Принцип чтения.
Андрей Черпин: «Лучше забыться с книжкой, чем как-то иначе»
Режиссер Андрей Черпин поставил в томском драматическом театре очень редкое для сцены произведение — «Роман с кокаином». Мы решили, что это очень хороший повод выяснить его книжные предпочтения.
И узнали, как вовремя прочитанное произведение может повлиять на режиссерский замысел, можно ли читать накануне премьеры и какие книги этому герою нашего «Принципа чтения» не нравятся, а заодно поговорили о современной литературе. Итак, слово Андрею Черпину.
— Я книгочей. Если говорить о хобби, то книги — это мое! Начал читать лет в 5, правда, в первом классе разучился, поскольку нас стали иначе учить. До сих пор, когда надо разбивать слово по слогам, впадаю в
В детстве я брался за все подряд. У запрещенного Мориса Дрюона искал эротические сцены (у меня же было советское детство, тогда тяжело было найти такие книги). Читал все, что под руку попадалось в библиотеке родителей, и детскую литературу, и взрослую. И Чехова, и Лермонтова, и Пушкина, и Льва Толстого, и Алексея Толстого. Книжки про войну любил: Юрия Бондарева, Василя Быкова, мемуары военных летчиков, истории про партизан. Нравились мне и приключения — Купер, Майн Рид. Конан Дойла очень любил, прочитал все его собрание сочинений. И Жюль Верн, конечно, мне нравился. В общем, все, что полагалось советскому мальчику прочитать, я изучил от корки до корки.
***
С возрастом мне стали нравиться интеллектуальные авторы: Милан Кундера, Айрис Мердок, Милорад Павич.
Милан Кундера был мне интересен пристальным и острым анализом человеческой психологии и тем, что он умел передавать ощущение так называемой невыносимой легкости бытия. Это некое мучительно переживаемое состояние жизни, радостное и одновременно беспросветное.
К Павичу быстро остыл.
Про Айрис Мердок я узнал благодаря Иосифу Бродскому: в одном из своих эссе он утверждал, что это одна из лучших современных писательниц, автор интеллектуальной прозы. Начал читать. Не зря Бродский ее рекомендовал! Я с интересом прочитал «Дикую розу», «Под сетью», «Море, море», «Черного принца» и другое. Люблю ее произведения.
***
Очень интересны мне были Хулио Кортасар и Гарсия Маркес, латиноамериканская литература.
Был период увлечения серебряным веком, особенно много читал Федора Соллогуба, Дмитрия Мережковского, Михаила Кузьмина. Борис Зайцев был прекрасным писатель, книгами Андрея Белого я, конечно, тоже увлекался. Я много времени посвятил серебряному веку.
***
Если говорить о начале ХХ века, то мне не только русская литература этого периода нравится, но и европейская. Я очень любил роман
***
Мне интересен и начальный советский период. Обожаю Андрея Платонова, Бориса Шергина. А «Козлиная песнь» Константина Вагинова — это просто гениально! Она в
***
Мой самый любимый писатель — это Борис Поплавский. Впрочем, эмигрантская проза
«Апполон Безобразов» Поплавского, где действие происходит в эмиграции в
«Роман с кокаином», по которому поставил в Томске спектакль, я впервые прочитал в
***
Мне нравится читать современных философов. К примеру, Владимира Бибихина или Сергея Аверинцева. В Томске читал книжку прекрасного поэта и мыслителя Ольги Седаковой. Мне по душе жанр философского эссе.
***
Есть книги, которые мне не интересны. Например, обэриутов я читал, но остался к ним равнодушен.
Умберто Эко мне тоже не слишком нравится. У его книг откровенно искусственная конструкция. Он все время имитирует некую жизненность своей прозы. Все равно его персонажи больше похожи на манекены, а не на живых людей.
«Улисса» Джойса я, как, наверное, и многие, не смог прочесть. Это такая книжка, которую ты всю жизнь читаешь, и все равно не дочитываешь. Мой друг читает по странице в год. Не думаю, что он столько проживет, чтобы дойти до конца этого романа.
Вторая моя недочитанная книга — это «Божественная комедия» Данте.
С каждой книжкой у тебя возникает своя история. С одной ты живешь, как с женой. Бывает книжка на одну ночь. Некоторые ты читаешь от корки до корки и перечитываешь, перечитываешь, другие стараешься поскорее забыть… Все время разные отношения возникают.
