18+
18+
РЕКЛАМА
Как это работает, Свой опыт.Как проходила проверку в ГИБДД Автошкола «Политехник» Свой опыт.Как проходила проверку в ГИБДД Автошкола «Политехник»

Свой опыт.
Как проходила проверку в ГИБДД Автошкола «Политехник»

В августе 2014 года вступил в силу приказ Минобрнауки России, который утвердил новые программы подготовки водителей на территории РФ. А с сентября 2013 года действует постановление Правительства РФ «О лицензировании образовательной деятельности», в котором прописаны новые лицензионные требования к образовательным учреждениям.

В Томске одной из первых подтвердивших соответствие обновленным требованиям, стала Автошкола «Политехник». О том, какие требования предъявляются к современным российским автошколам и собственном опыте «переподготовки» изданию «Томский Обзор» рассказали директор Автошколы «Политехник» Рустам Хажиев и член правления Автошколы «Политехник», а по совместительству преподаватель по основам законодательства в сфере дорожного движения, Евгений Падерин.

 

Новые требования

 

До вступления в силу обновленных правил автошколам для ведения образовательной деятельности был необходим только документ, который выдает Комитет по контролю, надзору и лицензированию в сфере образования Томской области. Прежде лицензию получали сроком до пяти лет, теперь ее выдают бессрочно. После получения лицензии автошкола может обучать водителей: проводить теоретические и практические занятия, принимать выпускные экзамены и направлять кандидатов в водители на экзамены в ГИБДД.

Евгений Падерин, преподаватель по основам законодательства в сфере дорожного движения Автошкола «Политехник»

— Если сравнивать автошколу с вузом, то, по сути, мы также выдаем свидетельство — документ, подтверждающий окончание образовательного учреждения. Но поскольку вождение автомобиля — деятельность, связанная с использованием источников повышенной опасности, эти знания еще подтверждает государственный орган в лице ГИБДД. И если знания кандидатов в водители соответствуют установленным критериям, то выдается удостоверение на право управления транспортным средством.
 

После принятия новых требований к образовательным учреждениям, каждая автошкола страны должна иметь три документа. Первый — это лицензия на право осуществления образовательной деятельности, которая уже имеется у большинства практикующих автошкол. Второй, и это уже новшество, — согласованная образовательная программа, с ГИБДД (орган, в общем-то, необразовательный). 

И третий документ, получить который в силу разного рода факторов автошколам сложнее всего — заключение ГИБДД о соответствии материально-технической базы автошколы утвержденным требованиям. То есть, специально уполномоченные сотрудники ГИБДД обязаны посетить каждую автошколу в регионе и досконально проверить все что есть и чего у нее нет. В этом списке обязательного оборудования (ознакомиться с ним можно, например, вот тут) порядка 30 пунктов, и если «выпадает» хотя бы один, заключение выдано не будет. При этом проверку проходят не только стенды с актуальными правилами ПДД, разного рода мультимедийные и прочие наглядные обучающие материалы, но и автодромы, автомобили и инструкторы.

Таким образом, на сегодняшний день практически у всех практикующих автошкол Томска есть лицензии на образовательную деятельность, но не у всех есть заключение о согласовании с ГИБДД материально-технической базы, а без этого вести прием учащихся и тем более обучать данные организации не имеют права. Помимо всего прочего, введение новых требований не подразумевает никакого переходного периода, то есть, если сегодня новые правила вступили в силу, завтра руководство автошкол уже должно иметь на руках все необходимые документы.

Рустам Хажиев, директор Автошколы «Политехник»

— У тех автошкол, которые получают лицензию после введения изменений, все пойдет в правильном русле: сначала они согласуют материально-техническую базу вместе с программой, а потом подадут документы в Комитет по контролю, надзору и лицензированию в сфере образования Томской области и там получают лицензию. А так как у нашей автошколы лицензия уже была, материальную базу нам пришлось согласовывать после её получения, в этом процессе были свои сложности.
 
 

Переподготовка

 

Проверку и сбор необходимых документов, а также работу по дополнению материально-технической базы в Автошколе «Политехник» начали еще в августе, сразу после вступления в силу соответствующего приказа Минобрнауки России. По словам Рустама Хажиева, по большому счету, все необходимое у автошколы уже было, нужно было лишь провести инвентаризацию, подготовить наглядные и мультимедийные материалы с последними изменениями ПДД, а также купить прицеп (он, как и детские кресла по новым правилам должны быть в каждой автошколе).

Помимо всего прочего большое внимание уделили официальному интернет-сайту организации. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» определен перечень информации, которую должен содержать данный ресурс. Несмотря на то, что у автошколы уже было сайт, его все равно потребовалось доработать. Ознакомиться с ним можно по адресу ap.tomsk.ru.

Провели работу и на автодроме: на асфальтовое покрытие нанесли соответствующую ГОСТу разметку, изготовили и установили знаки. Кроме того, по новым требованиям было необходимо получить заключение о величине коэффициента сцепления колес учебных авто с покрытием и освещенности автодрома.

— При этом, какое ведомство уполномочено выдавать такие заключения, было неясно, говорит Рустам Хажиев. — При приеме документов в ГИБДД на согласование материально-технической базы, возникла необходимость в предоставлении заключения о соответствии коэффициента освещенности и сцепления требованиям. В итоге освещенность автодрома Автошколы «Политехник» оценивала кафедра лазерной и световой техники ТПУ, а коэффициент сцепления проверила организация, занимающаяся проектированием и технадзором за строительством дорог.

