18+
18+
РЕКЛАМА
Город, Городской конструктор, Городской конструктор в Томске.Город доверия: как научиться жить вместе Городской конструктор в Томске.Город доверия: как научиться жить вместе

Городской конструктор в Томске.
Город доверия: как научиться жить вместе

Если города будут развиваться такими же темпами, как сейчас, то через тридцать лет в них будет жить 75% населения Земли. Сегодня получается так, что чем больше людей живет в городе, тем враждебнее в нем атмосфера.

Лео Холлис, автор бестселлера «Города вам на пользу: гений мегаполиса», прочитал в Институте «Стрелка» лекцию о том, почему ключом к счастливой жизни в большом городе может стать доверие друг к другу. «Городской конструктор» публикует главные тезисы Лео.

Балет тротуаров

В 1961 году нью-йоркская писательница Джейн Джекобс написала всемирно известную книгу «Смерть и жизнь больших американских городов», в которой рассуждала о «балете тротуаров».

«Мистер Халперт отвязывает тележку для прачечной от двери подвала, Джо Корнаккиа выбрасывает из магазина пустые ящики, парикмахер выставляет складной стул на тротуар, мистер Голдстейн выкладывает мотки проволоки, это означает, что его хозяйственный магазин открыт. Этот плавный балет обыкновенной нью-йоркской улицы продолжается дальше: в обеденный перерыв появляется толпа, ранним вечером здесь играют окрестные подростки. И, наконец, день заканчивается приглушенными пением сирены полицейской машины». Она пишет, что в таком городе все время что-нибудь происходит, балет никогда не останавливается. Но он производит спокойное впечатление, а его движение кажется неторопливым. Люди, которые хорошо знают такие оживленные городские улицы, поймут, о чем идет речь.

О чем же говорит нам балет тротуаров? Он говорит о том, что города созданы для людей, а не для зданий, а также о том, что в городе гораздо больше созидания и содействия, чем мы привыкли думать.

Феномен Боготы

Я хочу рассказать про Атанаса Моккуса. Впервые к Моккусу пришла известность, когда его вынудили подать в отставку с поста директора Национального университета за то, что он снял штаны, чтобы привлечь внимание студентов. Акт символической жестокости, как он это называл, вдохновил его баллотироваться на пост мэра, но он отказался вступать в какую-либо партию и предпочел остаться в рамках принципа «никаких п»: никакой публичности, никакой политики, никаких партий, никаких денег (на исп. plata). Он заявлял: «Нельзя улучшить город, повесив на машину наклейку „Я люблю Боготу“. Вместо этого скажите, что ненавидите ее, но сделаете что-то, чтобы ее улучшить».

Когда он победил на выборах и стал мэром, он обнаружил, что городская администрация разорена, полицейские погрязли в коррупции, а 95% преступлений оставались безнаказанными. У Моккуса не было денег на реформы, поэтому ему надо было убедить людей переосмыслить свое поведение. В 1993 году он запустил программу, которая называлась Cultura Cuidadana. Он оделся в костюм супермена, чтобы вдохновить остальных быть «супергорожанами». Он напечатал 350 000 карточек с большим пальцем вверх и большим пальцем вниз, ими люди могли оценивать поведение пешеходов или водителей. Он нанял 220 мимов, которые ходили по городу и пародировали тех, кто неправильно переходил улицы, нарушал спокойствие тихих районов или оскорблял прохожих. В канун Рождества, когда возрастало количество выпитого алкоголя и, как следствие, количество хулиганств, он предложил добровольно сдать оружие, а затем переплавил его в столовые приборы.

История Моккуса — напоминание о том, что мегаполисы часто находятся вне контроля политики, и здесь часто работают совсем другие методы. Поэтому я считаю, что выходом для больших городов может стать социальный урбанизм, который строится на доверии и равенстве.

Как общественные пространства могут спасти от смерти

В июле 1995 года в Чикаго люди радовались тому, что в городе наконец-то стало по-летнему тепло. Они выходили на улицы, покупали пиво и отмечали наступление хорошей погоды. Но уже через неделю, людям стало так невыносимо жарко, что они стали открывать пожарные гидранты с водой, накрывать головы влажными полотенцами, а днем прятаться в бассейнах и прохладных подвалах. Дороги начали деформироваться, а некоторые разводные мосты приходилось поливать водой из шланга, чтобы они как следует закрывались. В конце только первой недели более 739 человек погибло от тепловых ударов, обезвоживания и почечной недостаточности.

