18+
18+
РЕКЛАМА
Книги, Принцип чтения, Принцип чтения.Анна Николаева: «В нашей семье главным сокровищем были книги» Принцип чтения.Анна Николаева: «В нашей семье главным сокровищем были книги»

Принцип чтения.
Анна Николаева: «В нашей семье главным сокровищем были книги»

Витамины для души — правильные книги. В этом уверена Анна Николаева, владелица центра моды и красоты «Подружка невесты». В каждый момент жизни важно найти свою, которая вдохновит или уведет «вглубь», а, может, просто даст новые инструменты для повышения эффективности в делах.

В «топе» любимых писателей Анны — Виктор Франкл, Ник Вуйчич, Элинор Портер, Джейн Остен, Ким Чан и Рене Моборн.

Героиня нашего очередного «Принципа чтения» рассказала нам о целебных дозах букв для души, ума и сердца, а также о корпоративной библиотеке.

 

— В нашей семье главным сокровищем всегда были книги. Именно в них, а не в вещи, мебель или еду, моя мама, филолог и журналист, вкладывала значительную часть ее небольшой зарплаты. Выписывала собрания сочинений, выискивала редкие экземпляры из «иностранки». Какими-то изданиями менялась с коллегами в редакции, где работала. Многие книги мама потом отдала мне. Она и сегодня время от времени пополняет нашу семейную и корпоративную библиотеку.

***

В детстве, как все, я очень любила Астрид Линдгрен. Зачитывалась ею, особенно мне нравились книги про Малыша и Карлсона. Очень переживала за эту авантюрную и захватывающую связку летающего мужчины и мальчика, который был его верным другом и постоянно отвечал за его проделки перед родителями. Другим автором, с чьими книгами я не расставалась, был Владислав Крапивин, вся его серия историй для подростков, начиная с «Мальчика со шпагой», затем книги «Журавленок и молнии», «Трое с площади Карронад»… Если моя подруга читала в 9 классе уже более интеллектуальные, взрослые вещи, такие, как «Сага о Форсайтах» Голсуорси (и в итоге стала преподавателем вуза), то мне в том возрасте была интереснее подростковая литература с близкими сюжетами и забавными героями. Эх!…

***

Книга, которая поразила меня в юности (наверняка никого не удивлю) — это «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова. Помню, я проглотила ее за одну ночь, читала до утра не отрываясь. Как, наверное, и многие мои сверстницы-старшеклассницы, я представляла себя Маргаритой, с желтыми цветами прогуливающейся по улице и мечтающей о своем Мастере и необыкновенной жизни, полной большого смысла.

***

Потом я приехала в Томск и поступила на факультет журналистики в ТГУ. В студенчестве мы группой зачитывались «Волхвом» Джона Фаулза, «Степным волком» Германа Гессе, учились читать Мераба Мамардашвили. Эти и другие книги нам подсовывал преподаватель философии Алексей Иванович Гавриляк. Вообще походы в «научку» были не обязаловкой, а неким волшебным действом.

 

Мы занимались в одном огромном зале с филологами и юристами, выписывали книги из хранилища, и кто помнит запах старых книг и легкий гул — тот уже «инфицирован» чтением.

 

«Гордость и предубеждение» Джейн Остен — это книжка, с которой вообще начался наш Центр моды и красоты. Роман написан более 200 лет назад, но проблемы, которые в нем поднимаются, общечеловеческие и потому всем понятные. Как вы помните, семья Беннетов пытается устроить судьбу своих пятерых дочерей. Из-за предубеждения главного героя большая, настоящая любовь чуть было не оказывается несостоявшейся, но в итоге благодаря искренним чувствам и благородству мистера Дарси все складывается благополучно. Итог — свадьба двух прекрасных пар: Лиззи и Джейн обретают счастье.

Те, кто смотрел экранизацию романа, обычно спорят, с чего лучше начинать: с книги или фильма. Я считаю, что можно первым делом посмотреть фильм с Колином Фертом в главной роли. Когда вы потом откроете книгу, мистер Беннет у вас будет говорить голосом Бенджамина Уитроу, мистер Дарси, конечно же, будет рассуждать в манере Колина Ферта, фильм и книга достойны друг друга.

Как «Гордость и предубеждение» повлияла на рождение нашей «Подружки невесты»? Просто два года назад в длинные январские каникулы мы с мужем решили посмотреть экранизацию с Колином Фертом. Все в истории крутилось вокруг замужества, а юные леди были одеты весьма скромно. Мне показалось, что, если бы девушки выглядели более элегантно, они бы гораздо быстрее устроили свою судьбу. Шутка шуткой, но мы с Алексеем (муж героини - прим.ред) заговорили о том, как можно помогать элегантно и достойно одевать невест в Томске… Так появилась идея создания центра моды и красоты. Потом был достаточно длинный и непростой подготовительный период, но в итоге сейчас мы наряжаем девушек и дам и в свадебные наряды, и в вечерние, и даже работаем в стиле повседневного элегантного шика. А во всем виновата Джейн Остен!

