18+
18+
РЕКЛАМА
Книги, Принцип чтения, Принцип чтения.Екатерина Костина: «Иногда впечатления от книг я переношу в картины» Принцип чтения.Екатерина Костина: «Иногда впечатления от книг я переношу в картины»

Принцип чтения.
Екатерина Костина: «Иногда впечатления от книг я переношу в картины»

Актриса Томского театра юного зрителя Екатерина Костина считает, что в доме непременно должны быть книги. И сама постоянно увлеченно пополняет свою библиотеку, даже привозит интересные издания из других городов.

«Томскому Обзору» Екатерина рассказала о любимых книжных героях, в чьих произведениях они кажутся ей особенно живыми и узнаваемыми, какие книги, связанные с театром, ей нравятся. А еще том, как прочитанное вдохновляет на создание собственных картин.

 

— Сначала я читала только то, что нужно по школьной программе. А потом увлеклась литературой.

В 10 классе участвовала в школьной олимпиаде по литературе. Во втором туре нужно было написать сочинение, меня привлекла тема «Экранизация любого литературного произведения». Я выбрала «12 стульев», к тому времени успела и прочитать книгу Ильфа и Петрова, и посмотреть фильм, знала, что это работа Марка Захарова. Набрала за сочинение больше всех баллов, что меня удивило. В следующем туре надо было раскрыть определенные темы. Они звучали как «Война и мир в литературном произведении» и «Гений и злодейство». Каждому понятно, имелся в виду роман Льва Толстого и «Маленькие трагедии» Александра Пушкина. Но авторов не указали, и я в тот момент не поняла, о каких книгах речь, тему войны и мира отвечала по «Раковому корпусу» Александра Солженицына, а про гений и злодейство говорила на примере «Франкенштейна» Мэри Шелли. Тогда я была под впечатлением от этого романа. Преподавали мои рассуждения выслушали, поблагодарили, объяснили, что на самом деле они имели в виду Толстого и Пушкина. Я почувствовала себя неловко, но потом выяснилось, что я заняла призовое место.

***

Я недоученный филолог английского языка, первые курсы училась по этому направлению. Из того, что я читала, мне особенно запомнилась «Педагогическая поэма» Антона Макаренко. Когда взялась за нее, то думала, мне будет скучно. Оказалось, ничего подобного. Может, возраст у меня был подходящий — я только окончила школу. Мне понравилось, что он к каждому стремился найти свой подход, не предлагал всем ходить строем. Эта книга большого объема, но мне далась легко. Впрочем, скучно во время чтения мне редко бывает. Разве что «Шагреневая кожа» Оноре де Бальзака показалась мне совершенно не интересной, возможно, мне надо ее перечитать.

Филологом я не стала, поскольку сильно заболела, мне пришлось взять академический отпуск. Год не училась, зато за это время пошла в театральную студию, поработала радиоведущей и прочитала множество книг. В том числе всего Шерлока Холмса.

Если говорить про любимых персонажей, книги, то Шерлок, безусловно, один из них. Помню, ходила по врачам, и пока ожидала приема, сидела в коридоре и читала все время Конана Дойла. Он так пишет, что не оторваться! Именно поэтому я его книги легко и очень быстро прочитала. «Затерянный мир» мне тоже понравился, хотя истории не о Шерлоке у него совсем другие, не похожие на его детективы

С той же поры я с большой любовью отношусь к книгам Герберта Уэллса. Это фантастика, и местами наивная. Один из его рассказов помню особенно хорошо. Его герой, мужчина, жил очень однообразно, с ним ничего не происходило. Он просыпался, ел, шел на работу, читал газету… И никаких событий. Но у него была теплица с цветами, среди которых оказался редкий вид орхидеи. Она была ядовитой. Однажды он ее неловко задел и отравился. Ему было плохо, его долго лечили, он еле выкарабкался… Этот случай стал единственным ярким моментом в его жизни, он с радостью всем рассказывал об этом происшествии.

***

Сейчас я четвертый год учусь в театральном институте в Екатеринбурге. Читать по учебе приходится очень много, нам выдают огромные списки. Когда я начинала обучение, то жила еще в родном Семипалатинске в Казахстане. Там с книгами туго, выбора почти нет. Есть в городе замечательный букинист, но когда я пришла с первым списком по литературе, то выяснилось, что большинства книг не найти и там. Стала возить нужные книги из Екатеринбурга, куда приезжала на сессии. Тяжело, конечно, но все равно привозила их домой.