В отчете, написанном спустя несколько недель Центрами по контролю и профилактике заболеваний США, сказано, что погибшие не смогли найти помощь или укрытие. Всего пару лет спустя социолог Эрик Клиненберг провел свое собственное исследование. Вместо того, чтобы фокусироваться на ошибках отдельных людей, он стал изучать районы, больше всего пострадавшие в катастрофе. Оказалось, что, если в Северном Лондейле на сто тысяч человек пришлось сорок смертей, то в Южном Лондейле — всего четыре. Почему? Потому что в Северном Лондейле не было ни магазинов, ни парков, ни общественных пространств — никакой уличной жизни. Никакого «балета тротуаров». И, как результат, люди оказались каждый сам по себе. Использование общественных пространств помогает преодолевать проблему неравенства и создает атмосферу доверия друг к другу.

Доверие порождает искусство

Долгое время мы верили в то, что, если дать людям доступ к общим ресурсам, то они не будут о них заботиться и быстро истощат. Но обладатель Нобелевской премии экономист Элинор Остром доказала, что коллективы умеют довольно хорошо распоряжаться имуществом, находящимся в общем пользовании.

У каталонского дизайнера Марти Гуикса есть проект, который называется Sculpt Me Point. Он поставил посреди улицы большой бетонный блок для того, чтобы люди делали с ним все, что хотели. Казалось, что скорее всего люди его сломают или напишут на нем что-нибудь плохое. Что же случилось на самом деле? Пришли четыре скейтбордиста, они увидели этот блок и начали вырезать на одной из сторон огромного слона. Они провели за этим занятием целый день и в результате у них получилось настоящее произведение искусства. Это пример того, что доверие может мотивировать гораздо сильнее, чем контроль.

Один из способов объединить людей в больших городах — это онлайн-сервисы по обмену вещами и услугами вроде Uber или Airbnb. Они, с одной стороны, налаживают контакты между незнакомыми людьми со всего мира, учат их доверять друг другу, а с другой, — обеспечивают честность и безопасность. «Городской конструктор» вспомнил три известных сервиса, которые позволяют делиться вещами, едой и машинами.

Еда

В 2010 году предприниматель Гай Мичлин, путешествуя по Криту, попал на ужин к одной местной семье. Гостеприимные хозяева не только накормили его, но также рассказали о том, как устроена жизнь на острове и посоветовали места, которые обязательно надо посетить. Именно тогда у Мичлина появилась идея создать сервис для путешественников, которым хотелось бы побывать в гостях у местных жителей. В 2012 году вместе со своим бизнес-партнеров он запустил сайт EatWith.

Пользователю надо выбрать город, а затем семью, к которой он хочет прийти на обед. В профиле подробно расписано, что его ждет: мастер-класс по лепке пельменей, готовый ужин из трех блюд или церемониальное чаепитие. Обычно стоимость обеда колеблется от 20 до 200 долларов, в зависимости от сложности блюда и экзотичности ингредиентов. Сейчас больше всего предложений можно найти в Испании, Израиле и Америке, но есть также около десятка участников из России. Для того, чтобы пригласить кого-то на ужин не обязательно быть профессиональным поваром, достаточно уметь хорошо готовить, придумать интересное меню и рассказать о нем представителям EatWith. Кстати, у компании очень строгие критерии отбора, и после собеседования остается только 4% кандидатов.

Вещи и одежда

Наверное, каждому хоть раз приходилось покупать вещь, которая потом много лет лежала без дела и только занимала место в шкафу. Приложение Rentoid позволяет заработать на этом деньги. С его помощью можно сдать или взять в краткосрочную аренду любую вещь, начиная от набора отверток и заканчивая мотоциклом Harley-Davidson или боа из перьев.

Транспорт

Проект «Блаблакар» позволяет найти водителя, который может взять попутчиков до другого города. Стоимость поездки остается на усмотрение владельца машины, но подразумевается, что пассажир оплатит как минимум половину расходов на бензин. Сервис «Довезу» работает по такому же принципу, но обычно им пользуются для поездок в пределах города, когда кого-то надо подбросить до работы или отвезти в магазин. А для тех, кому не нужен водитель, но нужен транспорт, подойдет один из двух сайтов: Getaround, на котором можно взять в аренду машину, и Spinlister, где можно одолжить велосипед.

Читать больше в блоге онлайн-школы городских предпринимателей «Вектор».

Иллюстрации предоставлены онлайн-школой городских предпринимателей «Вектор».

Фото: Институт «Стрелка»