18+
18+
РЕКЛАМА
Как это работает, Как это работает: из жизни современной АЗС Как это работает: из жизни современной АЗС

Как это работает: из жизни современной АЗС

Автозаправочные станции — точно отлаженные механизмы, позволяющие круглосуточно поддерживать пульс автомобильных дорог. 

Понять, как устроена жизнь в этом закрытом для многих мире, нам помогла «Гемба для СМИ», которая накануне прошла на одной из томских АЗС «Газпромнефть». 

 

Что такое гемба?

 

«Гемба» (яп. гэмба) — японский термин, обозначающий место, где создается какая-то продукция или предоставляются услуги. Концепция «гемба» принадлежит японцу Масааки Имаи. Он утверждал: для того, чтобы исправить любое положение вещей, необходимо прийти на «гембу», увидеть проблему и принять решение на месте. Одним из основоположников концепции «гемба» в бизнесе является крупный японский автопроизводитель, который внедрил ее на своем предприятии. 

Из числа сотрудников «Газпром нефти» на «гембе» уже побывали и представители высшего руководства, и рядовые менеджеры. Обязательным условием подобных мероприятий является предложение идей и действий, нацеленных на улучшение производственного процесса, повышение эффективности. То же самое предстояло и томским журналистам. Согласно правилам «гембы», представителям СМИ предстояло в течение дня попробовать свои силы в качестве заправщика, оператора и управляющего автозаправочной станции.

 

Начало работы

 

Перед отправкой журналистов на «новую работу», организаторы сначала провели для них экспресс-инструктаж по каждому виду деятельности, а также рассказали о требованиях техники безопасности.

Всего на АЗС существуют четыре основные должности — оператор-заправщик, оператор-кассир, заместитель управляющего и управляющий станции. 

Познакомили нас и с рядом нюансов, о которых, возможно, не знают даже опытные автомобилисты. Например, нам рассказали, кого и как можно заправлять, за сколько метров до топливо-раздаточной колонки необходимо глушить мотоцикл и почему нельзя обслуживать автомобили в грозу. 

Отдельным пунктом инструктажа было разъяснение новой для нашего региона системы постоплаты - на 5 АЗС сети «Газпромнефть» в Томской области автомобили клиентов сначала заправляют, а уже потом производится оплата. 

Пожалуй, самым сложным моментом обучения стало изучение стандартов обслуживания — визитной карточки всех АЗС сети. 

Схема на первый взгляд простая: поприветствовать клиента, выяснить, какое топливо или товар он желает приобрести, презентовать бонусную карту. После повторить вслух заказ, рассчитать гостя, поблагодарить его за визит, попрощаться и пригласить приехать вновь. Ничего сложного, но как только дело доходит до разговора с реальным клиентом, заученные фразы и их последовательность вылетают из головы. 

После инструктажа новоиспечённые работники АЗС облачились в спецодежду и отправились на автозаправочную станцию, расположенную на проспекте Мира, 48а. 

Здесь участников проекта распределили по рабочим местам: за кассы, в торговый зал и к топливораздаточным колонкам. Каждый из нас даже побывал в роли управляющего АЗС. Это, пожалуй, самая хлопотная работа: нужно взять пробы топлива, оценить работу сотрудников, принять товар по накладным, внести его в базу данных, проверить правильность выкладки товара в магазине, проследить за чистотой на всей территории.

 

На АЗС

 

Для журналистов одним из самых интересных моментов практикума стал прием бензовоза. 
Оказывается, при выгрузке топлива из автоцистерны, временно приостанавливается реализация того нефтепродукта, который поступил на АЗС. Поэтому топливо стараются привозить, когда покупателей меньше всего, например, ночью. Любопытно, что бензовозы бывают разными не только по объему, но и по количеству отсеков. То есть, в одной цистерне могут перевозиться несколько видов топлива.

Вместе с оператором мы, стажёры, пришли на площадку слива автоцистерны и посмотрели, как перед приемом нефтепродуктов проверяют их качество. Контроль очень строгий, начинается он с проверки и снятия пломб (каждая — с уникальным номером!), которыми машину опечатали на нефтебазе. Затем необходимо замерить уровень топлива и его плотность, взять контрольные пробы. Эти пробы вместе с паспортом качества топливной партии и пломбами хранятся до прибытия следующего бензовоза (делается это на случай, если возникнет спорная ситуация).

Стоит отметить, что качество топлива перед этим уже дважды проверялось: на выходе с Омского НПЗ и при отправке с нефтебазы. Тем не менее, правила приёма здесь строго соблюдают. Только после того, как оператор убедился, что всё в норме, он дал разрешение на слив.

 
Егор Хворенков
журналист интернет-издания «Томский Обзор»
— Для меня, как и для моих коллег, это был первый опыт участия в подобных мероприятиях, поэтому предположить, что нас может ожидать на «гембе», было невозможно. На АЗС нас встретили приветливо. Отмечу, что сотрудники станции успевали не только отвечать на наши многочисленные вопросы, но и ловко справляться со своими обязанностями. 
Конечно, за 20 минут, отведенных на работу по каждой специальности, полностью не удалось погрузиться в новую профессию, но общее представление о работе на АЗС в целом у нас сложилось.