 

Я и в этом году вернулась после учебы с новыми книжками. Не удержалась.

 

За 4 года учебы в моей библиотеке прибавилось немало произведений. Бальзак, Теккерей, Сартр, Пиранделло, Булгаков… Как бы банально это ни звучало, но «Мастер и Маргарита» одна из моих любимых книг. Особенно мне интересна линия Воланда и его свиты, а также характеры тех людей, которых они наказывают. Они меня привлекают больше, чем история Мастера и Маргариты. Во время сессии купила книгу, изданную к юбилею Михаила Булгакова, там все его портреты собраны, много документов, программки. Бумага глянцевая, издание красиво очень оформлено. Я не пожалела 800 рублей, с удовольствием ее прочитала.

Много книг приобретаю про актеров, режиссеров, театры. Так у меня получилось во время последней сессии: купила про московский театр-студию Табакова, про Петра Фоменко, про Галину Волчек, про Фаину Раневскую. Последняя — не сборник известных афоризмов, а воспоминания Глеба Скороходова. Он приходил к Раневской, чтобы она записала рассказы для радио, в итоге они стали общаться, он часто бывал у нее в гостях. Потом написал книгу, куда вошли далеко не только смешные вещи, но и многие факты, истории о самой актрисе. Например, оказывается, у нее за 38 лет было всего 16 ролей! Когда я об этом узнала, то подумала: «Боже мой, что же мы тогда переживаем, что у нас мало работ!».

***

Благодаря учебной программе я открыла для себя «Дон Кихота» Сервантеса. Когда я начинала его читать, он казался мне скучным, даже стал раздражать сам герой. Какие мельницы?! Зачем эта борьба?! Слишком уж натянутая вера в идеалы получается… Но читала, читала и постепенно поняла: да, я уже с ним, я уже верю ему, вижу этого рыцаря печального образа.

***

Единственное, что в последнее время я прочла не по программе, это были книги про Михаила Чехова. Я поняла, что он, его техника, мне ближе подхода других актеров. Мне понравилось, как он пишет о том, что многие артисты пытаются себе придумать характерность, например, шепелявость, сами себя этим мучают. Хотя лучше «отпустить» роль, пусть сначала будет труднее.

Он сам очень хотел сыграть «Дон Кихота», этого так и не случилось. Но в своем дневнике он все детально прописал про этого героя: какие у него жесты, как он падает с лошади и встает… Такое у него было видение роли, он умел немного со стороны смотреть. Советовал дома накануне спектакля представлять, как будешь играть. Не ходить по комнате и что-то изображать, а именно представлять мысленно. У меня такой же подход. Не потому это говорю, что я такая же талантливая, как Чехов, просто оказалось, что я тоже именно так делаю.

Я смотрела фильмы с Михаилом Чеховым, он везде разный. Когда говорят: «Ты выходишь на сцену, и это все равно ты», мне сложно. Может, дело в том, что я не считаю себя интересным в жизни человеком, и поэтому не хочу быть самой собой. Тогда буду постоянно думать, что мне на сцене не хватает яркости и разнообразия в себе. Для меня важно, чтобы в спектакле на сцене был постоянно разный человек. Не скажу, конечно, что я как Чехов все расписываю. Но в каждом спектакле быть самим собой мне кажется пресным. Хотя тот, кто очень ярок в жизни, он и на сцене, вероятно, всегда будет интересен.

***

Сегодня из литературных персонажей мне больше всего нравится Коровьев из «Мастера и Маргариты» и Акакий Акакиевич из «Шинели». Они совершенно противоположные. У Булгакова Коровьев такой легкий. А Акакий Акакиевич — маленький человек… У Гоголя мне многие характеры интересными кажутся, они непростые и очень разные. Мне они все время видятся скрюченными, с большими носами, эдакие бесенята.

 

Я однажды нарисовала Акакия Акакиевича. Когда произведения на меня сильное впечатление производят, то иногда это выливается в картину.

 

Есть еще работа про Раскольникова. И с «Язычниками» Анны Яблонской, современной пьесой, спектакль по которой идет в нашем ТЮЗе, у меня один рисунок связан.

***

Мне бы хотелось сыграть Коровьева и Акакия Акакиевича. Да, это мужские роли, но почему бы не помечтать? Тем более, в спектакле «Дачная лихорадка» я играю мальчика.