В общей сложности на «переподготовку» потребовалось около месяца. Еще два месяца заняла проверка на соответствие Автошколы «Политехник» новым требованиям: документы на согласование материально-технической базы  были поданы в сентябре, а заключение было получена 9 ноября 2014 года.

- На сегодняшний день в ГИБДД не существует отдельного отдела, который бы занимался согласованием программ и обследованием автошкол. Данные функции, по сути, лежат на плечах отдела состоящего из трех человек, которые помимо работы с автошколами еще занимаются своей основной деятельностью. Они обязаны организовать выездную проверку в каждую автошколу, а это может быть и Колпашево, и Кожевниково, и Каргасок, — рассказывает директор Автошколы «Политехник».

Во время «переподготовки» в «Политехнике» продолжали обучение в группах, которые были сформированы накануне вступления в силу новых требований. Нарушений в этом нет: те, кто начал обучение по старой образовательной программе, имеют право и экзамены сдавать по старой образовательной программе.

В связи с нововведениями на 25–30% поднялась стоимость обучения, в автошколе (и теории, и практики). До этого цены держались на одном уровне 3–4 года. При этом, несмотря на то, что количество организаций осуществляющих данную образовательную деятельность  с учетом новых требований уменьшилось, учеников в Автошколе «Политехник» больше не стало. Возможно, говорят в автошколе, это связано и с экономической ситуацией: в 2008 году по количеству учеников также был «провал».

 

Спорные вопросы

 

В связи с введением новых требований с разного рода трудностями столкнулись все автошколы Томска и области. Однако, на наш взгляд, сложнее всего пришлось бюджетным организациям — училищам и техникумам, на базе которых также ведется подготовка водителей. Такие структуры всегда ограничены бюджетом, который принимался еще в прошлом году без учета возможных изменений.

Тем не менее, некоторые образовательные учреждения, не имеющие соответствующих заключений, продолжают обучение, но не выводят своих курсантов на сдачу экзаменов в ГИБДД и объясняют это тем, что заключение скоро будет готово. А вот имеют ли они на это право — вопрос сложный.

— Например, недавно в томских СМИ появилась информация, что мы принимаем учеников из других автошкол, чтобы помочь им сдать экзамены в ГИБДД. На самом деле все было по-другому, — рассказывает Евгений Падерин, - К нам обратились коллеги, которые пока не получили заключение о соответствии требованиям материально-технической базы, с вопросом — можно ли недоучившихся курсантов, перевести к нам для завершения обучения и сдачи экзаменов. Согласно законодательству такая возможность теоретически есть, вы ведь имеете право перевестись из одной школы или из одного вуза в другой. Мы написали обращение в комитет по лицензированию, нам ответили что в принципе так делать не запрещено. В ГИБДД нам посоветовали согласовать этот вопрос с прокуратурой. Там нам пообещали подумать и ответить, после чего нами было получено из прокуратуры  предостережение о невозможности данного перевода. То есть, мы сами обратились за разъяснением вопроса, а в итоге все было подано так, как будто мы пытаемся привести на экзамены «чужих» курсантов.

Однако то, что школа еще не получила необходимые разрешительные документы, дающие право на обучение, не означает, что она не пытается этого сделать или сознательно затягивает сроки. Некоторые из них подавая документы не имеют подготовленную должным образом материальную базу, что выявляется при выездной проверке сотрудниками ГИБДД, в связи с чем получают отказ в её согласовании. Плюс никто не запрещает доучивать людей, поступивших в автошколы еще до вступления в силу новых требований.

Полный список автошкол Томска и области, уже получивших все необходимые документы для ведения образовательной деятельности можно найти на сайте ГИБДД.

Резонный вопрос — повлияет ли введение новых требований на качество обучения курсантов в российских автошколах. Пока судить об этом сложно, считают в Автошколе «Политехник». С одной стороны, новые стандарты предполагают наличие в каждой автошколе разного рода мультимедийных программ, повышены требования к преподавателям и инструкторам — все это должно помочь будущим водителям лучше усваивать полученные знания. Но однозначно утверждать, что новые требования существенно повысят качество обучения вождению, вряд ли возможно.

— В этом вопросе переплетается очень много факторов, не учитывать которые нельзя, в том числе и фактор человеческий. Любой человек начинает получать образование и усваивать новые знания только тогда, когда он этого хочет. В противном случае, даже при наличии всех необходимых условий, результат может быть нулевым, — говорит Евгений Падерин. — Я всегда привожу такой пример: есть страны, где права можно купить за 15–20 долларов и никто там не учится — это Таиланд, Вьетнам, Индонезия. У них даже в водительском удостоверении ошибки, они не знают правил дорожного движения вообще. Водители при проезде перекрестков равнозначных дорог ждут друг друга не зная, кто должен ехать первый. Но количество ДТП при этом у них в разы ниже, чем у нас. Все зависит от человека, от того, что у него в голове.

— Как и любая другая, проблема качества обучения в автошколе требует, конечно, комплексного решения и только ужесточением правил и требований её не решить. О чем тут можно говорить, если о правах и обязанностях пешеходов и пассажиров все узнают только когда приходят в автошколу, а начинать эту работу нужно еще с детского сада, — считает Рустам Хажиев. — Вообще по поводу курса подготовки водителей, еще как-то один из инструкторов сказал: сейчас минимальное количество практических занятий составляет 56 часов — это чуть более двух суток. Какой профессией вы можете овладеть за это время?Водитель — это профессия. Ни одной профессии хорошо за короткое время быстро не научат, нужна постоянная практика.

 

Текст: Егор Хворенков

Фото: Владимир Дударев