***

Когда мы открыли «Подружку невесты», то решили: журналы — это прекрасно, у нас будет глянец по современной моде, но в глубине души, конечно, мечтали о своей библиотеке. Я выбрала для нее некоторое количество своих любимых книг, а также спросила у подруг и у наших клиентов, что им было бы интересно. Люди высказывали свои предпочтения, рекомендуя издания, либо, напротив, говорили: «О, только не бери попсу! Бульварной литературе у вас не место!». Так и не дали прочесть «50 оттенктов серого», за что я им благодарна.

В нашей библиотеке собраны разные книги, и мы охотно меняемся или делимся ими. На днях, например, Евгения Делли подарила книгу по укладу в русских семьях. Кто-то свои приносит почитать, ставит на полки, оставляет. У нас каждый находит свою книжку: Шарлотта Бронте для юных девушек, кому еще только предстоит открыть для себя «Джейн Эйр»; книга Виктора Франкла «Сказать жизни «Да!» для тех, кто читает «вглубь»; «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда — как обязательная к прочтению.

Некоторые книги берут домой почитать и потом непременно возвращают. По многим изданиям в мягких обложках уже видно, что они популярны.

 

Это приятно, книги должны жить, должны быть зачитаны!

 

Книги про моду в нашей библиотеке, конечно, тоже есть. Например, «Мода ХХ века. Коллекция Института Киото» — она потрясающе раскрывает каждый этап развития. История моды писалась вслед за теми событиями, что потрясали весь мир. Как упрощались формы, куда ушли корсеты, откуда появились прямые линии, почему Диор вввел новый лук и вернул пышные юбки, высокие пояса, женственные формы… Прочитав эту книгу и посмотрев иллюстрации (а их база здесь очень хорошая), можно найти узнаваемые мотивы. Например, когда Энди Уорхол совершил революцию в поп-арте, это отразилось и на костюмах. Его знаменитые банки кэмбелловских супов, созданные в 1960-62 годах, были ради того, чтобы показать общество потребления на пике. А это вошло в историю моды как некий китч и стало популярной «фишкой» тех лет.

Какой год ни откроешь в книге, везде видишь в фасонах, в текстурах или в узорах отражение того, что происходило в мире в тот момент и что творилось в сфере моды. Рассказывается и о том, как от высокой подиумной моды мы перешли к прет-а-порте, теории готового платья. Долгое время она не принималась, считалась ширпотребом, модным домам пришлось провести серьезную работу, чтобы изменить мнение, убедить, что прет-а-порте может быть достойным, может отшиваться из дорогих материалов по индивидуальным лекалам.

***

Из Лондона подруга привезла мне книжку о золотом веке Голливуда. Уильям Травилла, дизайнер, создатель нарядов для Мэрлин Монро, рассказывает обо всех платьях, которые актриса надевала в фильмах. Подробно показано, как они создавались. Очень полезная и вдохновляющая книжка с прекрасными фото Мэрилин. И эстетически интересное издание, в нем много красивых эскизов, ими можно долго наслаждаться. Но самое ценное для меня то, что подружка везла этот внушительный, тяжелый том из сердца Туманного Альбиона.

***

Книгу «Поллианна» первой прочитала моя дочка. Это чудесная сказка, которая как и «Маленький принц» Экзюпери, написана и для детей, и для взрослых. Простая повесть о девочке, которая училась радоваться в те моменты, когда, казалось бы, радоваться нечему.

«Поллианна» написана трогательным языком, но это глубокая книга. Уверена: те, кто ее прочитает, получат «прививку оптимизма». Рекомендую ее всем именно сегодня. Она проста, изящна и читается на одном дыхании.

По сути, это история глазами ребенка о том, как можно изменить мир вокруг, сделать людей счастливее одним только словом или искренним поступком. Пересказ книги звучит банально, ее надо читать. Эта чудесная книга приносит радость и вдохновляет на очень добрые поступки.

***

Еще один мощный жизнеутверждающий пласт — это книги Ника Вуйчича. Человек, родившийся без конечностей, возглавляет ряд благотворительных фондов и помогает людям. Сегодня он счастливо женат, у него есть сын, он активно занимается спортом, объездил много стран, в том числе и Россию. В своей книге «Жизнь без границ» Ник описывает, как искал ответ на вопрос, почему он родился таким «особенным», как он пережил отчаянье, как хотел покончить жизнь самоубийством в подростковом возрасте. Рассказывает, как он ушел от таких мыслей, что помогло ему научиться жить полной жизнью и не потерять любовь и доверие к людям. Его книги (их несколько, можно читать любую) о поиске сил, они глубокие и добрые.