Видела телеверсию спектакля по «Шинели», где Марина Неелова играет главную роль. Она на стуле сидит в гриме, и диалогов у ее персонажа почти нет. И эта его фраза «Зачем вы меня обижаете» так звучит… Простая, но в ней для меня характеристика персонажа. Он нелепый, сидит, буквы вырисовывает, над ним все смеются. Его так жалко… Он пришел просить, начал разговаривать так, как раньше не говорил, в итоге заболел. Это маленький человек, и я его вижу иногда среди людей.

***

Часто говорят про современные пьесы: «Это наша жизнь!». Но у меня обычно не возникает такого ощущения. Я не люблю, когда в театре меня начинают пугать. На сцене убийство ребенка, наркоманы, самоубийцы, отчимы, насилующие падчериц… Меня больше задевает, когда я вижу ужас во взаимоотношениях, от этого скорее будут мурашки бегать, чем от страшных событий. Еще многие пьесы, которые я читала, написаны совершенно примитивным языком.

Часто в современных пьесах я не вижу себя и знакомых. А когда Сергея Довлатова читаешь, прекрасно представляешь себе его персонажей. Например, в «Заповеднике» Михалыч, который постоянно квасил — я убеждена, что встречала его где-то на улице. Или эти экскурсоводы, требующие от героя отвечать, что Пушкин — это наше все. Представляю себе эту женщину. И смешно, и грустно. Довлатов не как анекдот их описывает, а показывает нашу жизнь, и этим меня привлекает.

У Довлатова я не все еще прочитала, радуюсь, что еще несколько книжек меня ждет.

***

Еще из тех книг, что собираюсь в скором времени прочесть — это «Любовь во время холеры» Габриэля Маркеса. Я жду, когда доберусь до нее, и это очень приятное ожидание. Нам замечательный преподаватель по литературе советовал, что почитать не по программе. У всех свои списки получились. Он так интересно рассказывал про эту книгу Маркеса, что я сразу пошла и ее купила себе.

«Сто лет одиночества», естественно, читала и очень люблю. Хотя с ним было непросто — роман не делится на главы, идет сплошным текстом, и очень сложно остановиться. Обычно думаешь: «Сейчас, дочитаю до конца главы…». А здесь нелегко было найти место для паузы.

***

С радостью читаю книги про любимых художников. У меня это Ван Гог и Иероним Босх. Мне нравится Ван Гог, потому, что у него все легкими мазками написано. Может, этим мне он напоминает Гоголя, его книги мне тоже представляются написанными мазками, я в этом вижу параллели. У Ван Гога есть картина, где изображен старик, закрывший лицо руками, в черно-белых тонах. И я, когда ее увидела, то поняла, что это Акакий Акакиевич после того, как у него шинель украли. Так у меня картины и книги переплетаются.

У Босха мне нравятся странные существа, которых он изобразил на своих полотнах.

***

Спектакль «Победители», который у нас в ТЮЗе поставил режиссер Митя Егоров, по прозе Светланы Алексиевич. Я ее и раньше читала, мы изучали ее во время учебы. Во время репетиций режиссер давал нам выбор, мы могли выбрать тот фрагмент текста, который нас особенно зацепил, если он, конечно, нам подходил. Мне очень интересно было работать с этим режиссером. Он не говорит лишнего, не придумывает сверхъестественного. Просил нас, чтобы мы, девочки, которые не воевали, не играли бы чужие воспоминания, не ревели бы. Нет, это именно воспоминания тех женщин, рассказанные нами.

Митя Егоров очень талантливый режиссер и при этом хороший человек, редко встречается подобное сочетание. Ради таких постановок, как его «Победители», и стоит работать в театре. При этом Митя еще и драматург, пишет под псевдонимом Данила Привалов. В театре в Семипалатинске идет прекрасная постановка его пьесы «Прекрасное далеко». Когда я ее посмотрела (еще даже не предполагая, что через некоторое время буду работать в спектакле Мити), то мне очень понравилась эта история. Я удивилась, когда узнала, что это современная пьеса. Монологи Саныча, его разговор с Богом, произвели на меня сильное впечатление. И рассказ Васи, который после смерти отправляется посмотреть на своих родных запомнился. Он говорит: «Там, знаете, там осень сейчас. Там под дождем с зонтом идешь. Там серое небо, и дождь такой моросит не противный. И асфальт черный весь. И шумит что-то. Там камни мокрые. Там запах другой. И по улице — идут, идут». Все, наверное, в детстве думают о смерти. Я помню, мне снилось, что меня уже нет, я летаю над квартирой, вижу знакомую мебель, родителей и испытываю это ужасное ощущение: я здесь, а они меня не видят… И в спектакли было об этом же. У меня даже мурашки пошли от этой сцены, так все было близко к моим мыслям.