Книги Виктора Пелевина мне давно интересны. У него ранние рассказы блестящие, среди особенно мною любимых — «Хрустальный мир», «Затворник и шестипалый». Нравятся мне «Жизнь насекомых», «Желтая стрела», «Любовь к трем цукербринам». Но сейчас,
В любом случае я его новую книгу обязательно читаю, потому что с точки зрения анализа состояния современного человека и общества он, на мой взгляд, самый острый писатель.
Правда, перечитывать книги Пелевина я не могу. Мне все с ними понятно, поэтому возвращаться к ним не хочется. Это за философские вещи, того же Бибихина, с удовольствием снова берешься.
***
Если говорить о современной литературе, то у Михаила Шишкина «Венерин волос» я прочитал с интересом. Мне понравилось, но дальше у нас «роман» пока не продолжился.
«Сердце Пармы» Алексея Иванова мне запомнилось. Замечательный писатель и очень современный.
У Эдуарда Лимонова люблю его ранние вещи. «Это я, Эдичка» — прекрасная проза по степени пронзительности.
Из поэзии мне близки Иван Жданов и Андрей Родионов. С последним, я знаком лично, он очень интересный человек. И как он читает свои стихи! Я на Красноярской Ярмарке Книжной Культуры его слушал. Возможно,
***
Одно время мне нравилось, как пишет Александр Иличевский. Мне кажется, он хорошо уловил свое время и муку своего поколения. Но читал я его недолго. Он, безусловно, талант, но с оттенком графоманства. Постепенно вязнешь в его текстах. К примеру, каждая новая книжка Пелевина, не является графоманством. В ней есть острота мысли и нерв, что заставляет читать его новые романы. А Иличевский чрезмерно избыточен, слишком много у него лейтмотивов в тех книгах, которые я пытался читать. Возникает ощущение суеты душевной и интеллектуальной. А ты хочешь катарсиса. Через некое потрясение ты приходишь к некоему осознанию мира, тебе открываются
Книги Захара Прилепина мне не нравятся. Мне кажется, он слабый писатель, хотя интересная фигура с богатым опытом.
Из писательниц почитал Дину Рубину и Людмилу Улицкую. Не стал их фанатом. Чувствуются в этой прозе «белые нитки». И у обеих такая женская интонация… Когда ты достаточно изучил их книги, то многое для тебя становится понятным слишком быстро. Предсказуемость Рубиной и Улицкой привела к тому, что я стал в
***
Неизвестно откуда тебе как режиссеру придет «привет».
У меня там главный герой был Дионис, только не от избытка, а от недостатка. У него также «едет» пол — он не мужчина, не женщина, не молодой, не старый. Женщины сходят с ума по нему, он все время находится на границе жизни и смерти. Плюс ко всему, оживляя мертвых в своих воспоминаниях, он словно возвращает их к жизни, по крайней мере, для самого себя.
Для меня книга стала импульсом, подсказкой, как решить этого персонажа. Получилось здорово, неожиданно, точно. А я просто прочитал нужную историю.
Иногда
***
Я ужасно не люблю писать инсценировки, но иногда все варианты что есть, настолько
Считаю, «Дядюшкин сон» я прекрасно сделал, но это был эскиз на лаборатории, сырой материал, который так и не стал спектаклем. Теперь я главный режиссер в театре, где создавался этот «Дядюшкин сон». Но возвращаться к той работе не собираюсь. Со спектаклем как с ребенком: его сделали таким. Можно шину наложить, если ножка кривая, чтобы она стала ровнее, его душа от этого все равно не изменится. Может быть, я
***
Есть мода на книги. Был момент, когда вдруг все начали читать Паланика, потом Кундеру, потом Павича, потом Мураками, а потом этого фальшивого Паоло Коэльо. Думаю, из окружения мода берется. Этот прочитал, тот, все они говорят, что крутая книга. И ты тоже стремишься прочесть. Не знаю, что сейчас в моде. Может, потому, что я уехал из Питера давно, и вне контекста нахожусь. С друзьями о другом теперь уже говорим, не о книгах. Теперь я сам для себя моду определяю!
Сейчас случай помогает мне выбирать книги. Иногда увижу интересное произведение у
Когда у меня спектакль на выпуске, то я порой читаю, порой нет. Бывает, незадолго до премьеры нравится
Текст: Мария Симонова
Фото: Мария Аникина