***

Есть книга, которую я очень уважаю и люблю. Она называется «Сказать жизни «Да!» С каждым разом эта книга звучит для меня все глубже. Ее автор — Виктор Франкл, известный австрийский психолог, который провел три бесконечных года в концлагере. Понятно, что каждый день, каждую секунду он выживал. Пообещав самому себе, что, несмотря ни на что, он не сойдет с ума, не бросится на проволоку, окружавшую лагерь (она была под высоким напряжением), он мечтал о встрече с женой после войны. Голодный, замерзший, изнуренный тяжелой работой на нацистов, он отчетливо представлял себя стоящим в залитой светом аудитории и читающим лекции студентам. Его спасло, как он сам написал, «упрямство духа».

«Сказать жизни «Да!» Виктора Франкла — это больше, чем документальные записки, фиксирующие пребывание психолога в концлагере. Это глубокое откровение, которое между строк гласит: мы сами делаем выбор. Каждую секунду, даже в самых свинских условиях, именно мы определяем, кто мы есть. И выживает не тот, кто физически сильнее, а тот, у кого есть смысл, ради чего жить. Каждый определяет, что будет этим смыслом: вера в Бога, любовь к жене, детям или работа. Франкл цитирует в своей книге Фридриха Ницше: «У кого есть «зачем», тот выдержит почти любое «как». «Дело не в том, чего мы ждем от жизни, а в том, что жизнь ждет от нас в каждой конкретной ситуации».

 

Этот вопрос каждую секунду перед нами ставится, и только мы сами способны на него ответить. Человек сам решает, кто он.

 

Часто я получаю книги в подарок от друзей. Они мне дарят то, что сами считают важным и интересным. Еще ни разу не было случая, чтобы «пересеклись» две одинаковые книги. Например, одно из последних «сокровищ» от семьи Дмитрия и Катерины Лизуновых, известных юристов, это книга «Стратегия голубого океана». Ее авторы — Ким Чан и Рене Моборн, профессора, известные специалисты по мировой экономике. Она полезна всем, кто хочет как владелец проекта заработать деньги и при этом не биться лбом с конкурентами, а организовать свое собственное пространство для бизнеса. Два эксперта предложили свой собственный взгляд на то, что такое бизнес вне конкуренции. Если представить все виды бизнеса как некое единое пространство, то те ниши, где много игроков и жесткое соперничество, можно назвать алыми океанами. Но ты можешь создать собственное дело, не играя по чужим жестким законам, а поднявшись над ними и предложив ряд своих идей, установив свои правила. Нужно просчитать для своей стратегии ценность этого продукта — эмоциональную, функциональную — и занять свое собственное пространство, создав «голубой океан». Как это сделать — подробные стратегии расписаны в книге.

Хороший пример «голубого океана» — «Цирк дю Солей». Он появился в момент, когда цирки переживали кризис, теряли зрителей, предпочитали другие развлечения. Цирки, которые работали тогда в «алом пространстве океана», начали жесткую конкурентную борьбу друг с другом. Они приглашали самых знаменитых клоунов, перекупали друг у друга дрессировщиков зверей. «Дю Солей» создал свой «океан», еще никем не занятый. Он связал лучшие традиции циркового представления и театр, а от дрессировщиков и клоунов в цирке отказались вовсе. Кто видел выступления артистов этого цирка, понимает, насколько в нем добавлено театрального драматизма, как искусно увязано представление в единую концепцию, как потрясающе сопровождает все шоу специально заказанная музыка. Кроме того, этот цирк видоизменил шатер так, чтобы гостям было удобно сидеть во время шоу. До сих пор «Дю Солей» любят и знают во всем мире как лучший цирк. Я была на его представлении в Штатах, «Шоу «О» — ни с чем не сравнимо! Мечтаю, чтобы «Дю Солей» когда-нибудь показал его в России.

Когда я прочла книгу, «Подружка невесты» уже год работала. Но все это время мы интуитивно делали то же самое, «океанили» в полной мере. Когда создавали наш Центр, то решили, что помимо лучших стилистов и широкого ассортимента, удобных условий примерки и покупки, мы должны скрепить все смысловой, нематериальной, ценностью. Так родился слоган — «Мы создаем счастливые семейные традиции!».

 

Выкуп невесты, фотосессия, постановка танцев, свой центр красоты — так мы попробовали создать свой «голубой океан» в рамках томского пространства.

 

Буквально в марте мы с командой создали свой литературный клуб. Раз в месяц наши стилисты, косметологи, визажисты, офис, парикмахеры, администраторы — словом, все желающие собираются в нашем зеркальном зале за чашкой чая и книжкой. До этого девочки покупают в нашу библиотеку книгу, которая произвела на них большое впечатление. Мы делимся новинками друг с другом, обсуждаем лучшие, обмениваемся своими мыслями. Забавно, что «подружки» иногда выбирают совершенно неожиданные произведения — но это и интригует. Например, что нам расскажет директор Саша о стиле «rustic» в следующий раз?

 

Текст: Мария Симонова

Фото: Мария Аникина