***

Обычно я читаю быстро, за 8 дней 8 романов перед экзаменом — это возможно. А когда я родила сына и год сидела в декрете, то все это время читала один роман — «Идиота» Достоевского. Никуда не торопилась. У меня особое воспоминание о князе Мышкине, я понимаю, такого человека я не встречала никогда, ни в кино, ни среди знакомых. Нет таких людей, которые умеют так прощать, так смотреть друг на друга. И ты чувствуешь, что он прав. Например, когда на тебя кричит человек, а ты видишь, какие у него проблемы и его оправдываешь, то ты вовсе не «бедная овечка» в этой позиции. Наоборот, ты сильнее. Князь Мышкин зацепил меня тем, что я такого персонажа не встречала.

Очень мне запомнились из романа и воспоминания князя Мышкина о том, как он едет на казнь. Мне кажется, подобные мысли у каждого были, когда ты идешь на что-то для тебя страшное — серьезный разговор или экзамен. И видишь, кругом люди, которые просто спешат по своим делам, и как же ты хочешь оказаться на их месте! Это было для меня точно переданное в романе ощущение.

Было здорово целый год читать роман Достоевского и никуда не торопиться. Мне обидно, что многим портят отношение к этому писателю в школе.

 

Как дети читают «Преступление и наказание»? Все знают, Раскольников убил старуху. Кому интересно читать про его мучения? Хотя многое и зависит от преподавателя, но все-таки рано изучать эту книгу в школе.

 

Своему сыну я много читаю. Как мне кажется, я отталкиваюсь от его интересов. Был период, ему очень нравились драконы. Мы смотрели мультики «Как приручить дракона», оказалось, что он снят по пятитомнику. Я заказала в интернет-магазине сразу все книги.

Я давно думаю, что про драконов можно поставить замечательный детский спектакль. Так и вижу их длинные ноги, большие крылья…

***

Читаю ребенку много стихов. Елена Григорьева, Генрих Сапгир, Петр Синявский… Смешно было, когда размышляла, покупать ли дорогую книгу последнего. Но открыла, вижу, написано: «художник Екатерина Костина». Решила, это знак, и приобрела ее.

Очень мне нравится «Сказки Маленького Лисёнка» Игоря Фарбаржевича, это по ним мультфильм «Земляничный дождь». Они в чем-то схожи с историями о ежике и медвежонке Сергея Козлова, тоже философские. Читаю «Белое облако, сизая тучка» и понимаю, это рассказ про смерть. Лисенок увидел облако, и, как объясняет ворона, это означает, что кто-то умер. Смерть приходит за папой лиса, а лисенок ее отправляет отдохнуть, предлагает на северный полис слетать. Она говорит: «Но, лисенок, знай, я вернусь!». Он же потом говорит с вороной, что, может, она все-таки не вернется, сонный ветер ее усыпит… И заканчивается история тем, что «Сегодня такой безоблачный день». Значит, никто не умер… Для меня это больше, чем просто рассказы.

***

При выборе детских книг для меня важны иллюстрации. «Компьютерных» колобков не люблю. Предпочитаю акварели. Иногда из-за рисунков брала издания, недавно в Екатеринбурге хорошую «Снежную королеву» купила.

«Круглый год» Юрия Коваля меня и иллюстрациями, и сами рассказами привлек: там все, как я люблю. Начинается весна, и кот расцвел. Старушка Орехьевна, чьего папу звали Орехий Орехьевич. На фразу «Хорошо тут у вас в деревне» звучит ответ: «Что тут хорошего, аньдел мой? Лес да комары». Это почти Чехов уже!

Рассказы Чехова я, кстати, своему сыну тоже читаю.

Еще люблю сказки народов мира. Нравится, что они все разные, у каждого свой юмор.

***

По моим наблюдениям, сегодня редко встречаются дети с хорошо развитой фантазией. Подозреваю, это от переизбытка гаджетов в нашей жизни. Все есть, все нарисовано и озвучено, и ребенку сложно себе еще что-то представить.

Уверена, детям непременно нужно читать. Мы засыпаем только с книжкой. Еще мне кажется важным, чтобы ребенок видел книги, рос в доме, где они есть. Тогда и интерес к чтению у него будет.

У меня в детстве так и было — моя мама много читала, и мне потом книги советовала, так что все идет от родителей.

 

Текст: Мария Симонова

Фото: Мария Аникина