текст: Мария Симонова

Фото: Мария Аникина, театральная студия МКЦ ТПУ